Тема: «Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств»
Тема: «Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств»
Чтобы жить долго и счастливо, человеку необходимо здоровье, компонентами которого являются не только чистота, соблюдение режима дня, закаливание, отказ от вредных привычек, правильное питание, но и душевное состояние, т.е., настроение человека. От чего зависит наше настроение? В словаре С.И.Ожегова сказано: «Эмоция- чувство, душевное переживание»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Уважаемые родители! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проведем в форме семейного совета. А собирают семейный совет тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа.
Чтобы жить долго и счастливо, человеку необходимо здоровье, компонентами которого являются не только чистота, соблюдение режима дня, закаливание, отказ от вредных привычек, правильное питание, но и душевное состояние, т.е., настроение человека. От чего зависит наше настроение? В словаре С.И.Ожегова сказано: «Эмоция- чувство, душевное переживание»
2.Теоретическая часть
Сегодняшний разговор пойдет о человеческих эмоциях. Следует особо обратить внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения- гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания- боль, страх, обида.
Родительский тренинг
- Приведите примеры ситуаций из жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
- Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка?
- Скажите, какие фразы и выражения запрещены в общении с ребенком в вашей семье? И какие, по вашему мнению, необходимы в общении с детьми?
Я тысячу раз говорила тебе, что…
Сколько раз тебе надо повторять…
Неужели тебе трудно запомнить…
О чем ты только думаешь…
Ты такой же, как…
Отстань, мне некогда…
Почему Лена такая, а ты- нет…
Ты у меня самый умный (красивый)
Как хорошо, что ты у меня есть
Какой ты у меня молодец
Как хорошо ты это сделал, научи и меня
Если бы не ты, я бы никогда с этим не справилась
Мы испытываем в жизни разные чувства. Чувства, если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы по своей семье. К средним классам школы количество гнева так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие» чувства… Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали «я- высказываниями». Ю. Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» подробно описывает преимущества «я- высказывания»:
Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева, чтобы избежать конфликтов, однако полностью подавить свои эмоции не всегда удается, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в сою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.
«Я- высказывание» дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление.
Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда- удивительно!- они сами начинают учитывать наши желания и переживания.
Схема «я- высказывания»:
Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная…»).
Название чувства в тот момент («… я почувствовала беспокойство…»)
Название причин («…наверное, это произошло потому, что…»).
3. Практическая часть.
- Научиться говорить от первого лица, выражая свое чувство, непросто. Для этого нужна тренировка, особенно в тех случаях, когда, начав с «я- сообщения», родители заканчивают «ты- сообщением».
Например: Мне не нравится, что ты такая неряха!
Упражнение «Выбери правильный ответ».
Ситуация
Ваши слова
А. Вы зовете дочь обедать, она отвечает: «Сейчас»,- и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.
1. Да сколько же раз тебе надо говорить?
2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
3. Я сержусь, когда ты не слушаешься
Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
2. Не мешай!
3. Ты не можешь заняться чем- то другим?
В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.
1. Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?
2. Убери за собой посуду.
3. Я обижаюсь и сержусь, когда я устала и вижу дома беспорядок.
Упражнение на овладение навыком «я- высказывания»: «Продолжи фразу».
Мне грустно, когда …
Я сержусь, когда…
Я горжусь, когда…
Я очень довольна, когда…
Упражнение «Признание чужих чувств».
- Объясните, признает ли родитель чувства ребенка; если нет, переделайте эти предложения.
Нет причины выходить из себя и бить друга за то, что он сломал домик. Это была просто случайность.
Ответ: чувства ребенка игнорируются.
Вариант: ты рассердился на друга за то, что он разрушил домик. Ты можешь найти другой способ выяснить отношения, но бить его не надо.
Укол- это действительно больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку.
Ответ: чувства ребенка признаются.
Улыбнись все не так плохо, как тебе кажется.
Ответ: чувства ребенка игнорируются.
Вариант: похоже, тебе грустно. Ты принял решение, как поступить, а ситуация сложилась по- другому.
4. Итоги родительского совета.
- Итак, сегодня на родительском совете мы поговорили о чувствах родителей и детей, познакомились с «я- высказываниями». Старайтесь использовать их в повседневном общении с детьми. И наконец, советы в ваш родительский дневник:
Безусловно принимайте своего ребенка
Активно слушайте его переживания, мнения
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма, записки
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу
Помогайте, когда просит
Поддерживайте и отмечайте успехи
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами
Решайте конфликты мирно
- Что дала вам сегодняшняя встреча? Какие чувства вы испытали?
- Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом.
- И в заключении вспомним замечательные слова В.А.Сухомлинского: «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети- это не только наше будущее, но и настоящее.
Сценарий
родительского собрания
в 3 «В» классе на тему:
«Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств »