Просмотр содержимого документа
«Сообщение к методическому объединению»
МБОУ -школа № 52 г.Орла
Сообщение на методическом объединении
учителей начальных классов
по теме:
Учитель начальных классов
Калитина Л.В.
2020 г.
Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
Коменский Я.
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.
Дидро
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В современном обществе негативной тенденцией является снижение интереса к чтению и, как следствие, уровня читательской компетенции. Вместе с тем в мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в её отборе, понимании, хранении и передаче. Поэтому создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя, который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и электронных носителях. Чтение — это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС. Навык чтения — явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Техническая: − способ чтения, − темп чтения, − правильность чтения, − выразительность. Смысловая: − понимание содержания и смысла читаемого, − умение оценивать и интерпретировать прочитанное. У начинающего чтеца преобладает техническая сторона, а у опытного — смысловая. Формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию — это задача не только учителя русского языка и литературы, но и всех преподавателей, потому что от этого зависит успех обучающегося по любому предмету, даже по изобразительному искусству и физкультуре. Чтение — это фундамент всех УУД и предметных действий, так как формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предметах.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.
Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но сегодня не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, тут же теряют интерес к чтению и урок литературного чтения считают одним из нелюбимых. Учителю необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.
Цель учителя - создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного, на основе разнообразия форм, методов и видов работы, установление межпредметных связей урока литературного чтения с другими урокам, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать разнообразные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Задачи:
- учить ребенка продумывать в ходе чтения смысл каждого слова;
- учить задавать вопросы и находить ответы на них в тексте;
- учить размышлять и сопереживать;
- учить элементарному анализу прочитанного;
- научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор.
Чтобы решить вышеперечисленные задачи важно сформировать у учащихся тип правильной читательской деятельности, который представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг. Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, он позволяет добиться высоких результатов обучения.
Итак, 3 этапа работы с текстом:
1. До начала чтения
2. В процессе чтения
3. После чтения.
Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».
I. Работа с текстом до чтения.
Цель:развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Дети читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях развития действия.
Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.
/Детям на уроках важно показать, что чтение – это общение, диалог читателя и автора. Это общение через текст, созданный автором. Нужно детям показать смысловую роль знаков препинаний; то, что сама последовательность высказываний в тексте может «накапливать смыслы», что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно/.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
1. Дети самостоятельно читают текст (главу), про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух предложениями или небольшим абзацем с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предложениям, как только текст дает возможность их подтвердить.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его.
Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или уже в прочитанной части текста, или в той, которую нужно прочитать.
Комментарии учителя должны быть короткими, но емкими, не уводящими далеко от читаемого. Т.е. дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором.
3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.
4. Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующими главами текста.
Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан, то можно предложить детям дома прочить про себя следующую главу, а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста можно прочитать вслух учителю, а затем провести работу с текстом во время чтения детей вслух.
5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий и героев.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – «чтение между строк»).
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла «спрятанного между строк».
2. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, т.к. именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть иллюстрация ко всему тексту в целом?) Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим и т.д.
4. Выполнение творческих заданий.
Виды творческих заданий для работы с текстом после чтения.
1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста.
2. Серия рисунков к одному тексту.
Каждый ученик получает задание проиллюстрировать только одно предложение или один абзац из произведения. Потом рисунки вывешиваются по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.
3. Портрет героя.
Каждый ученик рисует портрет героя, затем в классе проходит конкурс «Кто точнее?». Все портреты рассматриваются, читаются соответствующие отрывки из текста, определяется победитель.
4. Изобрази, как представляешь.
Могут быть составлены словесные портреты героев произведения (н-р, Лета, Весны и др.) Это написание сказок, стихотворений о временах года, о явлениях природы и т.д.
5. Конкурс «Сами с усами».
Составление и написание рассказов о своих четвероногих друзьях, об игрушках и т.д. сочинение историй, о том как они помогли нам.
6. Пишем, подражая автору.
Наверное, все согласятся, что любое действие, которое диктуется сверху, и в котором у человека нет личной заинтересованности, выполняется неохотно и, как правило, даёт мало пользы. Поэтому учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.
Заявленное чтение - когда на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность уроков «заявленного» чтения заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе по необходимости помощников в чтении (учителя, ребят), и задают ход его Обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение?Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное.
Возвращающееся чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений.
Основным моментом урока «возвращающегося» чтения является выдвижение предположений в классе о том, «почему Саше или Наташе захотелось перечитать это произведение». Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать, ученикам выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого.
Свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать.
Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.
Таким образом, если мы хотим, чтобы шедевры литературы читались не по приказу учителя и не расценивались ребёнком как наказание, а несли бы радость прикосновения к чуду - нужна особая стратегия чтения художественной литературы, которая соответствовала бы виртуальной природе словесных образов и их восприятия. Эта стратегия предполагает:
- готовить ребёнка с самого начала к чтению художественной литературы как к таинству претворения мертвых строк текста в духовную энергию его собственной личности учить "раскодировать" текст;
- пробуждать в ребёнке эмоциональный резонанс на прочитанное, помогать ему в художественном образе искать и находить созвучие собственной душе; обогащать его жизненный опыт; содействовать читательской самооценке и откровению и создавать условия для их реализации;
- стимулировать творчество детей как ответную реакцию на прочитанное; накапливать образцы творческого чтения, делать их достоянием учащихся; учить на этих образцах восприятию художественных образов;
- помогать ребёнку удивляться; движущую силу духовного развития детей средствами литературы искать не в общих рассуждениях о писателе и его творчестве, не в открытых кем-то смыслах произведений, а в самой образной ткани произведения в его конкретности, которая и является возбудителем сотворчества читателя.
«Читать - значит думать ещё одной головой, кроме своей собственной», Артур Шопенгауэр (немецкий философ);
- поддерживать в читающем ребенке самобытность его суждений о прочитанном;
исключать стереотип мнений и оценок - показатель отчуждённости от словесных образов.
В сущности, мы учим не читать, наша действительная задача - научить понимать читаемый текст.
Технология критического мышления - один из способов реализации стратегий смыслового чтения
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.А. Сухомлинский
Роль чтения в современном мире.
Роль чтения в современном мире трудно переоценить. Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается, как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс понимания текста.
Стратегии смыслового чтения: от теории к практике
Актуальность
Чтение – это многофункциональный процесс. В современном информационном обществе оно носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения читать относятся к универсальным учебным действиям. Проблема получения, понимания и применения информации становится на первое место. От уровня сформированности читательских компетенций зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка.
Поэтапное внедрение системы работы с текстовой информацией в начальной школе способствует формированию навыка смыслового чтения.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволяет продуктивно учиться по книгам всегда.
Цель смыслового чтения – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое(точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Работа с любым текстом предполагает: 3 основных стратегии
стратегии предтекстовой деятельности
Целью этой деятельности является
постановка цели и задач чтения,
актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами,
актуализация предшествующих знаний,
прогнозирование содержания,
формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
Целью стратегии текстовой деятельности
Целью этой деятельности на исполнительной фазе чтения является
развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотез и смысловая догадка
размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
Основным принципом этого этапа является
остановка деятельности, размышление вслух,
прогноз и установление разнообразных связей в развития сюжета.
Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь или предоставить дополнительную информацию и просто обучить.
Целью стратегии послетекстовой деятельности.
Целью этой деятельности является
применение, использование материала в разных ситуациях, усвоение, расширение, прочитанного,
происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Рассмотрим стратегии смыслового чтения которые необходимы каждому ученику при работе с текстовой информацией.
Поиск информации и понимание прочитанного
Преобразование и интерпретация прочитанного
Оценка информации
Проблема
Когда ведешь урок, то имеешь перед собой достаточно ясный план, где все действия учителя и действия учеников понятны, как по содержанию, так и по времени. Схема задается в самом начале, а любые отступления от нее воспринимаются как неудача.
И кто из нас, учителей, задумывается, какие цели ученики ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему неинтересно, а кому-то она просто не нравится, а для кого-то она просто трудна.
Работая с ребятами младшего школьного возраста над разными текстами, я заметила, Проблемы:
дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
затрудняются кратко пересказать содержание,
при выполнении самостоятельной работы обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,
Я старалась в своей работе найти такие методы и приёмы работы с художественным и научным текстом, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Известно, что любое знание будет лучше и качественнее, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новым знаниям и умениям.
Изучив методическую литературу и передовой опыт использования современных технологий обучений, я пришла к выводу, что для решения проблем обучения навыкам смыслового чтения на уроках в начальной школе целесообразно использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо (или сокращенно - РКМЧП)
Технология развития критического мышления – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
В её основе – ведущие теории современного образования и теории разработанные выдающимися советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. В этом смысле её можно назвать интеграционной технологией, которая обеспечивает целостный, системный подход к обучению.
Дать определение термина критическое мышление непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности, ценностей – он в себя включает. Так о чем мы, собственно, говорим, когда произносим: критическое мышление?
Но авторы данной технологии предлагают своё определение критического мышления: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов». Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов.
Критическое мышление – это самостоятельное мышление. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. – это очень важный момент для младших школьников. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Возникает острая проблема - как учить мыслить?
Нужно ли и можно ли целенаправленно формировать критическое мышление?
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств:
- Готовность к планированию. Мысли у ребенка часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
- Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, ему сложно будет формулировать собственные идеи и мыслей
- Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов.
- Готовность исправлять свои ошибки. Мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы. Не даром говорят
На ошибках учатся.
- Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
- Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Что мне нравится в самой технологии?
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предполагают строить урок по привычной схеме:
«введение – основная часть – заключение».
Подобная же схема действует и при решении проблем:
«введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата».
В рамках технологии РКМЧП данные этапы получили несколько иные названия.
Каждая стадия свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Рассмотрим первую стадию
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (пометки, составление таблиц), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» На этом этапе ученик формирует личное отношение к тексту, фиксирует его, либо высказывает свою позицию в ходе обсуждения
Рассмотрим подробнее каждый из приведенных этапов и те методы и приемы , которые на них можно использовать
1) Стадия – «вызов»,
На данном этапе вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Методом демонстрации процесса мышления является модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, становится наглядным.
Стройная система приемов включает в себя, как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.
В процессе реализации стадии вызова важно:
Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по теме свободно.
Фиксировать все высказывания. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний.
Роль учителя - корректирующая.
Разнообразие методов говорит о возможности мобилизирующего начала
Приёмы стадии «Вызова» :
«Ассоциативный куст»
«Допиши фразу»
«Освежим в памяти»
Игра «верю – не верю»
Мозговой штурм
«Корзина идей»
2) Стадия осмысления
Вторая стадия осмысления направлена на:
получение новой информации и корректировку учеником поставленных целей
Ученик читает (слушает) текст, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации,
К методы активного чтения можно отнести:
«инсерт»;
Чтение с остановками
«Знаю. Узнал. Хочу узнать больше»
«фишбоун»;
На фазе осмысления учащиеся:
осуществляют контакт с новой информацией;
сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
обращают свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы
готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель на данном этапе:
Может быть непосредственным источником новой информации
Предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
Приёмы стадии «Осмысление»:
Стратегия «Уголки»
Кластер
Ромашка вопросов
«Толстые и тонкие»
3) Стадия рефлексии
Эта стадия необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить проблемы, возникшие в процессе знакомства с новым материалом.
Здесь ученики
систематизируют новую информацию по отношению к своим представлениям.
выражают новую информацию собственными словами,
самостоятельно выстраивают связи.
Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Учителю следует:
вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям;
внести изменения;
дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Формы предъявления рефлексии разные
Устная форма: диалог между одним учеником и учителем, диалог между двумя учениками, игровые методы, круглый стол.
Письменная форма: выбор из предложенных вариантов, Логические цепочки, согласие\несогласие с утверждениями.
Графические, схематические способы представления информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, кластеров.
- умение ответственно относиться к собственным действиям;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников.
Что дает она учителю:
- умение создать в классе атмосферу ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. Технология развития критического мышления предлагает разнообразный набор приёмов и методов для осуществления всех этапа работы с текстами разных видов, а также включает способы организации индивидуальной работы, и её сочетания с парной и групповой работой.
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Начало формы
Конец формы
Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе
Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:
чтение — суммирование в парах;
синквейны;
чтение с остановками;
прием «Верите ли вы, что…»;
мозговой штурм;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками;
написание творческих работ;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки;
кластер.
Прием «Чтение — суммирование в парах»
Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
Прием «синквейн»
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
Слово — синоним. Фантазия, выдумка.
Интересный прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
Другой прием — «Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Мозговой штурм»
Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Написание творческих работ»
Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
Прием критического мышления «Создание викторины»
К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
«Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Кластер («гроздь»)
Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Советы по работе с «гроздьями»:
Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.
Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.