Чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Как и всякое другое вещество, воздух занимает место в пространстве. Кроме того, воздух находится внутри многих тел живой и неживой природы. Докажем это с помощью опытов.
Практическая работа:
- У вас на столах находятся предметы для опытов. Послушайте инструктаж:
1. Работать дружно.
2. Быть внимательным друг к другу.
3. Быть вежливым.
4. Помогать товарищу.
5. Доброжелательно относиться друг к другу.
- После выполнения опыта, коллективно в группе обдумайте вывод, запишите его.
Опыт 1:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Удивительные свойства воздуха»»
Дата: 05.02.2024
Класс: 4 «В»
Тема: «Удивительные свойства воздуха»
«Значение воздуха для жизни. Свойства воздуха»
Тема урока: «Значение воздуха для жизни. Свойства воздуха»
Цель урока: выяснить свойства воздуха опытным путем; определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Планируемые результаты:
Предметные: организовать практическую деятельность обучающихся, направленную на обнаружение свойств воздуха; формировать представление о воздушной среде и ее значении для жизни.
Метапредметные:познавательные: сравнивать, анализировать, обобщать объекты, выделять их признаки; регулятивные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; коммуникативные: научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыт, обсуждать их результаты и делать выводы.
Личностные: ориентироваться на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
- Сегодня вы будете научными сотрудниками и работать будете в группах. Всего 5 групп. Рассаживайтесь на свои места.
II. Актуализация опорных знаний.
- Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это? (Воздух).
- Давайте вспомним, а что такое воздух? Из каких газов состоит воздух? (Ответы учащихся).
- Нужен ли вообще дли жизни воздух? (Ответы учащихся).
III. Постановка цели урока.
- Какие вопросы вы бы хотели еще узнать про воздух? (Какие свойства есть у воздуха? Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять?).
- Какая цель нашего урока? (Ответы учащихся).
- Вы сегодня станете исследователями, будете работать в своих группах. Только слаженно работая и выполняя все задания урока, вы сможете ответить на все вопросы, которые вас интересуют про воздух.
IV. Изучение нового материала.
- Чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Как и всякое другое вещество, воздух занимает место в пространстве. Кроме того, воздух находится внутри многих тел живой и неживой природы. Докажем это с помощью опытов.
Практическая работа:
- У вас на столах находятся предметы для опытов. Послушайте инструктаж:
1. Работать дружно.
2. Быть внимательным друг к другу.
3. Быть вежливым.
4. Помогать товарищу.
5. Доброжелательно относиться друг к другу.
- После выполнения опыта, коллективно в группе обдумайте вывод, запишите его.
Опыт 1:
- Положите поплавок (маленькую полиэтиленовую крышку) на поверхность воды в широких сосуд. Накройте ее стаканом, перевернутым вверх дном, и начните осторожно опускать стакан в воду. Что вы увидели? (Крышка опускается вниз вместе со стаканом).
- Выньте стакан и посмотрите на верхнюю сторону крышки. Что с ней? (Она осталась сухой). Почему? (Вода не заполнила стакан целиком и не намочила крышку, так как стакан наполнен воздухом).
Вывод: воздух занимает воздух в пространстве.
Опыт 2:
- Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели? (Из стакана начали выходить пузырьки).
Вывод: воздух занимает воздух в пространстве.
Опыт 3:
- Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели? (Из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).
Вывод: в телах неживой природы есть воздух.
- Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
- А теперь давайте с помощью опытов узнаем основные свойства воздуха. Выполняя каждый опыт, группы должны заполнять таблицу:
Опыт 1.
- Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс? (Нет).
- А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе? (Да).
- О каком свойстве воздуха это говорит? (Прозрачность).
- Заполните в группе первый столбик таблицы.
Опыт 2.
- Посмотрите на растения. Какого они цвета? (Зеленые).
- Какого цвета школьная парта? Школьная доска? (Коричневая, зеленая).
- А какого цвета воздух? (Нет цвета).
- О каком свойстве воздуха это говорит? (Не имеет цвета).
- Заполните в группе второй столбик таблицы.
Опыт 3.
- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.
- Заполните в группе третий столбик таблицы.
- Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.
- У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
- Какое свойство воздуха объясняет эти факты? (Воздух плохо проводит тепло).
- Как данное свойство люди научились использовать в свой жизни? (Ответы учащихся).
Это свойство воздуха люди давно научились использовать. Например, в окна наших домов вставлены двойные рамы. Между рамами находится слой воздуха, который не выпускает тепло из комнаты.
- Заполните в группе четвертый столбик таблицы.
Физкультминутка.
1. Упражнение «Цветочная поляна».
- А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.
- Какое слово выразит его душистый аромат?
- Сделайте глубокий вздох и скажите… (АХ!)
2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.
3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».
- Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик? (Еще есть свойства воздуха).
Обратимся к учебнику стр. 52. Рассмотрите иллюстрации и подпись к ним:
Опыт 4.
- Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку - ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит? (Из трубки стали выходить пузырьки воздуха).
- Почему это стало возможным? (Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется).
- Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим? (Выделение пузырьков прекратится).
- Почему? (Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается).
Вывод: теплый воздух занимает больше места, чем холодный.
- Заполните в группе пятый столбик в таблице.
V. Подведение итогов урока.
- Вы сегодня исследовали воздух и правильно определили его основныесвойства. Давайте их раз перечислим, а поможет в этом таблица и стихотворение.
«Воздух».
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
VI. Рефлексия.
- Оцените работу своей группы на уроке по 5-ти бальной системе (Ответы учащихся).
- Оцените свою работу в группе по 5-ти бальной системе (Ответы учащихся).
- Почему выбрали именно такую отметку? (Ответы учащихся).