Уважаемые родители! Для вас и ваших детей наступила совершенно новая пора – ваш ребёнок стал школьником. Нет таких родителей, которые не испытывали бы чувства тревоги, волнения и беспокойства за своего ребёнка, связанного с новым этапом в его жизни. Это и для родителей не только новый этап, но и повод для вполне обоснованных переживаний, потому что в жизни ребёнка меняется всё: режим дня, обязанности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Трудности адаптации первоклассников к школе» »
Родительское собрание
Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе»
Дата проведения: I четверть 1 класса
Цели: ознакомить родителей с возможными трудностями в период начала обучения в школе, с особенностями адаптации детей к первому году обучения; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе
Задачи: выяснить причины возникновения трудностей в общении и воспитании детей в период начала обучения в школе; определить основные перспективы совместной работы учителя, родителей и детей для формирования положительной мотивации к обучению в школе и отношению к одноклассникам
Форма проведения: лекторий для родителей
Уважаемые родители! Для вас и ваших детей наступила совершенно новая пора – ваш ребёнок стал школьником. Нет таких родителей, которые не испытывали бы чувства тревоги, волнения и беспокойства за своего ребёнка, связанного с новым этапом в его жизни. Это и для родителей не только новый этап, но и повод для вполне обоснованных переживаний, потому что в жизни ребёнка меняется всё: режим дня, обязанности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Родителям придётся приложить немало труда и терпения, проявить много любви и внимания, чтобы их дети хорошо учились, а проблемы, которые неизбежно появятся, решались бы безболезненно, грамотно и не отражались бы на физическом и психическом здоровье школьников.
Прежде всего, напомню, что должны знать родители о психологии младшего школьника.
Младший школьник отличается любопытством и любознательностью, остротой и свежестью восприятия окружающей среды, но сам процесс восприятия неотделим для него от практической деятельности. Воспринимать предмет – значит что-то сделать с ним – потрогать, рассмотреть и т.д.
У младшего школьника слабое произвольное внимание. Он может заставить себя сосредоточенно работать, лишь надеясь заслужить похвалу, получить пятёрку. Ребёнка с непроизвольным вниманием всё новое, яркое, неожиданное привлекает само собой.
Более развита наглядно-образная память, т.е. лучше и быстрее запоминаются конкретные сведения о предмете, чем определения, описания, правила. Младший школьник склонен к механическому запоминанию. Для того чтобы быстро и хорошо выучить с ребёнком стихотворение, надо использовать все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную.
Младший школьный возраст – это время формирования личности. Ребёнок импульсивен – склонен незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений. У него недостаточно развита воля. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в себя. Нередко наблюдаются капризность, упрямство. Дети в этом возрасте очень эмоциональны.
Кроме того, индивидуальные особенности ребёнка обуславливаются типом нервной системы. И.П.Павлов по тому, какова реакция на внешние раздражители, выделил 4 основных типа нервной системы.
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)
Такой ребёнок – очень работоспособный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует от него терпения и выдержки. При воспитании сангвиника могут сформироваться такие положительные черты личности, как жизнерадостность, чуткость, отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка не учить доводить дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Сангвиник тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон взрослого может вызвать перевозбуждение, озлобление. Поощрение ребёнка возбуждает в нём творческую активность, повышает его работоспособность. Но здесь важно не перехвалить, так
Такой ребёнок – работоспособный, но во всём медлительный. Эмоционально слабо возбудим, однако, чувства глубокие, постоянные. Воспитание флегматика должно быть направлено на закрепление положительных черт характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если ребёнка постоянно попрекать за медлительность, он может замкнуться, начнёт проявлять равнодушие, даже грубить. При общении с флегматиком надо иметь терпение и выдержку, всячески поощрять проявления активности. Быстроты в движениях.
Холерик(сильный, неуравновешенный)
Ребёнок работоспособный, у него быстрая реакция на происходящее вокруг, большой запас жизненной энергии. У холерика процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Он не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его быстры, резки, напористы. Воспитание холерика должно быть направлено на выработку выдержки, умения обдумывать и взвешивать свои действия и поступки. Частая похвала развивает у холерика самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.
Меланхолик(слабый тип)
Такой ребёнок быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, скромен, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. Взрослый должен поддерживать начинания такого ребёнка, подбадривать во время работы, поощрять добрым словом. Меланхолик тяжело переносит негативную оценку его работы, взыскания. Стимулируйте такого ребёнка похвалой, но умеренно. Меланхолик болезненно реагирует на резкий, громкий тон, который может привести к заторможенности.
Данные типы темперамента в чистом виде почти не встречаются, обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов. Темперамент является базой для формирования черт характера. Благодаря правильному и своевременному воспитанию тип нервной системы, если необходимо, можно изменить.
Итак, ваши дети пришли в школу. Перед классным руководителем и родителями возникают вопросы, которые надо решить в период адаптации детей ко всему, что его окружает в школе:
как ознакомить со школой, одноклассниками, учителями;
как научить правилам общения и поведения;
как сделать атмосферу учебных занятий эмоционально благоприятной;
как можно совместить учебный труд и игру;
как с пользой провести праздники, прогулки, перемены;
Ответив правильно на эти вопросы, мы сможем помочь детям пройти начальный этап адаптации детей к условиям школьной жизни с наименьшими трудностями.
Отчего могут возникнуть какие-либо трудности?
С приходом ребёнка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребёнок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. В школе к ребёнку предъявляются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться на уроках, уметь подчиняться установленным правилам и порядку. Появляются новые требования и со стороны родителей: изменение режима дня, проявление самостоятельности в поведении, выполнение определённых поручений по самообслуживанию. Предъявляют свои требования даже сверстники. Ребёнок начинает волноваться и пытается продумать ситуацию: сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята в классе, не будут ли его обижать.
При всех этих произошедших изменениях родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, поэтому быстро утомляются, их внимание очень неустойчиво, а поведение во многом зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням. Если это не брать во внимание, тогда может ухудшиться работоспособность, пропасть интерес к обучению. Если же мы с вами учтём новое положение детей, их возрастные особенности, применим немного изобретательности, то наши дети очень спокойно преодолеют период адаптации к школе.
Физиологические условия адаптации ребёнка к школе
Изменение режима дня в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности ребёнка между выполнением уроков.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, овощей и фруктов.
Организация правильного питания ребёнка.
Забота родителей о закаливании ребёнка. Максимальное развитие двигательной активности.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка.
Психологические условия адаптации ребёнка к школе
Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню.
Неформальное общение со своим ребёнком после пройденного школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общаться с ними после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психологические наказания.
Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению.
Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребёнка не только за учебные успехи, моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.
Мудрому родителю необходимо обратить внимание на выполнение этих условий физической и психологической адаптации к школе, а также учитывать возможности и трудности 7-8-летнего возраста.
Возможности 7-8-летнего возраста:
Ребёнок хочет учиться. Маленькие школьники в большинстве случаев любят учителя, их привлекают серьёзные занятия. Очень сильна у младшего школьника социальная мотивация: если задание дано на уроке, исходит от учителя, значит, его нужно сделать. Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте. У школьников наблюдается такая тенденция – чем лучше, успешнее ребёнок учится, тем больше ему хочется учиться; чем хуже он учится, тем меньше ему хочется учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению.
Возраст 7-8 лет является благоприятным для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.
Ребёнок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.
Ребёнок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.
Трудности 7-8-летнего возраста:
Трудность адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Во избежание возникновения психологической напряжённости, неврозов взрослому необходимо серьёзно и планомерно осуществлять режимные моменты, что повлечёт стабилизацию физического самочувствия ребёнка.
Следование за сверстниками вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу, так как не может самостоятельно выбрать линию поведения в силу возрастных особенностей. Взрослому нужно быть другом для ребёнка, стремиться всегда прийти на помощь.
Возникновение безудержных капризов. Родителям стараться предъявлять посильные для ребёнка требования. Чтобы он был способен выполнить то, что от него ожидают.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и
эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим дня». А зря. В возрасте 6-10 лет наиболее важными потребностями являются движение, сон, питание. Обеспечить все эти потребности помогает режим дня. Режим дня – это чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Однако в редкой семье он соблюдается. Мы всё время делаем себе поблажки: вот пройдёт праздник, сегодня воскресень, у нас сегодня гости. Приучение ребёнка к выполнению режима дня, независимо от обстоятельств весьма важная родительская обязанность. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, что ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. Низкая работоспособность характеризуется снижением количества правильных ответов на уроке, повышением количества ошибок, рассеянностью и невнимательностью, быстрой утомляемостью, изменением почерка.
Итак, режим дня – это обеспечение потребностей ребёнка в движении, питании и сне. Нарушение хотя бы одного компонента отрицательно влияет на ребёнка, его самочувствие и отношение к учёбе.
Сон – это расслабление организма. Прежде всего отдыха требует наш мозг. Сон помогает восстановить его активность. Недосыпание отрицательно отражается на работоспособности, сосредоточенности внимания. Недосыпание не снимается даже тогда, когда человек переспал в следующие дни. Именно потому надо стараться, чтобы сон был равномерным. Физиологи считают сон полноценным, если он периодичен, продолжителен и глубок. Периодичность – это привычка ложиться и просыпаться в одно и то же время. Продолжительность – время, которое необходимо, чтобы организм отдохнул. Глубина сна определяется тем, что ребёнок спит достаточное долгое время спокойно, не ворочается часто, не просыпается, не вскрикивает и не говорит во сне.
Для обеспечения потребности в здоровом сне родителям можно дать следующие советы:
Младший школьник должен спать в сутки не менее 11 часов.
Приучите ребёнка к послеобеденному отдыху.
Ужинать ребёнок должен не позже чем за час-полтора до сна.
Наиболее комфортная температура воздуха для спокойного и глубокого сна 16-17 градусов.
Продумайте место для сна ребёнка и одежду, в которой он будет спать.
Питание – это пища, которую мы употребляем. Она идёт на строительство и
восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение потребности двигаться, работать выздоравливать после болезни и т.д. Растущему организму особенно нужны белки (обеспечивают строительство организма), жиры (запасной источник энергии), углеводы (обеспечивают нас энергией), витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность и хорошее самочувствие организма).
Родителям можно дать следующие советы по правильному питанию:
Стараться избегать чрезмерного употребления таких высококалорийных продуктов, как кондитерские изделия, мороженое, шоколад, жареные продукты
Не допускать слишком длительного перерыва между приёмами пищи
Предусмотреть своевременное пополнение запаса питательных веществ, если перед приёмом пищи были длительные физические упражнения или подвижные игры
Итак, вот основные правила выполнения режима дня:
Режим дня должен быть построен с учётом возрастных особенностей ребёнка
Режим дня необходимо выполнять точно и неукоснительно. Это обеспечит выработку определённого ритма деятельности всех систем организма.
Большая учебная нагрузка должна совпадать с подъёмом умственной активности ребёнка – с 9 до 12 часов и после 16 часов
Приём пищи в одно и то же время обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение
Отход ко сну в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому сну
Пребывание в группе продлённого дня не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим