Просмотр содержимого документа
«Собрание для родителей "в науке нет легких путей"»
Конспект родительского собрания во 2 классе. Тема: В науку нет коротких путей (собрание-консультация)
Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблем.
Подготовка: за неделю до собрания необходимо провести анкетирование родителей (вопросы анкеты приведены далее), которое позволит выявить наиболее острые проблемы, возникающие в процессе обучения детей.
Ход собрания
Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь.
Вьетнамская пословица
Учитель. Здравствуйте, дорогие мои коллеги! Вот уже второй год мы с вами вместе идем дорогой обучения и воспитания детей. Чем только ни приходится заниматься нам, наказывать и требовать, прощать и прислушиваться, верить и любить... Но, согласитесь, вы привели своих детей в школу, в первую очередь, все-таки за знаниями, поэтому вопросы успеваемости, обученное™ и умения учиться остаются первостепенными. Как же добиться того, чтобы ребенок, пришедший в школу, мог соответствовать требованиям, предъявляемым к нему? Как помочь ребенку справиться с задачами, которые ставит перед ним современное образовательное учреждение?
Об этом наш сегодняшний разговор.
«В науку нет коротких путей», - пусть эта азбучная истина обозначит его тему. Думаю, будучи родителями второклассников, вы уже ощутили правоту этих слов на себе. Трудно? Требуется много времени и терпения? С трудом сдерживаете раздражение, вспоминая о предстоящих домашних «уроках»? Что ж, понимаю и разделяю эти чувства, но не опускайте руки! Может быть, эпиграф, который я подобрала к нашему разговору, поможет выработать правильную стратегию?
«Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь» - гласит вьетнамская пословица. Прислушаемся к этому совету и поучимся тому, чего не знаем.
Что же из себя представляет учащийся второго класса? Какими особенностями он отличается. Об этом расскажет психолог.
Психолог (примерные тезисы выступления).
Особенности самооценки. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться гак же хорошо, как и в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Отношение школьника к оценке и отметке. В первом классе в школе практикуется безотметочное обучение. Второклассники же, сталкиваясь с оценками и отметками, не всегда адекватно к ним относятся.
Оценка не тождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно- формальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен is форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Оп не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня — «тройку».
Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».
Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний.
Учитель. Успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности ребенка и их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Для того чтобы представить ясно картину ваших взаимоотношений с детьми по поводу учебы, незадолго до собрания мы провели небольшое анкетирование среди родителей.
Примечание. Данный ниже опросник может быть предложен родителям и с целью их самодиагностики. Возможно, они задумаются над чем-то, захотят что-то изменить.
Анкета для родителей
1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы?
а) «Что было сегодня на завтрак?»;
б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»;
в) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?».
2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?
а) Не более 1 часа;
б) не более 2 часов;
в) может просидеть за уроками до позднего вечера.
3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?
а) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу;
б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны;
в) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца.
4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?
а) Понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал;
б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного;
в) практически никогда вас не понимает;
г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши.
5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?
а) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи;
б) ему интересно узнавать в школе новое;
в) любит получать хорошие отметки;
г) все ходят в школу, и он ходит;
д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу;
е) другой ответ.
6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?
а) Говорит сам, по-деловому и откровенно;
б) рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить;
в) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку;
г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам;
д) он никогда «двоек» не получал.
7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?
а) Есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум;
б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык);
в) любимые предметы: пение и рисование (или физкультура);
г) другой ответ.
Учитель. С какими же основными трудностями сталкиваются родители и дети в процессе обучения? Психолог, проанализировав родительские ответы, выявил основные проблемы. Послушаем его.
Выступление психолога.
1. Характерным признаком, связанным с неумением учиться, является хроническая нехватка времени на приготовление уроков.
Почему это происходит?
Если школьник не умеет учиться, он приобретает знания ценой тяжелого, нерационально построенного труда, когда не остается времени ни на прогулки, ни на игры с товарищами, ни на кино или каток - короче, ни на что, кроме учебы. Или он осваивает эти знания с какими-то крупными пробелами, в результате чего появляются трудно изживаемые ошибки.
