Применяемые инновационные методы – использование ИКТ, проблемно-модульное обучение, деятельностный подход к учебному процессу.
Применение проблемно- модульного обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е:
научиться учиться («умею учить себя»);
развивать познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»);
поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);
совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам оцениваю свою деятельность»).
Основной метод обучения – занятие- путешествие, с целью закрепления полученных знаний.
Содержание заданий носит яркий воспитательный характер, но этот метод помогает избежать излишней морализованности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по внеклассной работе МАТЕМАТИКА 4 класс »
Внеклассная работа по математике в начальной школе
Внеклассные (внеурочные) занятия проводятся с целью углубления математических знаний учащихся, расширения их кругозора, решения примеров и задач повышенной трудности, знакомства с некоторыми внепрограммными вопросами, сведениями из истории математики.
В школьной практике встречаются такие виды внеклассной работы с младшими школьниками: математические кружки, олимпиады, викторины, экскурсии, "вечер" занимательной математики, выпуск математических газет, оформление математического уголка.
Организуя внеклассную работу, учителю нужно придерживаться следующих рекомендаций:
1) внеклассное занятие проводится с учетом уровня математической подготовки учащихся;
2) внеклассная работа основана на принципе добровольности с учетом индивидуальных запросов учащихся;
3) занятия отличаются от уроков и преимущественно носят занимательный характер;
4) учащимся предоставляется больше инициативы и самостоятельности при проведении мероприятий.
Математический кружок
Математический кружок, как правило, проводится с учащимися 2-3 классов, проявляющими интерес к математике. Основной принцип работы кружка - постепенное увеличение нагрузки за счет повышения сложности заданий. Для тех, кто не в состоянии справляться с такими нагрузками, но очень хочет, можно организовать другие формы занятий.
В содержание кружковой работы входит решение задач и примеров повышенной трудности, специальные упражнения на развитие математических способностей, упражнения занимательного характера: математические фокусы, игры, инсценировки, "занимательные" квадраты, исторические сведения. На занятиях учитель проводит беседы, углубляющие имеющиеся (или сообщающие новые) теоретические сведения. Это чередуется выступлениями самих учащихся. Все эти задания должны быть направлены на повышение
общей математической культуры учащихся.
Планируя работу математического кружка надо помнить, что должна быть определенная система всех занятий. План работы составляют на весь учебный год и распределяют материал так, чтобы он был связан с изучаемыми на уроках темами. Например, если в эту неделю изучили "Деление числа на произведение" и связанные с ними примеры, то на занятиях кружка надо рассмотреть аналогичные задания, но повышенной трудности.
Занятия кружка целесообразно проводить еженедельно, продолжительностью не более 45 минут.
В качестве пример приводим план работы математического кружка в 3 классе (83, с. 59-60):
З а н я т и е 1
1. Отгадывание ребусов. 2. Занимательная задача в стихах. 3. Задачи-смекалки. 4. Загадка. 5. Игра "Таблицу знаю".
1. Логическая задача на сравнение фигур. 2. Задача в стихах. 3.Наглядная алгебра. 4. Логическая задача. 5. Задача-шутка. 6. Загадки. 7. Игра "У кого какая цифра".
З а н я т и е 4
1. Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты. Проведение ранее изученных игр.
З а н я т и е 5
1. Подведение итогов в решении задач, загадок и т.д. из математической газеты. 2. Задачи на движение: а) логические упражнения на усвоение смысла слова "одновременно", б) задача в стихах (на движение), в) задача-смекалка. 3. Загадка. 4. Игра "Удивительный квадрат".
З а н я т и е 6
1. Отгадывание ребусов. 2. Задача в стихах. 3. Задачи-смекалки (нахождение целого по его доле). 4. Задача о встречных поездах. 5. Задача-шутка. 6. Загадка. 7. Логическая игра "Молодцы и хитрецы".
З а н я т и е 7
1. Инсценированный рассказ о детстве талантливой женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской (1850-1891). 2. Задача в стихах. 3.Задача-смекалка. 4. Задача-шутка. 5. Загадки. 6. Игра "Задумай число" (отгадывание результата вычислений по формуле:(х·3):х+7=10).
З а н я т и е 8
1. Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты. 2. Проведение игр, изученных на предшествующих занятиях.
З а н я т и е 9
1. Подведение итогов в решении задач, загадок и т.д. членами кружка из математической газеты. 2. Задача в стихах. 3. Задачи-смекалки. 4. Задача-шутка. 5. Загадка. 6. Игра на свежем воздухе "На 40 больше и на 40 меньше".
З а н я т и е 10
1. Подведение итогов работы кружка. 2. Коллективная работа по организации классной выставки ученических работ. 3. Проведение ранее изученных игр.
