Цели утренника: подведение итогов изучения «Азбуки»; воспитание у каждого учащегося активного отношения к окружающей действительности; привлечение внимания к книге, обобщение знаний о прочитанных сказках; развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка, стремления к самовыражению; формирование коллектива. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы сегодня собрались на замечательный праздник – праздник прощания с Азбукой. Наши ребята закончили первую учебную книгу – "Азбуку”. Совсем недавно, первого сентября, они переступили порог школы и стали учениками. За это время все научились читать, считать, писать и дружить. А научила ребят этому – "Азбука”. Сейчас мы расскажем нашим гостям, чему мы научились. Слайды 2 – 7. Слайд 8. Ученик 1: Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас. Ученик 2: Мне учиться очень нравиться, Отвечать я не боюсь. Я могу с задачей справиться, Потому что не ленюсь. Ученик 3: Мы знаем буквы, знаем слоги. Умеем говорить, считать И постепенно, понемногу Мы научились все читать. Ученик 4: Я с этой книгой в первый раз Пришла в свой первый, светлый класс. Я эту книгу полюбила, Я в ней все буквы изучила. Ученик 5: Нас научила Азбука читать Слова на слоги разделять, Открыла тайны многих книг К ней любой из нас привык. Ученик 6: И как мне радостно сказать Умею я теперь читать! И вот за это говорю Спасибо книге – Азбуке! Учитель. Ребята! Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по волшебной стране АБВГДейке. Слайд 9. Но как, же быть, без Азбуки мы не можем туда отправиться! Может быть что – то случилось. Давайте позовём её все вместе. (Дети зовут: Азбука! Азбука!) (Входит Баба Яга) Баба Яга: Вот и я, заждались меня, сладенькие, здрасти! В: Кто вы, бабушка? Баба Яга: Кака-така бабушка? Я – Азбука, не видешь што ли? Вот чай написано. (Азбыка.) Ведущий: Азбука? Что-то не верится? Баба Яга: Не верится, не верится, поверится! Ведущий: Ну, тогда, ребята, давайте скажем Азбуке: «Здравствуй, Азбука!» (Дети здороваются.) Баба Яга: Здрасти, здрасти! Ведущий: Азбука, испытай ребят, дай им задание. Баба Яга: Да не брала я у них ничего, ничего им и не дам! Хитрые какие, дай им чего-нибудь, ничего у меня нет, вот смотрите. Ведущий: Нет, Азбука, ты не поняла. Задай детям, какой-нибудь вопрос. Баба Яга: А, ну так бы сразу и сказала. Щас, задам. (Думает.) А я ничего не знаю, чё спросить-то? Ведущий: Признавайся, кто ты? Баба Яга: (всхлипывая.) Ой, Бабулечка я, Ягулечка! Живу я одна, ничего не знаю, нигде не бываю, ни с кем, кроме Кащея, не дружу. Была правда на новогоднем празднике у кого-то, так они нас с Кащеюшкой чуть снежками не завалили. До сих пор бока болят. Хочу быть на празднике. А меня никто не пригласил, вот я и решила схитрить, а вы узнали, значит, вы хитрее. Я сдаюсь, только не бейте, я старенькая! Ведущий: Ну что вы, бабушка! Мы никого не собираемся бить. И если хочешь, то, конечно, оставайся с нами на празднике, только не обманывай больше никого. Баба Яга: Хорошо, хорошо, не буду и тут в сторонке тихонько посижу. Ведущий: Хорошо, ну а Азбуки-то до сих пор нет. Давайте позовём её ещё раз. (Дети зовут.) (Входит Азбука.) Азбука: Вот и я, мои друзья! Рада вам, рада вам очень я! Я – Азбука, учу читать, Меня никак нельзя не знать. Меня изучите на «пять» И сможете тогда Любую книжку прочитать Без всякого труда. Песня «Азбука». Азбука: Я очень рада, что вы все собрались сегодня здесь ради меня. Поздравляю вас, ребята, с первой школьной победой. Желаю успехов в овладении знаниями. Ведущий: Итак, можно начинать наше путешествие. Буквы – значки, как бойцы на парад, В чётком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется … (Алфавит).
