Просмотр содержимого документа
«Составление текста по серии картинок»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: обучение связному последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок. правильно и последовательно излагать мысли; развивать память, мышление, воображение.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
отвечать на простые вопросы учителя;
формировать умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
формировать интерес (мотивацию) к обучению;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные УУД:
формировать умение организовывать своё рабочее место;
формировать умение определять цель выполнения заданий на уроке.
Виды работы на уроке: фронтальная, групповая.
Оборудование урока: серия сюжетных картинок, мультимедийный проектор
Методы и формы работы: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная работа.
Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.
- Ребята, пока я готовилась к сегодняшнему занятию, я старательно развесила карточки с надписями на доске, но сквозняк не только сорвал, но и перепутал их. Помогите, пожалуйста, расположить эти единицы речи в порядке увеличения.
ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ* Назовите самую масштабную из них. (ТЕКСТ)
- Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?
•. Мы не раз сочиняли с вами истории, читали сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст?
- А каким образом можно работать с текстом? Что бы вы предложили делать?
(составлять предложения, а из предложений составлять текст).
- Прежде, чем я открою тайну и скажу, чем еще мы будем заниматься сегодня, я хочу предложить вам загадку, отгадав которую, вы узнаете, кто будет героем нашего урока.
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Еж)
- Есть ли хоть один человек в классе, кому не знаком бы был этот зверек?
- А что вы знаете о нем?
- Мне хочется немного добавить к вашим ответам и тоже рассказать кое-что интересное о ежах.
Ё Ж
Обыкновенный еж выглядит достаточно небольшим. Этот колючий зверек имеет длину тела в пределах 20-30 см и совсем коротенький хвостик в 3 см, который незаметен под его шубкой. Также у животного есть хвост, который вырастает от 1 до 21 см в длину.
Но, несмотря на такую милую и забавную внешность, еж обыкновенный может похвастаться наличием маленьких, но острых зубов. На верхней челюсти у него их 20, а на нижней – 16. Каждая из его лап содержит 5 пальцев.
Что отличает ежа от других животных?
Ну и конечно, самым главным отличительным признаком ежа являются его иглы. Благодаря им еж выглядит не так уж и безобидно. Наверняка каждый задавался вопросом, а сколько иголок у ежа? Так вот, обычно у взрослого ежа 5-6 тысяч игл. Молодые ежи имеют около 3 тысячи иголок. У старых ежей вырастает до 10 тысяч иголок.
Живут ли ежи в нашей местности?
Еж живет в разных местах, но избегает больших болот и густых хвойных лесов. Еж обитает, отдавая предпочтение опушкам, перелескам и небольшим полянам. Также часто еж живет рядом с человеком. Поэтому найти ежа в городском парке или на даче – обычное дело.
Ежи живут, проявляя активность в ночное время суток. Днем ежи живут, находясь в своих гнездах, где они могут комфортно отдохнуть. Ежи устраивают свои гнезда в кустах, ямах, в корнях деревьев или в пустых норах грызунов.
Они шумно фыркают и издают разные звуки, похожие на чиханье.
Ежи умеют плавать
Летом еж готовится к зиме и накапливает жировые запасы на зиму, ежи впадают в зимнюю спячку, плотно закрывая вход в нору. Обычно спячка длится с октября по апрель.
После спячки это насекомоядное животное не сразу выходит из гнезда, а ждет, пока температура воздуха не повышается до 15 °C.
Для чего ежу иголки?
Но иглы ежа требуют тщательного ухода, ведь колючки собирают клещей и прочих паразитов.
В таких случаях освободиться от паразитов помогает кислота, которую выделяют фрукты. Поэтому ежи катаются на подгнивающих яблоках или других фруктах. Такое поведение заставляет заблуждаться, думая о еже, как о страстном любителе яблок, который накалывает их на иголки и носит на спине в свою нору. Но это не так, еж больше предпочитает насекомых.
Можно смело сказать, что еж – всеяден. Единственное, чего ежу нельзя – это молочные продукты.
В исключительных случаях еж ест даже гадюку. Ведь ежи невосприимчивы к змеиному яду и не только. Высокотоксичный яд, содержащийся в других животных, на это насекомоядное млекопитающее не действует
Лысый ёж обитает на равнинах и в предгорьях, предпочитая каменистые и песчаные ландшафты. Ареал частично проходит по Аравийскому полуострову, островам Персидского залива, через Иран и Пакистан до Казахстана. Занесен в Красную книгу Узбекистана, а также охраняется государством на территории Туркмении.
- Ёжик нередко становился героем разных историй, сказок, мультфильмов. Угадайте, каких.
- Сегодня на занятии вы узнаете еще одну интересную историю, переданную в картинках. Художник нарисовал их для нас, а, вот, саму историю не записал. Рассмотрев эти картинки, вы сами расскажете, что произошло.
- Итак, внимание! Первая картинка.
- Где будут происходить события нашего рассказа?
- Какое время года изображено на иллюстрации? Докажите.
- Какие слова вы подобрали бы, чтобы описать осень?
- Можно ли назвать её щедрой? Почему?
- Почему улыбается ёжик? (он рад хорошему урожаю)
- На его мордочке читается и озабоченность. Что может его беспокоить? (не знает, как унести яблоки.)
- Настало время увидеть еще одну из картинок.
- Похоже, зверьку все же удалось наколоть на иголки все яблочки. Интересно, как он это сумел сделать? Ваши предположения.
- Я вам скажу по секрету, что картинок всего четыре, и вы видите только первую и последнюю. Как вы думаете, что же может быть нарисовано на двух пропущенных картинках?
- Давайте посмотрим, что же произошло на самом деле.
- Настало время показать вам оставшиеся иллюстрации.
А для удобства на ваших партах есть их уменьшенные копии. Попробуйте расположить их в нужном порядке.(РАБОТА В ПАРАХ)
- Художник нарисовал интересную историю, а мы давайте её теперь расскажем.
- С чего бы началась ваша история? (Наступила осень) ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ!
- Что изменилось в саду с приходом осени, какие фрукты созрели?
- Давайте украсим наше предложение, добавив слова, которыми можно было бы описать яблоки. Какие яблоки могли созреть?
КРАСНЫЕ СПЕЛЫЕ СОЧНЫЕ СЛАДКИЕ КРУПНЫЕ
- Что же сделал с этими яблоками ёжик?
- О чём подумал зверек, глядя на большую кучку фруктов?
- Тогда ёжик… (забрался на дерево и упал иголками вниз)
- Как вы думаете, доволен ли ёж? Какие чувства он испытывает?
-Ну, вот, мы сочинили с вами историю, которую я попыталась записать. Но некоторые слова позабыла. Помогите, пожалуйста их вспомнить и заполнить текст.
- Какую часть текста вы подписали бы под 1 картинкой? Какая соответствует 2,3?
- А что бы вы записали под 4 картинкой?
- Я прошу еще раз вернуться к нашему тексту и проверить, ничего ли мы не забыли? (мы забыли продумать конец истории, самое последнее предложение.)
- Чем последнее предложение будет отличаться от остальных? О чём оно может быть?
- Есть ли за что похвалить себя ёжику? А вы хотели бы его похвалить? Какие слова вы сказали бы ему? Как, с какой интонацией вы бы сделали это?
- Прекрасная получилась история. Но чего-то не хватает… Вам не кажется? Чего же?
(НАЗВАНИЯ) Как бы вы назвали наш рассказ?
- Ребята, сколько частей получилось в нашем тексте? (три) Как вы догадались об этом? Мы успели уже не раз их перечитать и, наверняка вы сможете установить их правильный порядок.
- Как вы думаете, а могла ли такая история произойти в действительности?
- Какими качествами обладает этот зверёк? (умный, догадливый, смекалистый, находчивый)
- Приходилось ли вам в каких-нибудь ситуациях в жизни проявлять догадку, смекалку?
- Сегодня мы все примерили на себя профессию писателя. Чем мы были заняты весь урок?
- У меня для вас сюрприз. На ваших партах лежат маленькие раскраски умного ёжика и если вы узнали сегодня что-то новое, если вам понравилось работать, - раскрасьте яблочко в его лапках в красный цвет, а если вам что-то было трудно и непонятно, то в зелёный. Если вам не понравилось совсем, оставьте яблочко нераскрашенным.