Просмотр содержимого документа
««Удивительные свойства воздуха»»
«Удивительные свойства воздуха»
Программное содержание.
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.
Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование: волшебная палочка, шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веер, листы бумаги, картон, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри.
Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему ''Как человек использует воздух", заучивание стихов, чтение сказок.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох.
В. –Что вы, дети, вдохнули? Чем человек дышит? (Воздухом).
- Скажите, есть ли в комнате воздух? (Есть)
В. -Что вы знаете о воздухе? (Он невидим, прозрачный, бесцветный)
В. -Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? /Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать/.
В. – Ребята, а вы хотели бы на некоторое время стать волшебниками и совершать чудеса?
В. – А чтобы вы почувствовали себя настоящими волшебниками, мне поможет волшебная палочка. (Взмахивает волшебной палочкой, достает колпачки, дети одевают их)
В. – Итак, сейчас мы будем совершать чудеса.
Воспитатель показывает детям стакан.
В. – Есть ли в нем что – нибудь? (дети рассматривают и высказывают свои предположения).
В. – Давайте проверим. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в миску с водой, обращая внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно).
В. – Попадает ли вода в стакан? Почему? (Выслушивают все ответы, обсуждают их).
Вывод. В стакане есть воздух, поэтому он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.
В. – А теперь вы попробуйте узнать, в каждом ли стакане есть воздух. (Дети самостоятельно проводят данный опыт).
В. – Давайте совершим еще какое – нибудь волшебство с воздухом. А как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? С помощью каких предметов?
(Дети высказывают свои предположения).
В. – Давайте проверим (На столе лежат различные предметы – веер, лист бумаги, картонка и т.д. Каждый ребенок выбирает один предмет.)
В. – Данил, ты ничего не выбрал, что ты планируешь сейчас делать, чтобы почувствовать воздух?(Подуть, помахать рукой).
Вывод. Создавая колебания воздуха, мы приводим его в движение, которые ощущаем.
В. – А как называется движение воздуха? (Ветер.)
В. - Вот мы и увидели воздух, и смогли его почувствовать. Но на этом наши чудеса не заканчиваются.
В. – Теперь я вам предлагаю поймать воздух. (Предлагает каждому ребенку полиэтиленовый пакет. Дети его рассматривают и определяют, что там внутри – пакет плоский, пустой).
В. – Попробуйте с помощью этого пакета поймать воздух. Как это можно сделать? (Надуть пакет или побегать, держа его раскрытым в руке).
Дети выполняют опыт.
В. – Что мы чувствуем, когда сжимает плотно закрытый пакет с воздухом? (Он упругий, как мяч, как воздушный шар).
В. – А когда выпускаем воздух? (Становится как прежде).
Вывод. Значит воздух упругий.
В. – Ребята, сегодня мы с вами создали много чудес, но на этом они еще не заканчиваются. Я вам предлагаю еще раз увидеть воздух.
В. – Аккуратно возьмите стакан и трубочку для коктейля и подуйте в стакан с водой.
В. – Что вы видите? (Пузырьки).
В. – А что это за пузырьки? (Это воздух. Он находится на дне стакана и поднимается вверх).
Вывод. Воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность.
В. – Дети, что мы узнали сегодня о воздухе, совершая чудеса? (Ответы детей).
В. – Вот видите, сколько интересного было в нашем волшебном царстве. А за то, что мы так чудесно и легко со всем справились, жители этого царства приготовили нам подарки.
Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»
Воды обыкновенной
В стаканчик набери –
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку - и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
Горит, как хвост павлина,
Каких цветов в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар.
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он, воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
(Воспитатель раздает детям мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями).