Встала наша голубушка, принцессочка наша ненаглядная, красавица наша раскапризная, ой, тьфу, распрекрасная!. Извольте кашки искушать (повязывает нагрудник), да и за учёбу(кормит с ложки).
Там уж и учитель заждался.
Принцесса.
Это тот вчерашний учителишка, которого я из Англии выписала?
Нянька.
Что вы, ваше раскапризное величество!
Вы же вчера его прогнать изволили. Это уж новый. Страсть какой «умный» говорят.
Принцесса.
Умный, умный… Ладно уж, зови.
(Входит Учитель, кланяется)
Принцесса.
Ой, а махонький – то какой!
Учитель.
Ваше величество! Извольте сесть прямо и взять перо. Наш первый урок – чистописание.
Принцесса.
Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах!
Учитель.
Вы совершенно правы, ваше величество. Однако же, осмелюсь попросить вас написать всего 4 строчки.
Принцесса.
Ладно, уж, диктуйте!
Учитель.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
Принцесса.
Я напишу только: «Травка зеленеет». (Пишет: «Травка зене… зенелеет, нет. Зелелеет,.. нет земелеет…») Не буду писать! Чего они смеются?! Уходи вон!
Учитель.
Но, ваше величество! У нас же ещё математика. Сколько будет два плюс два?
Принцесса.
Не помню что – то. Это меня никогда не интересовало. А вас?
Учитель.
Разумеется, интересовало. Два плюс два – четыре.
Принцесса.
А если я издам такой указ, что два плюс два – пять и поставлю большую печать?
Учитель.
Боюсь, что это не поможет. Два плюс два – всё равно четыре. Это наукой доказано.
Принцесса.
Ну, тогда ступайте прочь, пока я вас не казнила! Нянька, пришли мне нового учителя, мне такие «вумные» не нужны!
(Входит Нянька, несёт детскую бутылочку с молоком)
Нянька.
Ох, устала наша голубушка, извели её эти учителя окаянные.
На-ко, вот лучше молочка.
(Принцесса капризничает, не хочет молоко пить)
(Входит Профессор Кислых Щей)
Профессор.
Доброе утро, ваше величество.
Принцесса.
А ты кто такой?
Профессор.
Я – профессор Кислых Щей.
Принцесса (смеётся).
Кислых Щей? Это как?
Профессор.
Очень просто. Сейчас я научу вас варить кислые щи. Пишите.
Принцесса.
А зачем мне знать, как варить кислые щи? Я принцесса или стряпуха?
Профессор.
Хорошо, хорошо. Напишите только одно слово: «Щи».
Принцесса.
Опять щи! Ну ладно, это по крайней мере, коротко. Пишет: «Чи!» Нет, «ши!» «Сти!» «Шти!»
Какую же здесь букву
Писать в начале слова?
Не знаю, ох не знаю,
Быть может букву «Ш»?
А вдруг не эту букву?
И даже очень может,
Что это «Ч», иль даже
«Ероглиф» там вообще.
Профессор.
Не всё ль равно, вообще –то
Какая буква это?
Хоть эта, хоть другая,
Напрасно не ищи.
А самое – то главное
А самое – то важное.
Чтоб кислые – прекислые
Были сами щи!
Принцесса.
Ничего себе профессор…
А ты мне нравишься!
Азбука.
Вот так принцесса! Вот так профессор Кислых щей! Они даже алфавита не знают и радуются. Придётся научить их.
Буквы! В порядке алфавита стройся! Азбука от А до Я! Смирно!
Гласные –…
Дети (хором) Здесь!
Азбука. Согласные -…
Дети (хором) Здесь!
Азбука. Буквы, не обозначающие звуков - …
Дети (хором) Здесь!
Азбука.
Буквы, слушайте мою команду!
По порядку алфавита выступай!
А Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где – то.
Б Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот!
В Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г Гриб растёт среди дорожки,
Голова на тонкой ножке.
Д Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» труба печная.
Е Ель на ёжика похожа,
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ё Буква «Е» передохнула, Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула,
Получилась буква «Ё».
Ж Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
З Звёзды видели мы днём
За рекою, над Кремлём.
И Индюк из города идёт,
Игрушку новую несёт.
Игрушка не простая,
Индюшка заводная.
Й Йогурт из малины
Самый наш любимый.
К Буква «К» как куколка!
Славненькая буковка!
Л Лев комарика ловил,
Лапой лоб себе разбил.
М Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёда, много пчёл!
Н Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
О Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл!
П Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха!
Р Ружьё, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбёшке робкой.
С тех пор драчливый чёрный рак
Не затевает с нею драк!
С Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он!
Т
У Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Ф Федя полез за конфетой в буфет,
Факт, что в буфете не будет конфет.
Х Хорёк ходил на ёлку к волку,
Унёс хлопушку втихомолку,
Теперь хорёк своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой.
Ц Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя.
Ч Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.
Ш Школьник, школьник,
Ты силач.
Шар земной
Несёшь как мяч.
Щ Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
ъ Знак я очень твёрдый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют.
ы А бедняжка буква ы
Ходит с палочкой, увы.
ь Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове льёт,
И в слове дождь.