Ведущий: Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от "А” до "Я”. Азбука. Есть принимать парад! А, ну-ка, буквы, Встаньте в ряд: Я – командир, вы – мой отряд. Гласные, согласные Буквы, которые не обозначают звуков, Встаньте вместе в ряд. Слайд 10 Азбука: Это – русский алфавит. Буква к букве в ряд стоит. Песня «33 родных сестрицы». Азбука: Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете буквы. Отныне и навсегда они ваши верные друзья и помощники. Ведущий: Благодаря Азбуке вы узнали все эти буквы, узнали многое о буквах. А что интересного, и о каких буквах вы знаете? (Ответы детей.) • Сколько букв в русском алфавите? (33) • Что это за буквы, что вы о них можете сказать? Слайд 11 • А об этих буквах, что можете сказать? Слайд 12 • Что можете рассказать о ъ и ь? Слайд 13 • Предложение состоит из … (слов). • Слова делятся на … (слоги). • Мы слышим и произносим … (звуки). • Пишем и видим … (буквы). • Сколько в слове гласных, столько и … (слогов). • Наша речь состоит из … (предложений). • Назовите шипящие звуки (ш, ж, ч, щ.) • Какие орфограммы с этими буквами вы знаете? (жи-ши, ча-ща, чу-щу) – Мы убедились, что ребята многое знают о буквах. Азбука: Конкурс. Из рассыпавшихся букв надо составить слова. На магнитной доске – хаотично расположены буквы: С, С, С, О, О, О, А, А, Б, Л, Н, У, Т, Ш, Ь, Е Ведущий: Ребята, сегодня у вас праздник, все хотят вас поздравить. Вот и сказочные герои прислали вам поздравления. Сейчас вы должны будете угадать, кто прислал поздравления (Мойдодыр, Козлята, курочка Ряба, Алёнушка, Муха-Цокотуха, Колобок, Маша). Слайд 14 - 20 Ведущий: Молодцы, отгадали. Итак, мы с вами отправляемся в путешествие. Вы многому научились, изучая буквы. И первая наша остановка Загадкино. Покажем Азбуке, как вы умеете отгадывать загадки. Слайд 21 - 23 Ведущий: Одновременно с чтением наши первоклассники учились писать буквы, и очень трудно было заставить буквы стоять ровно, не выходить из строки. Об этом наша сценка. Сценка «Палочки-выручалочки». Ведущий: В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. И следующая наша остановка Сказочная. 1.Колотил да колотил по тарелке носом, Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль») Слайд 24 2. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. («Теремок») Слайд 24 3. Послушав лисьего совета, Сидел на речке до рассвета. Рыбешки, правда, не поймал Лишь хвост бедняга потерял. («Лиса и волк») Слайд 25 4. Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал её кто-то. Кто распростился с зелёною кожей? Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна-лягушка») Слайд 25 Баба-Яга: Ух, какие умные тут дети! Нет, запутаю, все перепутаю! Сказки вы читаете. А названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим. Слайд 26-28 1. «Снежная принцесса» («Снежная королева») 2. «Желтая кепочка.»(«Красная шапочка») 3. «Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк») 4. «Свеколка» («Репка») 5. «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон») 6. «Приключения Знайки и его друзей» («Приключения Незнайки и его друзей») Азбука: Вы хорошо отвечали, правильно. Бабуля ты довольна? - А теперь давайте поиграем. Игра называется «Хлопалки». - хлопают все здесь присутствующие; - только те, кто любит вкусно поесть; - только те, кто ни разу не опаздывал на уроки; - только те, кто любит каникулы; - только те, кто любит учиться; - только те, у кого отличное настроение. Молодцы! Ведущий: Следующая станция – Музыкальная. Слайд 29. Исполнение частушек на школьную тему. Ставьте ушки на макушке, Слушайте внимательно. Развеселые частушки Споем вам обязательно! Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид, Ведь сегодня наконец-то Изучили алфавит! Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки! Буквы гласные мы любим, И всё больше с каждым днём. Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поём! Буквы в Машиной тетради Не стоят, как на параде, Буквы прыгают и пляшут, Маше хвостиками машут.
Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом «проглочу»! Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем, И спасибо десять раз Дружно хором скажем! 8. У частушки есть начало, У частушки есть конец. Кто частушки наши слушал. Прямо скажем – молодец! Ведущий: Ребята, вы многому научились. Но вы уже поняли, что учить уроки это трудное дело, которое требует усидчивости, терпения, старания. Чтобы всё получилось нельзя отвлекаться, но случаются и такие ситуации как в стихотворении Б.Заходера «Вредный кот». Сценка «Вредный кот». Ведущий: А теперь мы на станции Бюро находок. Слад 30. Задание «Собери пословицу». Пословица – это меткое изречение. (Азбука – к мудрости ступенька. Век живи, век учись. Делу время, потехе час. Написано пером, не вырубить топором.) Задание «Фразеологизмы» – Что такое фразеологизм? (Фраза со значением) Назови к каждой фразе – значение Яблоку негде упасть. (Очень тесно.) Как рыба в воде. (Хорошо, свободно себя чувствовать.) Льёт как из ведра. (Проливной дождь) Первая ласточка. (О появлении первого, хорошего) Слышно, как муха пролетит. (Очень тихо) Сел в галошу. (Потерпел неудачу) Ведущий: Следующая станция – Волшебная. Слайд 31. Здесь живут слова, которые часто теряются в речи некоторых людей. Они собрались вместе в надежде, что о них вспомнят, ведь они так важны и нужны всем, кто хочет говорить правильно и красиво. Не дружат с ними только невежи. Что же это за таинственные слова? Кто хочет их назвать? (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте и другие.) – Как называются такие слова? (Вежливые) А вы не забываете о них? Знаете, когда их нужно употреблять? Сейчас мы покажем нашим гостям, как научились читать. (Дети выбирают себе листочки с текстом и читают по очереди.) 1. Если словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить … (спасибо). 2. Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать … (пожалуйста) 3. Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома- Не стесняйся, не лукавствуй, А скажи погромче … (здравствуй) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. Азбука: Ребята, вы молодцы, а давайте ещё поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, поднимая руку, как на уроке. Кто ошибётся, встает. - Кто из вас не любит скуки? - Кто здесь мастер на все руки? - Кто одежду бережет, под кровать ее кладёт? - Вещи кто хранит в порядке? - Кто рвёт книжки и тетрадки? - Кто из вас благодарит? - Кто спасибо говорит? - Поднимите руки, дети, Кто слова не знает эти? Ведущий: Вот мы и прибыли на последнюю станцию – Конечную. Азбуке мы сегодня говорим: Дети (хором) «Прощай!». Слайд 32. Ведущий: Скоро вы будете учиться по новой книге. Слайд 32. Азбука: Это ваш новый учебник, которому я уступаю своё место. Теперь он вас дальше поведёт по стране знаний. Я надеюсь, что вы будете беречь его, заботиться, чтобы страницы были чистыми, чтобы учебник оставался таким же красивым, каким вы его получите. Вот и пришла пора проститься, И я хочу вам пожелать: Всегда старательно учиться, Всегда с охотою трудиться И Азбуку не забывать! - А на память я дарю вам закладки для новой книги. (Вручает и уходит). Ведущий: Наше путешествие заканчивается. На память об этом дне, когда вы закончили читать свою первую книгу, я хочу вас поздравить и вручить Удостоверения читателей. Вы прочли «Азбуку» до корки, Вам по чтению – пятёрки! Позади нелёгкий труд Медленного чтения: Вам сегодня выдаю – Удостоверения! В том, что «Азбуку» прочли, Полный курс наук прошли. И теперь без передышки Мы прочтём любые книжки. Награждение учащихся дипломами. Слово для поздравления родителям. Вручение подарков – книг, шаров. Исполнение песни «Чему учат в школе». Слайд 33. |