Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения в начальной школе»
Тема моего выступления: «Технология проблемного обучения в начальных классах»
«Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью»
Л.Н. Толстой
Главная задача каждого учителя сегодня – не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развивать способности учащихся, приобщать их к творческой деятельности; учить школьника не только понимать, но и мыслить.
«Мышление, - писал Сергей Леонидович Рубинштейн, - всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».
Теория проблемного обучения разрабатывается в педагогике с середины 50-х годов XX столетия.
Сегодня теория проблемного обучения – это достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана и в начальной школе.
Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В ходе проблемного обучения реализуются следующие цели:
1. Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
2. Достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
3. Сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся
При подготовке "Проблемного урока, нужно учитывать его структуру.
Актуализация прежних знаний
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной задачи
Исследование проблемы
«Открытие» новых знаний
Первичное закрепление знаний
Самостоятельная работа
Рефлексия
Итог урока
Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе?
привлечь внимание учащихся к вопросу, возбудить у него познавательный интерес;
поставить его перед таким познавательным затруднением, решение которого активизирует его мыслительную деятельность;
помочь ему определить в познавательной задаче проблему и наметить план поиска путей выхода, то есть побудить ученика к активной поисковой деятельности;
помочь ему определить границы ранее усвоенных знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из затруднения.
Для создания проблемной ситуации можно использовать такие приёмы, как : Рефлексивные задачи, которые обладают побудительной силой: побуждают узнавать.
Пример: На уроке русского языка по теме «Имя существительное» детям предложить текст:
В город существительных зимой прибыли гости из других городов и смешались в толпе с горожанами. А смотрителям порядка надо их вычислить. Опрашиваемые представлялись так: Холод, Зимний, Стужа, Морозно, Метель, Снеговик, Снежный, Заморозка, Вьюжит.
Открытые вопросы намеренно озадачивают детей. Пример: Слово начинается с буквы «эль». Какое это слово? Далее цепочка вопросов по отгадыванию слова с опорой на знание звуков и букв.
Провокации на уроке – очень занимательный прием. Дети не ожидают подвоха от учителя. А здесь может возникнуть заведомая ошибка, с которой обязательно согласится какое-то количество учеников, но, что ценно, обязательно найдутся те, которые попытаются возразить. Происходит столкновение мнений. Примеры: Урок Математики: «Сутки. Время от 0 до 24 часов» Почему на циферблате 12 делений, а не 24, ведь сутки это 24 часа? Какую бы вы сами создали модель часов?
Самый непредсказуемый приём – это ситуация риска, иногда заранее можно не предугадать исход решения проблемы. Пример: Какую гласную надо написать в середине слова Пыл?сос? Проверочное слово: пылинка (проба известного способа) У учителя возникает вопрос: Будет ли запрос на новое знание? Происходит «Столкновение мнений» (В каком же месте неясное написание?)
Задания – ловушки нацелены на осознание выбранного решения в полной мере. Вроде бы всё узнал, сказал правильно, а что-то не учёл. Примеры:
1) Даны слова: Опята, пятница, пятнышко. Для какого слова окажется проверочным слово «пять»? 1 мнение: пятница. 2 мнение: «Корень этого слова не надо проверять: в нем нет безударных гласных». 2) Лош?дь проверим словом конь. Ведь они родственники?
Решение проблемной задачи – в форме подводящего диалога. Это цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока. На этапе поиска решения подвести к открытию новых знаний.
Пример:
Изучение темы «Умножение двузначных чисел». Решите задачу: «Длина прямоугольника равна 15 см, ширина – 4 см. Найдите площадь прямоугольника» (вспоминая правило нахождения площади прямоугольника, учащиеся без проблем справляются с заданием).
Решите еще одну задачу: «Длина прямоугольника равна 15 см, ширина – 14 см. Найдите площадь прямоугольника» (учащиеся объясняют способ выполнения задания, однако при нахождении результата сталкиваются с проблемой, так как умножать двузначные числа не умеют).
Применение заданий, практически осуществимых, при отсутствии необходимых знаний.
Можно применять данный прием при изучении таких тем по математике, как «Умножение суммы на число», «Умножение разности на число», «Деление суммы на число», «Деление разности на число» и использовать следующие задания:
- Как найти значение данного выражения? (выполнить действие в скобках, а затем последующее действие).
- А как еще можно найти значение данного выражения? (учащиеся высказывают мнение, выполняем действие, формулируют правила умножения суммы на число, умножения разности на число, деления суммы на число, деления разности на число).
Или на уроке русского языка по теме «Разделительные ъ и ь».
Учитель. Проверьте запись мальчика-иностранца. Не допустил ли он ошибок?
вюгаобезд
Дети. Слова написаны слитно. В словах пропущены разделительные знаки.
Учитель. Определите тему урока.
Дети. Разделительные знаки ъ и ь.
Учитель. Чему будем учиться сегодня на уроке?
Дети. Различать при письме употребление разделительных знаков.
Далее путем подводящего диалога учащиеся определяют условия употребления на письме разделительных знаков.
Таким образом, организовывая и направляя коллективный поиск решения, подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения, делаем выводы, обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.
Можно использовать сказки для создания проблемной ситуации. Например:
Сказка Валентины Волиной «Чужак»
Собрались у воды родственники.
Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? Почему гости не сразу приметили чужака?
Также дети очень любят инсценировки, в которых так же присутствуют проблемные ситуации.
Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, самостоятельной учебной деятельности, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями. Включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством учителя, помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.
В результате использования технологии проблемного обучения у детей наблюдается повышение интереса к учебе, новым знаниям, повышение качества обученности, улучшается эмоциональное отношение к учению, исчезает страх перед преодолением трудностей, усиливается желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий.
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Обучаясь по этой технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.