Э Эта кнопка и шнурок
Электрический звонок.
Ю
Я Ягод нет кислее клюквы
Я на память знаю буквы! (хором)
Сценка 2 (продолжение)
Азбука. Благодарю вас, мои друзья – буквы алфавита!
Принцесса. Не хочу учить буквы!
Профессор.
Прекрасно! Займёмся математикой. Вот вам задача. В кислые – прекислые щи положили две моркови и две картошки. Сколько всего овощей плавает в кислых щах?
Принцесса. Пять!
Профессор.
Вы совершенно правы! Два плюс два – пять. А если вы решите и следующую задачу, то и вам можно будет присвоить звание профессора Кислых щей. В обед я съел 5 тарелок кислых щей, а потом ещё 2 тарелки. Сколько всего тарелок с кислыми щами в меня вместилось?
Принцесса (считает на пальцах, поёт). 10!.. Нет, 20!.. Нет, 30!..
Ах, трудная задача,
Решаю, чуть не плача.
Ах, сколько это будет
К пяти прибавить два?
Наверно, 28!
А может 48?
Я только эти числа
И вспомнила едва.
Профессор.
Не всё ль равно, вообще – то,
Какая цифра это?
Хоть два, хоть сто,хоть тыща,
А может, миллион?
Носамое – то главное,
Но самое – то важное,
Чтоб в этих щах прекислых
Прекислый был бульон!
Учитель.
Постойте, вы же и считать не умеете!
К пяти прибавить два получится…
Дети. Семь!
Учитель. А дважды два – четыре.
Дети. Это всем известно в целом мире!
Песня «Дважды два – четыре»
(Принцесса с Профессором шепчутся)
Профессор.
Их капризное величество изволит знать, где дают столь глубокие знания?
Учитель.
Да в школе! Там всему научат!
Принцесса.
Я тоже хочу в школу! Меня плохо учат. Возьмите меня с собой в школу!
Учитель.
Ну, что, ребята, может, и правда возьмём её с собой в школу? Только сейчас у нас большой праздник. Мы должны проститься с нашим другом – Азбукой.
Азбука.
Да, ребята, на моих страницах живут в мире и согласии все буквы. А иначе и нельзя! Только в дружбе и сила!
Учитель.
Дружба! Какое хорошее слово! Есть удивительная песня «Настоящий друг».
Я предлагаю всем её исполнить.
Песня «Настоящий друг»
Сценка 3
(Стук в дверь)
Учитель. Кто там?
Печкин. Это я, Почтальон Печкин. Здесь идёт праздник «Прощай, Азбука»?
Учитель. Да, здесь.
Печкин. Свежая почта. Кто ведущий?
Учитель. Я.
Печкин. Подождите, а у вас документы с собой?
Учитель. Нет.
Печкин.
Тогда я вам не отдам. Я сам зачитаю ребятам Письма из города Добрые слова (показывает), только в них нет последних слов.
Видел Настю девочку
Я сейчас на улице.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова …
Дети. Здрасте!
Учитель. А слово – то какое – очень дорогое!
Печкин.
А вот письмо второе.
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из – за угла!
Но представьте – зря от Вити
Ждал я слова …
Дети. Извините!
Учитель. А слово – то какое- очень дорогое!
Печкин.
Теперь прочитаем письмо под номером три.
Дед про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но – нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы…
Дети. Спасибо.
Учитель.
Все слова какие – очень дорогие!
Спасибо Вам, дорогой Печкин за письма.
Приглашаем Вас на наш праздник.
Сценка 4
(Входит Незнайка)
Незнайка.
Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Да, я Незнайка!
Мы часто встречались на уроках письма. И теперь я знаю все буквы, все слова. Я даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Учитель.
Ну как, ребята, послушаем?
Только слушайте очень внимательно. А если Незнайка ошибётся, поправьте его.
Незнайка.
Ну, слушайте.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Учитель.
Кого- кого?
Какое слово здесь должно быть, ребята?
Незнайка.
Ну, подумаешь, разок ошибся.
Слушайте дальше.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Ну что опять ошибся? А как надо? Тогда другое прочитаю, вчера выучил.
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Почему вы смеётесь, а не хлопаете?
Поэты любят аплодисменты. Неужели, я опять не так сказал?
Учитель.
Ну, как Незнайка, убедился, что плохо грамоту знаешь? А вот ребята молодцы.
Они прочли Азбуку до корки.
Им по чтению пятёрки.
Позади нелёгкий труд слогового чтения.
Им сегодня выдают удостоверения.
Вручение Удостоверений
Азбука.
Спасибо вам, ребята. Азбука – это маленькая частица тех больших знаний, которые даст вам, дорогие дети, школа. Я отправляюсь в путешествие дальше, мои маленькие друзья. А вместо себя оставляю другие учебники, которые поведут вас в чудесный мир знаний.
Сценка 5
(Появляются Литературное чтение и Русский язык)
Азбука. Давайте же поздороваемся.
Литература.
Здравствуйте, ребята. Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, что теперь мы станем добрыми друзьями. Читайте меня внимательно, и вы многое узнаете.