Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока «Прощание с азбукой».»
Сценарий урока «Прощание с азбукой».
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
воспитывать умение общаться, совместно трудиться на общее благо.
Оборудование: празднично украшенный класс, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи. Короны из букв на головы учеников.
Мероприятие начинается под музыку «Теперь мы первоклашки». Дети занимают свои места.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок-праздник. Вы закончили изучать свою первую книгу – Азбуку. 1 сентября, вы переступили порог школы и стали учениками. За это время вы научились читать и писать. А научила вас этому умная, интересная, занимательная Азбука. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все: инженеры и академики, врачи и президенты, лётчики и повара. Мы закончили первую школьную книгу - «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Поздравляю вас с первой серьезной победой!
1 ученик:
В день осенний, в день чудесный В класс несмело мы вошли. Азбуки красивые
На столах своих нашли.
2 ученик:
Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам-строчкам шли. Ах, как много мы узнали, Ах, как много мы прочли.
3 ученик:
Был наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. И уже на книжной полке Нас другие книги ждут.
4 ученик:
Среди ярких толстых книжек Неприметна и скромна, Но зато читать в полгода! – Научила нас она.
Учитель: Вы в школе почти целый год отучились,
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А первым помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложения и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много – много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Входит Азбука.
5 ученик:
Азбука- первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость ты мне постоянно дарила.
6 ученик:
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
Азбука:
- Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,
Все взволнованы немножко … В чем секрет?
Дети выходят с учебниками в руках.
1. Дочитали эту книгу школьники вчера.
А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.
2 Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
3.Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
4.В честь славянских «аз» и «буки»
Назван Азбукой Букварь.
7 ученик:
Вот проходят день за днем,
Изучаем «Азбуку»
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные…
Гласные, согласные.
8 ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
9 ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Учитель:
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовётся- азбукой!
Азбука, стройся!
Выходят дети с буквами.
Учитель: -Гласные здесь?
Гласные: -Здесь!
Учитель: - Согласные здесь?
Согласные: - Здесь!
Учитель: -Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
Учитель:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
ВСЕ: - Алфавит!
Презентация «Забавная Азбука»
А: Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Б: По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
В: Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Г: На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
Д: Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё: У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж: Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З: Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И: Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й: Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К: У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л: Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М: За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н: Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О: В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П: Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р: Рыба раку говорит:
-В небе радуга горит.
С: Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
Т: Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У: Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ф: Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х: Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц: Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч: Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш: Шмель присел на шоколадку
-Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ: Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ,Ь: Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы: Буква Ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э: Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю: Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я: Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
Учитель: Стихи вы читаете отлично. А теперь давайте покажем, чему же нас научила Азбука. Предлагаю выполнить задания из Азбуки.
Чем замечательны буквы я, ю, е, ё? (могут давать два звука)
Когда эти буквы обозначают два звука? (В начале предложения, после гласной буквы, после мягкого знака)
Какие правила русского языка вы знаете? (ча-ща, чу-щу, жи-ши).
Игра: «Живые буквы». Каждый из вас сегодня представляет какую-то букву. Я буду называть вам слово, а нужные «буковки» выбегают и образуют это слово.
СЛОВА: Кит, весна, школа, азбука, дом, учебник.
Игра: «Собирайка». Какое слово странное, совсем, как иностранное…Ребята, на доске вы видите вот такие непонятные слова. Вам нужно из этих букв собрать слово, которое всем известно.
М Е Т Б О Г Е (Бегемот)
Р А Ж И Ф (Жираф)
Б Е Р З А (Зебра)
Л Е Т Ь Ю Н (Тюлень)
А Р Я Г У (Ягуар)
Е Д М Е Д В Ь (Медведь)
Игра: «Выбирайка». Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
А О Б Я
Ы Е Я Ю
В С Р Д
Ш П М Ф
Игра: «Пожелайка». Продолжите пословицы.
Терпенье и труд всё (перетрут).
Труд кормит, а лень (портит).
Слово – серебро, молчанье (золото).
Слово- не воробей, вылетит (не поймаешь).
Долог день до вечера, (если делать нечего).
Знай больше, а говори (меньше).
Загадки про буквы. А теперь, ребята, отгадайте загадки про буквы и не только…
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла,
До того она кругла-
Покатиться бы могла. (О)
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук: «ж-ж-ж».
Ты найдёшь сучок в лесу
И увидишь букву … (У)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек буквы сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква?... (И)
Эта буква с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. (Б)
Взявшись за руки друзья
И сказали: «Ты да я-
Это мы».
А между тем
Получилась буква …(М)
Буквы все от А до Я
На страницах … (Букваря)
Должен каждый ученик
В школу брать с собой … (Дневник)
Чтобы ручками писать,
Приготовим мы … (Тетрадь)
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (Карандаш)
Долгожданный дан звонок-
Начинается …(Урок)
Учитель.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась -
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Дети, поставьте буквы на свои места.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган,
Остался на пальме последний баран.
У вратаря большой улов,
Влетело в сетку пять волов.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползет зеленый лук
С длинными усами".
Не учил уроки,
А играл в футбол,
От того в тетрадке
Появился гол.
Дети находят ошибки и исправляют их.
Учитель:
Сказок вы читали много, и хочу вам предложить
О любимых русских сказках здесь сейчас поговорить.
Я вопросы задавать буду по порядку.
Ну, а вы мне- отвечать.
Хорошо, ребятки?
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. (Колобок)
По тропе, шагая бодро, сами воду тащут вёдра. («По щучьему веленью»)
Красна девица грустна, ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка»)
А деревня далека, и корзина нелегка.
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)
Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)
Ах ты Петя – простота, оплошал немножко,
Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок-Золотой Гребешок»)
Мишка, мышка да лягушка поселились на опушке.
Пусть у них немного места, но с друзьями жить не тесно.(«Теремок»)
Учитель: Молодцы, ребята! С весёлыми заданиями вы справились на отлично! Все заслуживают самой высокой оценки. Пришло время наградить вас за успешную сдачу весёлых экзаменов.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдадут
Грамоты, медали!
В том, что азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
Вручаются удостоверения и подарки.
10 ученик:
Сегодня праздник необычный;
Спасибо, Азбука, тебе,
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
11 ученик:
Азбука! Первая книга моя!
Как не любить мне за это тебя!
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
12 ученик:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звёзды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
13 ученик:
Я с этой книжкой первый раз
Пришла в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбила.
Я в ней все буквы изучила.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
14 ученик:
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.
15 ученик:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
В заключении песня (на мотив «Пусть бегут неуклюже»)
Учитель:
Учебник закрывается, пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас. Прощаясь с ним, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя: другие книги, ждут, друзья!
До свидания, учебник! А на следующий год
Ты других читать научишь, тех, кто в первый класс придёт.