kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение на тему "Успех и неудача, как условия формирования педагогического мастерства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный матераил может использоваться как на школьных методических объединениях.так и на педсоветах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Успех и неудача, как условия формирования педагогического мастерства"»

МКОУ «Школа – интернат №92»













Доклад на тему:

«Успех и неудача, как условия формирования

профессионального мастерства»









Подготовил:

учитель

Цымбалова Татьяна Алексеевна











2016 г.

Педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этотвопрос дал Сухомлинский. Отвергая утверждения о том, что педагогическое мастерство является как бы врожденными особенностями, задатками, он показалего обусловленность уровнем профессиональной компетентности.

Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению - это знание педагогического процесса, умение его построить привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениями навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешнепроявляющихся компонентов мастерства.

По глубокому убеждению Сухомлинского, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работынад собой. "Мастерство -это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может бытьизвестным мастером педагог... И каждый из молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеетмастерством, — зависит от собственного напора"'.

Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источникомявляется только труд. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

Сухомлинский предлагает выделять три уровня деятельности учителя:

- мастерства нет, но тем не менее какие-то компоненты в деятельности учителя и его личности обусловливают возможность ее осуществления;

- про такого учителя говорят: "хороший учитель", "почти мастер", но по каким-то признакам его не считают мастером;

- учителя характеризуют как мастера своего дела.

Учителя-мастера выгодно отличаются от не мастеров прежде всего характером конструктивной деятельности. Так, при разработке урока по

конкретной теме мастера имеют в виду всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет.

Многие педагоги наибольшие трудности испытывают в организаторской и коммуникативной деятельности, но эти трудности как бы запрограммированынеумением предвидеть и предотвратить системой мер возможные затруднения; незнанием, с помощью каких действии можно подойти к конечному результату,какой должна быть последовательность этих действий. Конечная цель у учителя -"не мастера" обычно теряется в суматохе повседневности, поэтомупроектирование осуществляется с ближайшим прицелом.

Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний техучителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на объяснение и накаждое действие. В свою очередь, знание психологии детей проявляется всамом педагогическом действии учителя. Не случайно В.А. Сухомлинский писал:

"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое

мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю, 'Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей.Заботливо обогащаете эту почву, без нее нет школы"'.

Итак, профессиональная компетентность педагога, выступая условиемстановления и развития его педагогического мастерства, составляет

содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все ширеиспользуется и разрабатывается педагогами, занимающимися исследованиемпроблем педагогики.

Однако профессионализм педагога, его педагогическаякультура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической

деятельности. В ее "живом" реальном процессе профессиональное выступает вединстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личностипедагога. Наши исследования показали, что такое единство есть выражениегуманитарной культуры педагога, характеризующей цельность его облика.

Изучение биографий выдающихся педагогов (Я. А. Коменского, И.Г.

Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т Шацкого. А.С. Макаренко,В.А. Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура,проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстведолга и ответственности служила основой зарождения гуманистических идей,прорывающих замкнутый круг привычных педагогических представлении иподнимающих теорию педагогики на новый уровень развития. Наивысшиерезультаты в педагогической деятельности поэтому связаны, как это нипарадоксально, с преодолением профессиональной ограниченности, способностьюрассматривать узко-профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций. В этой связи возникает необходимость рассмотреть понятие "гуманитарнаякультура педагога". Несмотря на различие в подходах к рассмотрениюкатегории ''культура'", общим для них является понимание культуры какцелостного явления, центральное звено которого — человек как субъекткультурного развития. Не все созданное человеком представляет собойкультуру. Понятие "культура" в самом широком смысле выражает качественнуюхарактеристику того, насколько конкретные люди сумели возвыситься над своейестественной биологической природой, развив свою вторую - социальную -природу. Культурой является потому лишь то из произведенного человеком, чтонаправлено на саморазвитие и самосовершенствование.

Соответственно, культура специалиста - это его способность к развитию

и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартныхзадач при осуществлении Двоих профессиональных ролей. Культура, какотмечает Сухомлинский, — это также и сознательная, целеустремленнаятворческая активность индивидов и сообщества: стремление поддержатьтрадиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения,противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям и т.д.

Следует отметить, что сегодня появился новый интегральный социальныйфеномен, который В.С. Библер (1991) называет "социумом культуры".Культура все более сдвигается вэпицентр современного бытия, где одновременно существуют ценности восточнойи западной культуры, античные, средневековые, возрожденческие,просвещенческие и т.д. Культурные спектры имеют смысл по отношению друг кдругу в диалоге нашего реального сегодняшнего сознания. Это проблема нетолько мышления, но и действительного бытия каждого современного человека.

Человек ближайшего будущего будет поставлен вперед необходимостью выборасвоего социума культуры, в котором он и станет осуществлять свое духовноесамоопределение.

В выборе такого социума и духовного самоопределения как раз и играет

важную роль гуманитарная культура. Она характеризует, во-первых, внутреннебогатство личности, уровень развития се духовных потребностей испособностей, а во-вторых, уровень интенсивности их проявления всозидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сущностигуманитарная культура выражает гуманистические ценностные ориентацииличности. Другими словами, гуманитарная культура — это прежде всегогармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

Будущий век представляется Д.С. Лихачеву как век развития гуманитарнойкультуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выборапрофессии и применения творческих сил.

Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокупность

общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-гуманистическихориентации и качеств личности, универсальных способов познания игуманистической технологии педагогической деятельности. Именно наличиетакой культуры позволяет ему изучать и диагностировать уровень развитияучащихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовыватьдуховно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностныеориентации.



Условиями успешности педагога являются следующие правила:

1. Быть честным и искренним.

2.Быть терпимым, принимать каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивать не личность, а поступок.

4.Не быть равнодушным.

5.Быть открытым для общения с детьми, уметь шутить.

6.Быть здоровым.

7.Если не прав, уметь признать свои ошибки.

8.Быть настойчивым в достижении поставленных целей.

9.Уметь управлять своим настроением.

10.Способность признать собственные промахи;

11.Способность понять и поддержать ученика;

12.Отсутствие категоричности в суждениях.



Профессиональное мастерство приходит со временем. В ходе педагогической работы мы сталкиваемся не только с успешными ситуациями, но и учимся на своих ошибках.

Что нужно сделать чтобы принимать поражение с достоинством и идти дальше?

Во первых нужно найти причину наступления неудачи. Обвинять всех вокруг это не правильный подход. Нужно покопаться в себе.

Во вторых – во всех ситуациях нужно найти позитив и пользу для себя.

В третьих – брать пример из жизни знаменитых людей, которые много раз терпели неудачи, но находили в себе силы и добивались ещё большего успеха.

В четвёртых применяйте силу притяжения. Думайте о том чего вы хотите добиться, а не о том чего вам не хочется.

В пятых нужно пройти тренинг для поддержания бодрости духа.

В шестых – смотрите на неудачи, как на ценный опыт, который вы получаете на пути к успеху.

В седьмых – перестаньте себя «грызть». Провал может случиться с любым человеком.

Как показывает практика человека, способного честно рассказать, а главное умело проанализировать свои ошибки, всегда слушают с большим интересом. Он вызывает больше доверия и производит впечатление зрелого и адекватного человека и профессионала.

Неудача в работе – возможность для рывка вперёд.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Цымбалова Татьяна Алексеевна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Решение  С1"
    ["seo_title"] => string(14) "rieshieniie-s1"
    ["file_id"] => string(6) "264859"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449775254"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект уроа по математики в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroa-po-matiematiki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "264365"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449687141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства