-Сегодня наш классный час мы посвятим очень важной и интересной теме, а называется он так ……………….давайте пожелаем удачи и хорошего настроения. (Дети пожимают друг другу руки)
(Раздается стук)
Сценка "Цыплёнок"
Ведущая: Ребята, вы ничего не слышите? Откуда-то доносится странное постукивание. (Подходит к большому плоскостному яйцу).
Может быть из этого яйца? Сейчас проверим. (Стучит по яйцу).
Из яйца слышится: ПИ-ПИ-ПИ!
Ведущая: Мне кажется, что скоро должен вылупиться цыплёнок. (Развязывает бант, яйцо раскалывается на две половинки, из него выходит цыплёнок).
Цыплёнок: (протягивая руки к ведущей и прижимаясь) Ма-ма!
В: Нет, цыплёнок, я не твоя мама.
Ц: А где моя мама? Где папа?
В: Ты, потерял свою семью?
Ц: А что такое семья?
В: Ты не знаешь? Ребята, давайте расскажем цыплёнку, что такое семья.
- А, ты, цыпленок присаживайся.
(На доске домик, дети отгадывают загадки, а учитель открывает слова)
2. Определение темы занятия.
- На какой вопрос мы должны ответить – «Что такое семья?»
- выяснить, какая семья называется счастливой и что такое семейные ценности. (Слайд2)
-Давайте, узнаем, кто живет в этом домике.
нам нужно сделать так, чтобы ярче засветило солнце
и тучки исчезли с горизонта.
Ну, что согласны сделать все это. Я, думаю, у нас все получится.
Учитель - Символом нашего классного часа является домовенок, а почему именно он?(Слайд 3)
( хранитель очага, - он добрый, старается всем помочь, оберегает дом от несчастий,)
А, сейчас я предлагаю отгадать загадки и узнать, кто живет в этом доме?
«Загадки »:
1.Кто любить не устает, Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки? Это наша... (Бабушка)
2.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
3.Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (Мама)
4.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? (папа)
5.Мама с папой говорят,
Что теперь я — старший брат,
Что за куколка в коляске Плачет? Видимо, от тряски? (Сестра)
6. Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший (брат)
А, я – это кто?
Учитель:Как можно назвать всех, кто живет в этом доме? (Семья)
Учитель: А кто это?(мама, папа)
Ученики: Это члены семьи.
Учитель: Так что же такое семья?
Ученики: дети высказывают мнения
«Семья – это дом, где тепло и уютно,
Семья – где тебя любят ».
«Семья – это родные друг другу люди».
«Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы». «
Семья – это, где пахнет вкусными пирогами»,
Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья.
В семье мы получаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки. (Слайд4)
1 уч. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
2 уч.У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я
А одним словом – всё это
Семья.
Учитель:Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (родители, мама и папа).
Учитель:Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?
Ученик:Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда нас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?
Ученик:Вспомните: когда мы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с нами в эти дни мама! Дает нам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет – говорит нам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.
Ученик:А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор.
Ученик:Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал…
Учитель А, кто помогает маме?(папа)
Ученик: Папы – умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.
- А как вы помогаете своим родителям? (ответы детей).
Ученик: Папа жалуется:
–Что-то
Утомляюсь от работы.
Мама тоже:
–Устаю,
На ногах едва стою…
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
(просмотр фотографий)
Учитель: Ребята, я вам расскажу одну легенду: (а вы внимательно послушайте и скажите, о каких качествах говорится в этой легенде)
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. Члены семь не доверяли друг другу, И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собирается эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, придерживаясь этих качеств…».
Учитель: Ребята, о каких качеств говорил мудрец,на чём же должна строиться семья?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. (СОГЛАСИЕ, ДОВЕРИЕ, ПОНИМАНИЕ) – слова появляются на крыше домика
Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии, нужно уметь…. (учитель показывает на слова с вопросом)
Нужно уметь …. соглашаться,
И конечно, что делать? – понимать друг друга.
Ученик
«Семья»- сколько в нём загадок, это слово делится на два слова «семь» и «я» оно говорит «семья» - это семеро как я. Ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие увлечения и любимые занятия. Но не в каждой семье найдётся семеро. «Семь-не делится, оно считается особенным и напоминает о том, что и «семья» тоже едина и неделима. (Слайд 5)
А чья семья в нашем классе состоит из 7 человек?
Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
-Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.
«Какой хороший вечер»
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез. Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
Учитель:Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей). ( Все вместе, мама дома,любим полежать на коленках, …
-Давайте сделаем так, чтобы исчезли тучи, выберите слова, которые «живут» в такой семье.
Учитель: предлагает детям закончить пословицу о семье: (Слайд 6)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Когда все вместе вместе, … (так и душа на месте)(Слайд 7)
- (предлагаю ученикам вспомнить пословицы о семье, которые они знают).
Игра : «Собери пословицу».
Учитель:Многие из вас к нашему занятию приготовили проекты о своей семье, а вот Клекина Кристина, считает, что наш класс тоже можно назвать семьей, вы согласны? (показ проекта)
Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Учитель: Ой, посмотрите, к нам пожаловали гости, давайте поиграем в игру «Устами младенца»
«Устами младенца»
Н 1.Это когда все вместе – мама, папа, бабушка, дедушка. (семья)
С 2.В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение.(семейная реликвия)
Н3.Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (мама)
С4.Место, где мы бываем все вместе. (дом)
Н5.Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (ребёнок)
С6 .Отец моего отца(дедушка)
∙
НЭто взрослые, их надо слушаться и любить (родители).
Учитель: Ну, что, цыплёнок, ты понял, что такое семья?
Ц.: Да! Я побегу искать свою семью!
В: Ну, что ж удачи тебе!
Учитель: В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Ученик:Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, наши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.Своей жизнью мы обязаны многим поколениям своей семьи.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Игра « Кто кому кто?»
– ……, ты кто для мамы? (дочь)
– ……, кто называет тебя сыном? (папа)
– ……, ты кто для бабушки? (внук)
– ….., у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– ….., у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
– ……, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
Учитель:-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка.
Ученик: Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.
А, вспомните ребята рассказ о том, как в семье не правильно относились к дедушке, только потому, что, он был очень старенький. ( Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»)
Учитель:Каждая семья имеет свою, родословную.(Слайд 8)
Родословная — это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек.
И, вы, вместе со своими родителями, тоже составляли свою родословную. У многих из вас получилось, очень большое генеалогическое древо, где можно судить, как вы знаете своих предков.
Дима, а сколько поколений, ты нашел?
А, Миша Тоскин, назвал свой родословную книгой жизни, Миша сколько в твоей родословной?
Учитель: А сейчас послушайте стих, что может случиться, если в доме не будет его? А чего скажите мне, прослушав стихотворение.
Нельзя в семье без уважения
Куда пропало уваженье?
На целый день – не на мгновенье.
В семье все ссорятся, кричат,
Все что-то доказать хотят.
Оно скандала испугалось
И жить на улице осталось.
Боится в дом оно вернуться,
В слезах боится захлебнуться.
Оно не любит драки, ссоры.
Обиды, крики и раздоры.
Попросим мы у всех прощенья –
Нельзя в семье без уваженья.
Тогда оно домой вернется,
И мама снова улыбнется.
На кухню бабушка пойдет
И вкусный торт нам испечет.
Дед с нами в шашки поиграет,
А папа с нами погуляет,
Вернется уваженье в дом,
И снова мир наступит в нем
Ответы детей и у солнца появляется первый лучик.(уважение)
Учитель: А сейчас, отгадайте загадку, слушайте внимательно.
Жить без мамы не могу
И без папы пропаду,
Обниму их вновь и вновь,
Знаешь, что это? (Любовь)появляется лучик.(любовь)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда. ( Помощь)
- Не хвались серебром, а хвались... Чем? (добром).
-А какую семью можно назвать счастливой? (дружат, заботятся, помогают друг другу, уважают и т.д)
Да, главное, чтобы в семье царили лад,дружба, взаимопонимание, доброта,…. – тогда и будет в этой семье все хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.
Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности.(появляются на доске)Это общие интересы всей семьи.Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только принести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока(Слайд 9)
-Без семьи жить трудно. Кто поддержит в трудную минуту? ….
Кто первым придет на помощь? ….
Только твоя семья. Берегите свою семью. Дом и семья для каждого из нас главное.
Учитель: А, сейчас посмотрите видеоклип и скажите, о каком празднике в нем идет речь.
(просмотр видеоклипа)
15 мая – день семьи и что нужно делать в этот день?
( Слайд 10)
Учитель:У вас на столе лежат ладошки, возьмите их, пожалуйста, и напишите на пальчиках, а какая у вас семья, а из ваших ладошек мы соберем дерево.