kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Удивительные свойства воздуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Как и всякое другое вещество, воздух занимает место в пространстве. Кроме того, воздух находится внутри многих тел живой и неживой природы. Докажем это с помощью опытов.

Практическая работа:

- У вас на столах находятся предметы для опытов. Послушайте инструктаж:

1. Работать дружно.

2. Быть внимательным друг к другу.

3. Быть вежливым.

4. Помогать товарищу.

5. Доброжелательно относиться друг к другу.

- После выполнения опыта, коллективно в группе обдумайте вывод, запишите его.

Опыт 1:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Удивительные свойства воздуха»»

Дата: 05.02.2024

Класс: 4 «В»

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

«Значение воздуха для жизни. Свойства воздуха»

Тема урока: «Значение воздуха для жизни. Свойства воздуха»

Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Планируемые результаты:

Предметные: организовать практическую деятельность обучающихся, направленную на обнаружение свойств воздуха; формировать представление о воздушной среде и ее значении для жизни.

Метапредметные: познавательные: сравнивать, анализировать, обобщать объекты, выделять их признаки; регулятивные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; коммуникативные: научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыт, обсуждать их результаты и делать выводы.

Личностные: ориентироваться на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Оборудование: УМК «Планета знаний», учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов; раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Сегодня вы будете научными сотрудниками и работать будете в группах. Всего 5 групп. Рассаживайтесь на свои места.

II. Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (Воздух).

- Давайте вспомним, а что такое воздух? Из каких газов состоит воздух? (Ответы учащихся).

- Нужен ли вообще дли жизни воздух? (Ответы учащихся).

III. Постановка цели урока.

- Какие вопросы вы бы хотели еще узнать про воздух? (Какие свойства есть у воздуха?  Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять?).

- Какая цель нашего урока? (Ответы учащихся).

- Вы сегодня станете исследователями, будете работать в своих группах. Только слаженно работая и выполняя все задания урока, вы сможете ответить на все вопросы, которые вас интересуют про воздух.

IV. Изучение нового материала.

- Чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Как и всякое другое вещество, воздух занимает место в пространстве. Кроме того, воздух находится внутри многих тел живой и неживой природы. Докажем это с помощью опытов.

Практическая работа:

- У вас на столах находятся предметы для опытов. Послушайте инструктаж:

1. Работать дружно.

2. Быть внимательным друг к другу.

3. Быть вежливым.

4. Помогать товарищу.

5. Доброжелательно относиться друг к другу.

- После выполнения опыта, коллективно в группе обдумайте вывод, запишите его.

Опыт 1:

- Положите поплавок (маленькую полиэтиленовую крышку) на поверхность воды в широких сосуд. Накройте ее стаканом, перевернутым вверх дном, и начните осторожно опускать стакан в воду. Что вы увидели? (Крышка опускается вниз вместе со стаканом).

- Выньте стакан и посмотрите на верхнюю сторону крышки. Что с ней? (Она осталась сухой). Почему? (Вода не заполнила стакан целиком и не намочила крышку, так как стакан наполнен воздухом).

Вывод: воздух занимает воздух в пространстве.

Опыт 2:

- Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (Из стакана начали выходить пузырьки).

Вывод: воздух занимает воздух в пространстве.

Опыт 3:

- Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели? (Из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

Вывод: в телах неживой природы есть воздух.

- Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.  Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

- А теперь давайте с помощью опытов узнаем основные свойства воздуха. Выполняя каждый опыт, группы должны заполнять таблицу:

Опыт 1.

- Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? (Нет).

- А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе? (Да).

- О каком свойстве воздуха это говорит? (Прозрачность).

- Заполните в группе первый столбик таблицы.

Опыт 2.

- Посмотрите на растения. Какого они цвета? (Зеленые).

- Какого цвета школьная парта? Школьная доска? (Коричневая, зеленая).

- А какого цвета воздух? (Нет цвета).

- О каком свойстве воздуха это говорит? (Не имеет цвета).

- Заполните в группе второй столбик таблицы.

Опыт 3.

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

- Заполните в группе третий столбик таблицы. 

Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

- Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (Воздух плохо проводит тепло).

- Как данное свойство люди научились использовать в свой жизни? (Ответы учащихся).

Это свойство воздуха люди давно научились использовать. Например, в окна наших домов вставлены двойные рамы. Между рамами находится слой воздуха, который не выпускает тепло из комнаты.

- Заполните в группе четвертый столбик таблицы.

Физкультминутка.

1. Упражнение «Цветочная поляна».

 - А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

- Какое слово выразит его душистый аромат?

- Сделайте глубокий вздох и скажите… (АХ!)

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

- Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик? (Еще есть свойства воздуха).

Обратимся к учебнику стр. 52. Рассмотрите иллюстрации и подпись к ним:

Опыт 4.

- Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит? (Из трубки стали выходить пузырьки воздуха).

- Почему это стало возможным? (Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется).

- Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим? (Выделение пузырьков прекратится).    

- Почему? (Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается).

Вывод: теплый воздух занимает больше места, чем холодный.

- Заполните в группе пятый столбик в таблице.

V. Подведение итогов урока.

- Вы сегодня исследовали воздух и правильно определили его основные свойства. Давайте их раз перечислим, а поможет в этом таблица и стихотворение.

«Воздух».

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

VI. Рефлексия.

- Оцените работу своей группы на уроке по 5-ти бальной системе (Ответы учащихся).

- Оцените свою работу в группе по 5-ти бальной системе (Ответы учащихся).

- Почему выбрали именно такую отметку? (Ответы учащихся).



КГУ «Школа-лицей №5»















«Удивительные свойства воздуха»





Провела: Суйналина Г.Ж.

Класс: 4 «В»












2023-2024 учебный год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Удивительные свойства воздуха»

Автор: Суйналина Г.Ж.

Дата: 12.03.2024

Номер свидетельства: 647031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "«Удивительные свойства воздуха»"
    ["seo_title"] => string(29) "udivitelnye_svoistva_vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "475317"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1532586385"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Хочу все знать: Удивительные свойства воздуха»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_zaniatiia_po_poznavatelno_issledovatelskoi_deiatelnosti_v_sta"
    ["file_id"] => string(6) "606097"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1651568750"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект занятия «Удивительные свойства воздуха»"
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_zaniatiia_udivitelnye_svoistva_vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "637383"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1695924488"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока " Вода. Свойства воды" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-voda-svoistva-vody"
    ["file_id"] => string(6) "231034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442339405"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Задача о фосфоре, его свойствах и применении."
    ["seo_title"] => string(50) "zadacha_o_fosforie_iegho_svoistvakh_i_primienienii"
    ["file_id"] => string(6) "367183"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481180655"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства