kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературы в 5 классе "Старый бабушкин сундук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования интереса у детей к русскому народному творчеству, истокам русской национальной культуры через организацию интегрированного урока «Старый бабушкин сундук».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы в 5 классе "Старый бабушкин сундук"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Асерховская средняя общеобразовательная школа Собинского района
(МБОУ Асерховская СОШ)




Конспект воспитательного события «Старый бабушкин сундук»,

посвященного Году народного искусства

и нематериального культурного наследия народов РФ


Класс:5

Учитель русского языка и литературы: Бусыгина Н.А.

Цель: Создать условия для формирования интереса у детей к русскому народному творчеству, истокам русской национальной культуры через организацию интегрированного урока «Старый бабушкин сундук».

Задачи:

  • Создать условия для развития у учащихся любви к фольклору, к его малым формам; познавательного интереса к истории и традициям своего народа.

  • Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая и диалогическая речь).

  • Содействовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.

  • Содействовать формированию патриотических чувств.

  • Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.

Формат проведения: интегрированный урок по литературе по теме «Русский фольклор»

Оборудование: интерактивная панель, ноутбук, музыкальные инструменты.

Методы и приемы: живой разговор, интерактивная программа, рефлексия, самоанализ.


Ход воспитательного события

Слайд 1. Название

Звучит заставка музыки «В гостях у сказки». Выходит классный руководитель в русском народном костюме

-Доброе утро, ребятушки, дорогие! Пришла я к вам в гости из соседней деревни. Звать-величать меня Надежда Анатольевна.

-Давно я ждала – поджидала встречи с вами и забавушек разных припасла на каждый вкус. Здесь для каждого найдётся и местечко, и словечко.

-И по старой русской традиции кланяюсь вам в пояс… (медленный поклон)

-Вот так, ребята, приветствовали наши предки дорогих их сердцу людей. А какие добрые слова говорили они, не правда ли?!

А пришла я к вам на встречу не с пустыми руками. Захватила я с собой свой сундучок заветный, который достался мне по наследству от моей бабушки. Необычен он тем, что каждый раз в нем новые предметы появляются. А вот какие появятся сегодня - мы узнаем в ходе нашей встречи.

-Ребята, а хотели бы вы заглянуть в старинный сундучок? (ответы детей)

- Давайте мы в него заглянем.

Звук открытия сундука

Учитель открывает сундук, достаёт письмо: «Иди смелей, узнай секрет, найди на все вопросы ответ» и 4 конверта, на которых нарисованы знаки вопроса.

- Что будем делать? Никаких подсказок нет, кроме знаков «?». Будем отгадывать?

- Как вы думаете, а какие предметы могла положить бабушка в свой старинный сундук? (дети высказывают свои предположения о том, что скорее всего там лежат старые вещи, приводят примеры)

-А что может объединять эти вещи? (они пришли к нам из старины, древние)

Мы живём с вами в современном мире, а прошлое уходит от нас всё дальше и дальше. И порой старины своей не помним, забываем мы о ней. Но, к счастью, ничто не проходит бесследно. Старинные вещи напоминают нам об истории нашей страны, о её прошлом.

Слайд Предки

-Наши предки говорили: «Без корней не живет и не растет дерево». Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)

-Как дерево не может жить без корней, так и мы с вами без своего прошлого. Знание исторических корней, понимание прошлого своего народа помогает нам любить своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам. Помогает нам понять и объяснить, почему мы такие, какие мы есть.


Слайд 2022 год- год народного искусства…

-Важно помнить о наших истоках. Поэтому Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2022 год Годом народного искусства и культурного наследия народов России.

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашей страны и познаем истинный характер русского человека!

-Какими были наши предки? Может нам подскажет 1 конверт? (учитель открывает конверт, там лежит картинка, на которой изображён жаворонок)

-Ребята, что это за птица? Кто-то знает? (ответы детей) Эта птица- жаворонок.

-О чём же мне хотела сказать моя бабушка? Я кажется знаю…. Рассказывала она мне в детстве, что трудолюбия и старания русским людям всегда было не занимать. А после хорошей работы, можно было и погулять, и повеселиться. В нашем Владимирском крае дети и взрослые очень любили народную танцевальную игру «Жавороночки». Давайте и мы с вами сыграем в неё.

Описание игры: Игра Соб. р-на Владимирской области "Жавороночки". Дети идут в хороводе, подпевают педагогу, ребёнок - жаворонок (с колокольчиком) летает внутри  круга.

Слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

А кто песенку найдёт, будет весел целый

год!!!

(Жаворонок «вылетает» из круга, кладёт кому-нибудь из детей около ног колокольчик. В это время дети закрывают глаза, затем считают и в прыжке разворачиваются. У кого колокольчик, тот становится «жаворонком»)

Игра «Жавороночки» (звучит музыка)

-Ну что ж, ребята, мы с вами молодцы! Первую подсказку разгадали. Посмотрим, что во 2 конверте? (ответы детей)

(учитель открывает 2 конверт, там лежат 5 нарисованных перьев и картинка, на которой изображена сова. С обратной стороны совы написано стихотворение, на перьях-загадки. Учитель читает стихи и обыгрывает их, во время игры на выделенных словах раздает детям перья)

-Летела сова – весёлая голова

Вот она летала-летала и села,

Да хвостиком повертела,

Да по сторонам поглядела

И опять полетела, да пёрышки обронила,

А пёрышки непростые,

На каждом загадка написана.

Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать. Ну что, ребята, будем с вами разгадывать загадки старорусские? (Ответы детей).

Загадки

1. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрёшки)

2. На голове у толстяка

Блестящая корона,

Но только не имеет он

Ни царства и ни трона. (самовар)

3. Это платье на Руси

Женщины носили

И еще его всегда

Безрукавным шили. (сарафан)

4. Три струны, а звук какой

С переливами, живой.

Узнаю его в момент –

Это русский инструмент. (балалайка)

5. Обувь делали крестьяне

Для себя конечно сами.

Как назвать её нам, дети

Поскорее мне ответьте. (лапти)


Учитель достает предметы-отгадки и немного рассказывает о них детям. Затем выставляет по очереди предметы на стол.

Матрешка - А вы знаете, что матрешка родилась более 100 лет назад. Её любят и взрослые и дети. Как вы думаете, почему? (на русскую красавицу) Сейчас матрёшка- это один из символов России. А на кого она похожа?

Кукла в русском национальном костюме или сарафан. Где сегодня мы можем увидеть людей в нашем национальном костюме? (ответы детей)

Слайд Русский народный костюм

Лапти - В древние времена на Руси (так называлась тогда наша страна) они были самой распространенной обувью. Их носили не только летом, но и зимой. Одно плохо- они быстро изнашивались. Как вы думаете, как эту обувь называли ласково? (лапоточки)

Самовар - изобрели и изготовили самовар более 300 лет назад. Он пользовался большим спросом. Вода в самоваре закипала очень быстро, а остывала медленно.

Балалайка- исконно русский инструмент, который имеет очень интересную историю... Родиной балалайки считается Россия, но в действительности придумал её татарский народ. Изначально балалайка была круглой, затем ей придали треугольную форму и добавили одну струну. - Какие вы, ребята, умные! Все бабушкины загадки отгадали! А что же приготовил нам 3 конверт. Открываем?

(учитель открывает 3 конверт и читает стихотворение)

-Выручал не раз он нас

Быстрый русский перепляс.

Говорят не зря в народе:

Перепляс и нынче в моде!

Весело, задорно, ловко

Пляшут все без остановки…


-А сейчас мы с вами все вместе устроим настоящий русский перепляс. Вставайте все со своих мест и повторяйте за мной движения.

Перепляс «Русь танцевальная»

-Ребята, мы с вами сейчас затеяли перепляс, вам весело было? Вот и в старину на Руси народ любил веселиться и развлекать себя!!! Одним из развлечений была песня, в ней народ раскрывал свою душу. Другое развлечение - это игра на инструментах! На Руси были свои инструменты и они назывались русскими народными!!! Они отражали всю красоту музыкальной культуры нашего народа. И мы с вами сегодня прикоснёмся к прекрасному и устроим настоящий маленький оркестр народных инструментов.

Слайд Музыкальные инструменты

(Ведущий раздаёт детям музыкальные инструменты. Звучит народная музыка, дети играют на инструментах)

Слайд Народные гуляния

- Вот и остался у нас с вами последний конверт. Что же в нём, давайте посмотрим. (ведущий достает из 4 конверта сердце)

-Как вы думаете, что оно обозначает? Когда мы рисуем сердце? (ответы детей)

В этом сердце собрана любовь к культуре и традициям русского народа.


Учитель читает стихотворение на фоне видео презентации под русскую народную музыку:

Звучит русская народная музыка для фона


-Я так люблю великую Россию,

И то, что по наследству перешло!

Мы славимся не только русской силой,

Но и традицией народа своего.

Забавы русские, они и нынче в моде.

Игра, загадки, песен хоровод.

Пока живут традиции в народе,

Тогда и Русь Великая живёт!!!


-На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Классный руководитель раздает ленточки детям)

-Давайте и мы с вами придумаем добрые пожелания друг другу, нашим родным, близким, нашей Родине и прикрепим их в виде разноцветных ленточек на наше волшебное дерево. (Дети произносят пожелания и привязывают ленточки)

-Ой, ребятушки! Какие хорошие пожелания вы придумали! Пусть же они все сбудутся!

-Перед тем как проститься с вами, я хотела бы вас спросить, а что сегодня больше всего вам заполнилось на нашей встрече? Чем хотелось бы поделиться с друзьями и родными?

-Какие же вы молодцы! Весело мне с вами было. А за то, что вы такие добрые, да смышлёные, вот вам моё угощение (Корзина с угощениями).


Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Любите и берегите, своих родных, близких, друзей и нашу великую Родину - Россию…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Интегрированный урок литературы в 5 классе "Старый бабушкин сундук"

Автор: Бусыгина Надежда Анатольевна

Дата: 08.09.2024

Номер свидетельства: 655933


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства