Просмотр содержимого документа
«Презентация к сообщению "Прикладная направленность математики"»
Прикладные задачи в школьном курсе математике
«Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой» А.Н. Колмогоров
Актуальность проблемы
В рамках школьной программы по математике лишь незначительная часть учебного материала рассматривается с конкретными примерами из жизни.
Без практической направленности какой-либо деятельности теряется к ней интерес, что сказывается на качестве знаний.
Интеграция предметов
Математика
БиологияАстрономия
ХимияФизикаГеография
• Формирование у учащихся понимания практического приложения математических знаний.
• Формирование навыков использования математического моделирования в учебной деятельности.
• Воспитание заинтересованного, обдуманного восприятия учебного материала.
• Приобретение навыков самостоятельной работы с информационными и другими ресурсами, навыков коллективной работы.
Дидактические задачи
АЛГЕБРА
7 класс
Выражения и их преобразования
Каждый, кто ездил в поезде,слышал,как колеса стучат на стыках рельсов. Как с помощью этого ритмичного стука и часов определить скорость , с которой вы едете?
Справка:Длина рельса 25 м.
Ширина Керченского пролива10 км, что составляет 5% ширины Берингова пролива.
Чукотский п-ов
Берингов проливАляска
Какова ширина
Берингова пролива?
7 класс. Линейные уравнения.
Ученик 7 класса пишет заголовок стенной газеты: «Веселая пора». Длина листа 80 см. По 7 см он оставил слева и справа на поля , через Х обозначил ширину буквы и просвета между словами , а через Х/2 –ширину просвета между буквами . Какой ширины получились буквы ?
8класс. Неравенства
Когда бременские музыканты давали концерт перед королевским дворцом ,они выстроили пирамиду: пес вскочил на спину ослу ,кот-на голову псу, а юноша оказался на голове кота , да еще кверху ногами. При этом лицо юноши оказалось против лица принцессы, стоящей на балконе. Считая рост принцессы 165-179 см, высоту спины осла 80-90 см, рост пса (сидя) 60-70 см, а кота 35-40 см,оцените,на какой высоте был балкон .
Справка:Длина лица 25 см
8класс.Квадратный корень.
Горшок падает с высоты 1 м.
С какой скоростью он упадет на землю ?
Во сколько раз увеличится скорость,
если высота увеличится в 2, 4, 100 раз?
Справка:Скорость свободного падения тела выражается формулойV=√2gH
Где H –высота, g-ускорение свободного падения , g=9,81
8класс. Неравенства
Если на дне железной банки пробить отверстие и налить в нее воды , то уровень воды будет убывать по квадратичному закону
h = + bt+c
Найдите формулу для этого закона и определите, через какое время вытечет вода, если начальный уровень 15 см, а через 1 минуту он опустится до 10 см, еще через минуту-до 6 см.
9класс.Степень с рациональным показателем.
Хозяйка сварила суп и кашу. Чтобы кастрюля с кашей не остыла слишком быстро, она завернула ее в одеяло, а суп оставила на плите . Через час температура каши понизилась до 600 ,
а супа-до 300.
При этом температура в комнате 200.
Какова будет температура супа и каши через
2 часа?
Составьте таблицу зависимости их температур от времени с шагом 5 минут.
Справка.:Температура Т остывающего тела описывается формулой Ньютона
Т==
Где -начальная температура тела, Тс – температура среды, к оэффициенты a и k определяются условиями опыта.
9класс. Арифметическая прогрессия.
Каждая ступенька пирамиды имеет форму параллелепипеда
С квадратом в основании и одну и ту же высоту 0,8 м.
Сторона основания первой ступени 50 м, а у каждой следующей
Ступени она уменьшается на 2 м.
Сколько ступеней у пирамиды , какова сторона основания последней ?
Как оценить глубину заложения станции метро, на которую Вы спускаетесь по эскалатору? Оказывается и в этом житейском вопросе может помочь знание математики! А именно — тригонометрии.
Удивительный факт состоит в том, что все российские эскалаторы, с самых первых и до производимых в наше время, наклонены к горизонту под углом в 30 градусов!
Достроим мысленно эскалатор до естественного прямоугольного треугольника. Длина его гипотенузы — это длина эскалатора, а длина одного из катетов и будет примерно равна глубине заложения той станции метро, на которую ведет этот эскалатор.
О пользе тригонометрии
Спускаясь или поднимаясь по эскалатору, мы постоянно проезжаем фонари! Расстояние между ними не фиксируется, ГОСТами оговаривается необходимая освещенность туннеля. И в итоге получается, что фонари отстоят друг от друга примерно на 5 метров
О пользе тригонометрии
Для подсчета длины нам же нужно не количество фонарей, а количество расстояний между ними! От подсчитанного количества фонарей следует отнять 1, а теперь уже можно умножить на 5 и на синус 30°.
Красота момента состоит в том, что синус 30° равен 1/2, и с этим числом легко производить счет в уме! И получившаяся формула подсчета глубины заложения станции проста для счета и легка для запоминания.
11класс.Из тестов ЕГЭ.
Задание B5на преобразование выражений и выполнение простых арифметических операций. В этом задании ученик будет решать прикладные задачи практической направленности. Для успешного выполнения задания необходимо продемонстрировать навыки применения математических методов для решения прикладных задач, в том числе социально-экономического и физического характера. Важно правильно интерпретировать полученный результат с учетом жизненных ограничений.
Задание B10– это прикладная задача на нахождение наибольшего или наименьшего значения, моделирующая реальную или близкую к реальности ситуацию. Для решения ученик должен составить и решить по условию задачи линейное или квадратное неравенство.
Задание B12- текстовая задача на движение или работу. Чтобы выполнить это задание, ученик должен составить и решить уравнение по условию, правильно интерпретировать полученный результат.
Задание B5.
Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана.
Пользователь предполагает, что его трафик составит 570 Mb в месяц и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 570 Mb?
Задание B10
Для одного из предприятий-монополистов зависимость объёма спроса на продукцию q (единиц в месяц) от её цены p (тыс. руб.) задаётся формулой:
g=150-15р
Определите максимальный уровень цены p (в тыс. руб.), при котором значение выручки предприятия за месяц r=qp
составит не менее 360 тыс. руб.
Задание B12.
Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город В, расстояние между которыми равно 108 км. На следующий день он отправился обратно со скоростью на 3 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 3 часа. В результате он затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В. Найдите скорость велосипедиста на пути из А в В. Ответ дайте в км/ч.