Просмотр содержимого документа
«Старый бабушкин сундук»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Асерховская средняя общеобразовательная школа Собинского района (МБОУ Асерховская СОШ)
Конспект воспитательного события «Старый бабушкин сундук»,
посвященного Году народного искусства
и нематериального культурного наследия народов РФ
Класс:1
Классный руководитель: Малова Ольга Анатольевна.
Цель: Создать условия для формирования интереса у детей к русскому народному творчеству, истокам русской национальной культуры через организацию воспитательного события «Старый бабушкин сундук».
Задачи:
Создать условия для развитияу учащихсялюбви к фольклору, к его малым формам; познавательного интереса к истории и традициям своего народа.
Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая и диалогическая речь).
Содействовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.
Содействовать формированию патриотических чувств.
Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.
Формат проведения: классный час.
Оборудование: интерактивная панель, ноутбук, музыкальные инструменты.
Методы и приемы: живой разговор, интерактивная программа, рефлексия, самоанализ.
Ход воспитательного события
Звучит заставка музыки «В гостях у сказки». Выходит классный руководитель в русском народном костюме
-Доброе утро, ребятушки, дорогие! Пришла я к вам в гости из соседней школы. Звать-величать меня Ольга Анатольевна.
-Давно я ждала – поджидала встречи с вами и забавушек разных припасла на каждый вкус. Здесь для каждого найдётся и местечко, и словечко.
-И по старой русской традиции кланяюсь вам в пояс… (медленный поклон)
-Вот так, ребята, приветствовали наши предки дорогих их сердцу людей. А какие добрые слова говорили они, не правда ли?!
А пришла я к вам на встречу не с пустыми руками. Захватила я с собой свой сундучок заветный, который достался мне по наследству от моей бабушки. Необычен он тем, что каждый раз в нем новые предметы появляются. А вот какие появятся сегодня - мы узнаем в ходе нашей встречи.
-Ребята, а хотели бы вы заглянуть в старинный сундучок? (ответы детей)
- Давайте мы в него заглянем.
Учитель открывает сундук, достаёт письмо: «Иди смелей, узнай секрет, найди на все вопросы ответ» и 4 конверта, на которых нарисованы знаки вопроса.
- Что будем делать? Никаких подсказок нет, кроме знаков «?». Будем отгадывать?
- Как вы думаете, а какие предметы могла положить бабушка в свой старинный сундук? (дети высказывают свои предположения о том, что скорее всего там лежат старые вещи, приводят примеры)
-А что может объединять эти вещи? (они пришли к нам из старины, древние)
Мы живём с вами в современном мире, а прошлое уходит от нас всё дальше и дальше. И порой старины своей не помним, забываем мы о ней. Но, к счастью, ничто не проходит бесследно. Старинные вещи напоминают нам об истории нашей страны, о её прошлом.
-Наши предки говорили: «Без корней не живет и не растет дерево». Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)
-Как дерево не может жить без корней, так и мы с вами без своего прошлого. Знание исторических корней, понимание прошлого своего народа помогает нам любить своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам. Помогает нам понять и объяснить, почему мы такие, какие мы есть.
-Важно помнить о наших истоках. Поэтому Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2022 год Годом народного искусства и культурного наследия народов России.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашей страны и познаем истинный характер русского человека!
-Какими были наши предки? Может нам подскажет 1 конверт? (учитель открывает конверт, там лежит картинка, на которой изображён жаворонок)
-Ребята, что это за птица? Кто-то знает? (ответы детей) Эта птица- жаворонок.
-О чём же мне хотела сказать моя бабушка? Я кажется знаю…. Рассказывала она мне в детстве, что трудолюбия и старания русским людям всегда было не занимать. А после хорошей работы, можно было и погулять, и повеселиться. В нашем крае дети и взрослые очень любили народную танцевальную игру «Жавороночки». Давайте и мы с вами сыграем в неё.
Описание игры: Игра Соб. р-на "Жавороночки". Дети идут в хороводе, подпевают педагогу, ребёнок - жаворонок (с колокольчиком) летает внутри круга.
Слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
А кто песенку найдёт, будет весел целый
год!!!
(Жаворонок «вылетает» из круга, кладёт кому-нибудь из детей около ног колокольчик. В это время дети закрывают глаза, затем считают и в прыжке разворачиваются. У кого колокольчик, тот становится «жаворонком»)
Игра «Жавороночки» (звучит музыка)
-Ну что ж, ребята, мы с вами молодцы! Первую подсказку разгадали. Посмотрим, что во 2 конверте? (ответы детей)
(учитель открывает 2 конверт, там лежат 5 нарисованных перьев и картинка, на которой изображена сова. С обратной стороны совы написано стихотворение, на перьях-загадки. Учитель читает стихи и обыгрывает их, во время игры на выделенных словах раздает детям перья)
-Летела сова – весёлая голова
Вот она летала-летала и села,
Да хвостиком повертела,
Да по сторонам поглядела
И опять полетела, да пёрышки обронила,
А пёрышки непростые,
На каждом загадка написана.
Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать. Ну что, ребята, будем с вами разгадывать загадки старорусские? (Ответы детей).
Загадки
1. Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрёшки)
2. На голове у толстяка
Блестящая корона,
Но только не имеет он
Ни царства и ни трона. (самовар)
3. Это платье на Руси
Женщины носили
И еще его всегда
Безрукавным шили. (сарафан)
4. Три струны, а звук какой
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Это русский инструмент. (балалайка)
5. Обувь делали крестьяне
Для себя конечно сами.
Как назвать её нам, дети
Поскорее мне ответьте. (лапти)
Учитель достает предметы-отгадки и немного рассказывает о них детям. Затем выставляет по очереди предметы на стол.
Матрешка - А вы знаете, что матрешка родилась более 100 лет назад. Её любят и взрослые и дети. Как вы думаете, почему? (на русскую красавицу) Сейчас матрёшка- это один из символов России. А на кого она похожа?
Кукла в русском национальном костюме или сарафан. Где сегодня мы можем увидеть людей в нашем национальном костюме? (ответы детей)
Лапти - В древние времена на Руси (так называлась тогда наша страна) они были самой распространенной обувью. Их носили не только летом, но и зимой. Одно плохо- они быстро изнашивались. Как вы думаете, как эту обувь называли ласково? (лапоточки)
Самовар - изобрели и изготовили самовар более 300 лет назад. Он пользовался большим спросом. Вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно.
Балалайка- исконно русский инструмент, который имеет очень интересную историю... Родиной балалайки считается Россия, но в действительности придумал её татарский народ. Изначально балалайка была круглой, затем ей придали треугольную форму и добавили одну струну. - Какие вы, ребята, умные! Все бабушкины загадки отгадали! А что же приготовил нам 3 конверт. Открываем?
(учитель открывает 3 конверт и читает стихотворение)
-Выручал не раз он нас
Быстрый русский перепляс.
Говорят не зря в народе:
Перепляс и нынче в моде!
Весело, задорно, ловко
Пляшут все без остановки…
-А сейчас мы с вами все вместе устроим настоящий русский перепляс. Вставайте все со своих мест и повторяйте за мной движения.
Перепляс «Русь танцевальная»
-Ребята, мы с вами сейчас затеяли перепляс, вам весело было? Вот и в старину на Руси народ любил веселиться и развлекать себя!!! Одним из развлечений была песня, в ней народ раскрывал свою душу. Другое развлечение - это игра на инструментах! На Руси были свои инструменты и они назывались русскими народными!!! Они отражали всю красоту музыкальной культуры нашего народа. И мы с вами сегодня прикоснёмся к прекрасному и устроим настоящий маленький оркестр народных инструментов.
(Ведущий раздаёт детям музыкальные инструменты. Звучит народная музыка, дети играют на инструментах)
- Вот и остался у нас с вами последний конверт. Что же в нём, давайте посмотрим. (ведущий достает из 4 конверта сердце)
-Как вы думаете, что оно обозначает? Когда мы рисуем сердце? (ответы детей)
В этом сердце собрана любовь к культуре и традициям русского народа.
Учитель читает стихотворение на фоне видео презентации под русскую народную музыку:
-Я так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло!
Мы славимся не только русской силой,
Но и традицией народа своего.
Забавы русские, они и нынче в моде.
Игра, загадки, песен хоровод.
Пока живут традиции в народе,
Тогда и Русь Великая живёт!!!
-На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Классный руководитель раздает ленточки детям)
-Давайте и мы с вами придумаем добрые пожелания друг другу, нашим родным, близким, нашей Родине и прикрепим их в виде разноцветных ленточек на наше волшебное дерево. (Дети произносят пожелания и привязывают ленточки)
-Ой, ребятушки! Какие хорошие пожелания вы придумали! Пусть же они все сбудутся!
-Перед тем как проститься с вами, я хотела бы вас спросить, а что сегодня больше всего вам заполнилось на нашей встрече? Чем хотелось бы поделиться с друзьями и родными?
-Какие же вы молодцы! Весело мне с вами было. А за то, что вы такие добрые, да смышлёные, вот вам моё угощение (Корзина с угощениями).
Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Любите и берегите, своих родных, близких, друзей и нашу великую Родину - Россию…