Родительское собрание - практикум
Тема: «Сотрудничество»
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей о способах повышения учебной мотивации обучающихся.
Задачи:
- повысить уровень мотивации учащихся;
- привлечь внимание родителей к учебной деятельности ребенка;
- сплочение коллектива родителей и детей.
План собрания
1. Вступительное слово учителя. Создание экспертных групп из числа родителей и рабочих групп из числа учащихся.
2. Знакомство с идеями учебного сотрудничества на уроках математики в начальной школе, выполнение заданий в рабочих группах, предоставление работ в экспертную комиссию.
3. Подведение итогов.
А) Выводы родителей о работе каждой группы по определённым критериям.
Характеристика группы:
- коммуникативные качества;
- познавательные качества;
- личностные качества;
- регулятивные качества.
Б) Итоги наблюдений родителей за собственными детьми во время занятия;
В) Обсуждение приёмов работы с детьми в домашних условиях.
Ход собрания
- Вступительное слово учителя.
«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.»
В.А. Сухомлинский
Природа щедро одаривает большинство детей нормальными способностями к активному восприятию окружающего мира и к нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших ребят?
Сейчас родители часто жалуются, что дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга.
Прекрасным способом повышения мотивации учащихся является использование приёмов работы технологии сотрудничества.
Сегодня мы попробуем применить эту технологию на практике относительно предмета математика.
Создание экспертных и рабочих групп.
Родители будут представлять группу экспертов, а дети рабочие группы. (Делим учащихся на группы при помощи цветовых полосочек).
- Знакомство с приёмами сотрудничества
Краткая характеристика каждого приёма учителем, выполнение задания к данному приёму детскими группами.
Родители наблюдают за детьми, слушают защиту задания, выставляют баллы каждой команде. Параллельно идёт обсуждение качеств каждой группы.
Каждый ребёнок - личность
Перед нами уважаемые родители не только ученики - существа, занятые учением, перед нами личности.
Каждый ребёнок имеет свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя или родителя - в этом смысле взрослые и дети совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы.
Взрослые всегда перегружены делами, а приёмы сотрудничества помогают сделать так, что ребёнок почувствует себя личностью, ощутит внимание лично к нему.
Ставим цель
И в школе и дома нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута.
На уроках ребят объединяет не просто цель, которая сама по себе может быть и не такой уж интересной, а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества добиться трудно.
Задание для группы
Определите тему занятия.
Предоставляем выбор
Свобода выбора – это самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор и почувствовать свою необходимость в общем деле.
Задание для группы Возможно ли данные выражения записать другим способом.
Оригинальный подход к записям
Путеводной нитью рассказа, правила или способа решения могут быть различные оригинальные опоры, опорные схемы, сигналы. По ним даже слабый ученик может отвечать у доски достаточно свободно, не задерживая класс.
Задание для группы
Объясни способы решения задачи.
Ключевые слова и знаки
Ключевые слова и знаки позволяют ученикам свертывать и развертывать задание. Эта операция свертывания и развертывания, доступна каждому ученику. Она сильно облегчает понимание и запоминание материала и, что важно, полностью исключает возможность зубрежки.
Ученики сами проходят по лабиринту знаний.
Задания для группы Считай, смекай, отгадывай.
Иду вперёд
Опережение программы на полгода или год доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках, а родители могут не переживать что их ребёнок отстанет от программы если заболеет.
Задание для группы Составь простое уравнение, замени числа суммой двух слагаемых. Как будет выглядеть новое уравнение? Попробуй его решить.
Поддержка
Каждому ребёнку нужна атмосфера успеха. Покажите важность усилий ребёнка, помогите преодолеть неуверенность, покажите ради чего совершается та или иная деятельность. Это так воодушевит ребёнка, что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Он работает систематически, каждый день, не боясь, что его вызовут и спросят, он быстро развивается и больше не числится в отстающих.
Оцени себя сам
Самостоятельным и независимым человеком можно назвать того, кто может сам вынести точную оценку своей работе, кто научен и приучен анализировать свою деятельность.
Задание для группы
Проанализируйте свою работу и работу своей группы.
Определите на какую ступень пьедестала, вы поставили бы себя и почему.
Действуем вместе и творчески
Основное правило «Все творчески, иначе зачем».
В группе работают все - деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается, каждый несёт определённую нагрузку и отвечает за успех всей команды.
Ученик, учитель, родитель
Дети открыто и доверительно должны относятся ко взрослым - в школе и в семье.
Для этого нужны не единые требования, а дружелюбные, товарищеские отношения.
- Подведение итогов
А) Выводы родителей о работе каждой группы.
Каждый критерий оценивается по пятибалльной шкале (видно какие качества проявляются лучше, а над какими нужно еще продолжать работать).
Б) Итоги наблюдений родителей за собственными детьми во время занятия.
Беседа родителей и учителя.
- Что хорошего вы увидели в своём ребёнке?
- Как вы считаете, на какую проблему нужно обратить внимание в общении с детьми дома.
В) Обсуждение приёмов работы с детьми в домашних условиях.
- Вопросы родителей о приёмах работы с детьми в домашних условиях.
- Рекомендации учителя.
- Параллельно обмен опытом между родителями.
4. Итог собрания. Рефлексия.
-Какое впечатление осталось у вас от родительского собрания?
- Нужны ли такие виды собраний?
Источники информации:
http://www/ug.ru/arhive/15485