Практические материалы для проведения занятий по данному плану, и в целом всей внеклассной работы, можно найти в названной работе.
Математический вечер
Математический вечер организуется для учащихся нескольких параллельных классов в виде соревнующихся команд.
В зависимости от формы (конкурс, КВН и др.) в период подготовки вечера членами кружка выпускается математическая газета, выбирается жюри, составляются задания для участников (задания для команд, викторина и т.п.), предлагается участникам подготовить вопросы друг другу.
Большой интерес для учащихся представляют радиогазета, видеосюжеты на математические темы, которые демонстрируются в день проведения вечера.
В плане проведения вечера целесообразно предусмотреть:
1) организационный момент, где ведущий сообщает о порядке проведения вечера;
2) беседу о математике;
3) соревнование команд;
4) математическую коллективную игру;
5) индивидуальный конкурс на лучшего математика;
6) подведение итогов.
Для проведения вечера, утренника и т.п. материалы учитель может найти в журнале "Начальная школа" и других изданиях.
Математической уголок
В результате проведения различных форм классной и внеклассной работы по математике накапливается материал, который нужно сосредоточить с определенном месте. Для этого оформляются математические уголки.
В математическом уголке, как показал опыт многих учителей, целесообразно накапливать следующий материал (83, с. 50-54):
1) тетрадь, в который записываются задачи на различные темы, составленные самими учащимися;
2) альбом с вырезками из газет, журналов и т.п., в которых отражены числовые данные из разной области деятельности людей (статистические данные по стране, городу, колхозу и др.);
3) сборник интересных математических сведений под названием "Знаете ли вы, что ...";
4) плакаты с сообщениями об олимпиадах, викторинах, о победителях математических мероприятий;
5) математические инструменты (по необходимости) и наглядные пособия.
В математическом уголке периодически организуются выставка тетрадей и других работ учащихся. В связи с усилением роли учебного труда полезно вывешивать нормы оценок по математике, различные памятки типа "Как решать задачу?", "Как запоминать правило?", образцы оформления письменных работ и другие.
Для успешной работы уголка выделяют ответственных учеников, которые отвечают за определенное направление работы, исходя из плана учителя.
В работе математического уголка отражается деятельность учащихся и поэтому большая часть инициативы должна принадлежать им.
Математические викторины, олимпиады
Викторины проводят с целью повышения интереса учащихся к математике, для выявления любителей математики, лучшего математика. Тема викторины и время его проведения намечаются заранее (например: решение задач, письменные вычисления, геометрические задания и др.). Объем заданий зависит от уровня математической подготовки учащихся (обычно предлагают 8-10 заданий). Задания выполняются устно или письменно и оцениваются очками.
До проведения викторины учитель ведет разъяснительную работу среди учащихся о ее целях и задачах. При проведении викторины он выступает в качестве ведущего. Читает задания, определяет качество ответов и при необходимости их анализирует. В качестве помощников он может привлечь учащихся более старших классов в качестве жюри, который оценивает ответы и подсчитывает очки.
Чаще всего викторина проводится так, что на определенный срок (например, неделю) предлагается несколько вопросов, заданий. Эти задания могут быть предложены через стенную газету либо оформлены на специальном плакате. Дети в течение указанного срока оформляют ответы и с указанием фамилий, класса сдают учителю или кладут в специальные конверты (кармашки), прикрепленные возле стенгазеты или плаката. Итоги подводятся либо учителем, либо членами кружка.
В викторине должны быть вопросы различной трудности, чтобы в ней могло участвовать большинство учащихся.
Олимпиады в школах проводятся раз в год с целью повышения интереса учащихся к математике, расширения их кругозора, выявления наиболее способных учащихся, повышения общего уровня преподавания математики в
начальных классах. Она проводится в основном для третьеклассников.
Школьные олимпиады проводятся в два тура. В первом туре, с более легким заданием, обычно участвуют большинство учащихся. Тех учащихся, которые наберут не менее 70% из возможных, допускают к участию в решающем, втором туре. Победители становятся кандидатами для участия в районной или городской математической олимпиаде. При проведении олимпиад задания даются из различных разделов математики: арифметики, элементов алгебры и геометрии. Задания предлагаются в одном варианте и выполняются только письменно, с подробным объяснением решения.
Математическая газета
Математическая газета имеет целью развитие интереса к математике.
Инициативная группа из 3-4 человек или редколлегия вовлекает учащихся в работу по сбору материала. Отбором материала в соответствии с вычислительными навыками читателей-учащихся руководит учитель. Газета должна содержать материал как для сильных, так и для средних и слабых учащихся.
К оформлению газеты привлекаются учащиеся, а иногда и родители. Организатором выпуска газет может стать математический кружок. Первый номер газеты должен быть особенно красочным и содержательным, оформлен
соответствующими рисунками.
Если мало материала для выпуска математической газеты, можно организовать математический уголок в общешкольной или классной газете, поместив в нем математические загадки, головоломки, задачи, ребусы и т.п. Интерес к газете возрастает, если газетный материал используется в классе. Например, учащимся, справившимся с решением газетных головоломок или задач, можно дать на уроке время для их объяснения классу, или же учитель на уроке разбирает с классом какую-нибудь интересную задачу, головоломку, вводя таким образом занимательную математику в классные занятия.
В содержании газеты могут быть задачи, ребусы, головоломки, загадки и другой занимательный материал. Интерес для учащихся представляет исторические сведения из математики, из математической жизни класса, школы. газеты целесообразно сохранять и в будущем использовать на уроках как наглядные пособия.
Математические экскурсии
В реализации практической направленности обучения и усиления внеклассной работы по математике большое значение имеют экскурсии. В их планировании и проведении полезно соблюдать следующие рекомендации:
1. Организация и проведение экскурсий слагаются из следующих этапов: 1) подготовка к экскурсии учителя и составление плана, 2) подготовка детей - участников экскурсии, 3) работа детей во время экскурсии, 4)подведение итога экскурсии и использование наблюдений и материалов, собранных во время экскурсии.
2. Руководителю экскурсии заранее следует посетить место проведения экскурсии, осмотреть объекты, побеседовать с теми специалистами, которые помогут провести экскурсию.
3. В плане проведения экскурсии определяют ее цели и организационные вопросы. Все это потом доводится до сведения учащихся в виде подробного инструктажа (куда и зачем идем, что будем делать, что и как записывать и т.п.).
4. В ходе экскурсии руководитель контролирует выполнение учащимися поставленных перед ними задач и занятость каждого участника.
5. При подведении итогов, кроме прочего, выясняют, что нового узнали дети.
Приводим план конкретной экскурсии.
Экскурсия в парк (2 класс)
Ц е л ь э к с к у р с и и: Собрать на лоне природы цифровой материал для счета и составления задач. Познакомиться с отрезком прямой в естественных условиях.
Б е с е д а у ч и т е л я в следующем порядке: Цель экскурсии. Соблюдение порядка и правил движения по пути в парк. Что наблюдать и записывать по пути в парк и в парке? Как определять возраст дерева по годичным кольцам на свежем пне и по мутовкам на хвойных деревьях?
Распределение экскурсантов по группам. Разъяснение задание и распределение заданий.
З а д а н и я. 1. Измерить шагами расстояние от школы до парка (измерение вести по очереди: сначала от школы до поворота, затем от первого поворота до второго и т.д.).
2. При изменениях направления дороги наблюдать повороты направо, налево и сравнивать с отрезком.
3. В парке определить возраст нескольких деревьев по свежим пням путем подсчета годичных колец.
4. Определить возраст нескольких хвойных деревьев, подсчитав число мутовок, т.е. группу ветвей, расположенных на стволе на одной высоте.
5. Сравнить величину листьев разных пород деревьев, в т.ч. и хвойных: ели, лиственницы, сосны. Зарисовать несколько различных по форме листьев (положить их на лист бумаги и обвести карандашом контур листа).
6. Как ускорить подсчет деревьев на аллее? (счет пятками, десятками и подсчет деревьев на протяжении 10 м, а затем приблизительный подсчет их после измерения длины аллеи).
7. При возвращении из парка подсчитать число экскурсантов после их построения по 4 человека в ряд, умножив число 4 на число рядов.
8. Установить 5-6 вешек по прямой и измерить длину отмеченного отрезка.
9. По данным, полученным при наблюдениях, составить задачу.
П о д в е д е н и е и т о г а э к с к у р с и и:
Что наблюдали по дороге в парк?
Что нового узнали в самом парке?
Какой числовой материал собрали при подсчете возраста деревьев на аллеях?
Какие составили задачи по полученному материалу?
Вычерчивание схематического маршрута от школы до парка.
П р и м е р ы з а д а ч, составленных по наблюдениям в парке:
1. От школы до первого поворота в парк 160 шагов, а от этого поворота до парка 230 шагов. Сколько шагов от школы до парка?
2. Ель в парке росла 24 года, а возраст срезанного дуба на 64 года больше, чем этой ели. Сколько лет было дубу?
3. В парке на аллее липы рассажены на одинаковых расстояниях одна от другой. На протяжении 20 м мы насчитали 8 лип. Сколько лип на аллее, длина которой 240 м? На сколько лип больше на аллее длиной 320 м, чем на аллее длиной 240 м?
4. На экскурсию ученики шли рядами по 2 человека, а рядов было 16. Сколько человек было в ряду по возвращении с экскурсии, если все ученики построились в 8 рядов?