Типичные ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях:
- самое бессмысленное при этом - прибегать к наказаниям. Ведь во многих случаях дело не в том, что ребенок не хочет учиться лучше, а в том, что он не может это сделать, так как испытывает трудности, угнетающие его, но не понимает, в чем они заключаются, и не знает даже, как их описать старшим;
- почти столь же безнадежно и другое средство, к которому нередко прибегают родители: увеличивать и увеличивать время занятий. Это грубая психологическая ошибка. Нужно не увеличивать время, а правильно сформировать учебную деятельность школьника, если она еще не сложилась, или перестроить ее, если она сформировалась с какими-то грубыми дефектами.
2. Дети не понимают задания.
Что в этом случае делать?
Прежде всего нужно научить маленького ученика выделять учебную задачу и отличать ее от конкретного задания. В противном случае школьник, вполне возможно, научится выполнять различные конкретные задания, по не будет видеть, какая за ними стоит учебная задача.
Например, в первом классе на уроке математики учитель должен научить детей считать в уме. Ребенок же, не понимая этого, использует счетные палочки или собственные пальцы. В результате он получает низкую оценку и обижается на это. А его вина только в том, что он не понимает, чего от него требует учительница.
Неумение выделять предмет усвоения приходится наблюдать вплоть до старших классов школы. И в результате получается примерно следующее. Ученик знает, что в предложении бывают подлежащее, сказуемое, второстепенные члены, но плохо понимает, о чем нужно говорить, когда его спрашивают о составе предложения.
При опросе это нередко приводит к следующему. Выслушав вопрос учителя и не поняв, что надо отвечать, школьник заявляет: «Не знаю», - а затем, получив двойку, слушает ответ кого-то из товарищей и убеждается, что все это он тоже знает. Наиболее обидчивые из ребят переживают это как проявленную по отношению к ним несправедливость, более активные начинают протестовать: «Я все знаю! Я не знал только, что про это надо рассказывать!»
Какие ошибки допускают родители?
Желая помочь ребенку, к сожалению, многие родители, а иногда и педагоги стараются в таких случаях выделить предмет усвоения сами и показать его ребенку в готовом виде. Они полагают, что так ему будет легче.
Однако это неверный путь. И вот почему: выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его. Но взрослый может показать способ, как это сделать: надо найти действие, с помощью которого в изучаемом объекте выделяется нужная сторона. В каждом случае это действие своеобразно, специфично.
3. Дети испытывают трудности при пересказе текста.
Причины этого явления - несформированность учебных умений по обработке материала, низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). Ребенка нужно научить активному чтению. Каждый учитель работает над этим, но его усилия должны подкрепляться аналогичной работой родителей дома.
Каким правилам должно подчиняться чтение текста, который ученик обязан выучить и понять? Работа с текстом предусматривает несколько этапов, каждый из которых имеет свою цель.
Цель первого чтения - самая общая ориентировка в материале.
Цель второго чтения - возможно более полно и глубоко уяснить материал. На этом этане происходит тщательная мыслительная работа, особенно углубленная в местах, вызывающих затруднения. В ходе чтения используются все те приемы умственной обработки информации, которыми владеет читающий, - смысловая группировка, выделение опорных пунктов, составление опорной схемы и т. п.
Цель третьего чтения - запоминание. Идет работа по переводу знакомой и понятной информации в хранилище памяти. В ходе чтения преимущественное внимание уделяется узнаванию материала.
Цель четвертого (последнего) чтения - контроль. Ученик стремится выявить недочеты припоминания, найти образовавшиеся пробелы, установить, не выпало ли что-нибудь существенное. Но, конечно, более эффективно на этапе контроля не ограничиться просто чтением. Гораздо лучше попытаться самому пересказать материал или восстановить в памяти структурную схему, а уже затем проверить в ходе чтения, не было ли пропущено что-нибудь важное.
У школьников часто преобладает пассивное перечитывание. Но в психологии уже давно известно, что пассивное повторение значительно менее эффективно, чем активное. Конечно, урок можно выучить и в процессе пассивного повторения, но это требует больше времени и сил, да и усвоен он будет менее прочно, чем при активном повторении. Хорошим приемом, позволяющим перейти от пассивного способа работы к активному, является пересказ с подсматриванием. Школьник, как правило, пытается воспроизводить материал лишь после того, как решит, что он твердо его выучил. Посоветуйте ему начать это раньше, но в нужных местах заглядывать в книгу.
4. Дети нуждаются в постоянном контроле за выполнением домашнего задания. Задания выполняются совместно с родителями с начала до конца.
Важный этап учебной деятельности - самоконтроль.
Контроль - умение ученика сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать его результаты. Вроде бы простая вещь - умение самому оценить, выучил ли ты урок и насколько твердо. Но это, оказывается, представляет немалые трудности для школьника, особенно в 1-2 классах. Часто ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Очень часто ощущение «понятности», возникающее при первом знакомстве с текстом, смешивается учащимися с эффектом усвоения.
Необходимость сформировать у школьников контроль и самооценку не вызывают никаких сомнений. Важно довести до сознания ребенка простую истину: только повторяя урок самому себе (родителям) можно убедиться, выучил ты его или нет. Чем раньше школьник поймет необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.
От чего следует предостеречь родителей в подобной ситуации?
Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удерживать се за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т. п.
Конечно, на первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше. Помочь ребенку с первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия - вот задача, которая встает перед взрослыми.
5. Дети испытывают трудности при составлении собственных текстов (сочинений, рассказов).
Такая проблема возникает в том случае, если невысок общий запас знаний школьника, если у ребенка недостаточно широк кругозор. Общие рекомендации могут быть такими:
Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно- политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребенком обратиться за помощью к семейной библиотеке.
6. При совместном выполнении домашнего задания между ребенком и родителем возникают постоянные конфликты. Родитель чувствует себя беспомощным; ребенок - раздраженным и агрессивным.
Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.
Специальные психологические исследования показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет па успешность их совместной учебной работы. Конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный. Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной. Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.
Учитель. Очень часто современные школьники подвергаются всевозможным тестированиям. Целые институты занимаются разработкой методик, которые позволяю т выявить уровень развития различных качеств ребенка. Предлагаю вам самим побывать в роли тестируемых школьников. Проанализируйте свои особенности. Предложите тест своему ребенку.
Родителям желательно предложить заранее размноженные задания практикума. Цель использования этих методик: помочь родителям осознать требования, предъявляемые ребенку, попробовать выявить свои собственные возможности и возможности ребенка.
Практикум для родителей
(автор-составитель Хлебникова В. В.)
1. Игра на распределение внимания.
Перед вами таблица, в которой расположены произвольно числа or 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 пропущено. Вам необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск проводить только глазами). Если вы не найдете какие-либо числа на таблице, то эти числа выпишите.
• стойкость - мужество (положительные черты характера);
• стебель - лист (части растения);
• облачность - осадки (природные явления);
• сумма - произведение (математические действия, результаты математических действий);
• Берлин - Варшава (столицы);
• ночь - вечер (время суток);
• морс озеро (водоемы) и т. п.
3. Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объема внимания.
Рассмотреть внимательно весь класс, постараться запомнить каждую мелочь. Из каждой команды уходит один человек. В классе происходят незначительные изменения (до 5: поменяться местами, спрятать кого-нибудь и т. п.). Выходящие должны назвать эти изменения.
4. Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса п знаний об окружающем мире «Реки мира».
В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, гак и по вертикали.
Победившей команде вручают призы: памятки с советами известных психологов, шутки-рекомендации.
Заключение.
В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.
Учитель. Вот и подошло к концу наше собрание. Что ж, в науку, действительно, нет коротких путей. Но мы ведь не стоим на месте, мы идем, а значит - обязательно достигнем цели!
А для того чтобы ваш путь домой сегодня вечером был наполнен смыслом, - поразмышляйте над моей новой историей для вас.
НЕ ВСЕ СРАЗУ
Мулла-проповедник вошел в зал, где он прочитал проповедь. Зал был пуст, и только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла, сомневаясь, должен ли он говорить, спросил у конюха: «Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть». Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади, кроме одной разбежались, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который у меня есть».
Учитель. Возьмите эту мудрость на заметку: «Ничто не делается сразу». Удачи! До новых встреч.
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ “КАКТУС”.
Задание очень простое: "Нарисуйте кактус". Пояснения не требуются, свободу фантазии!
Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.
Цель теста – выявление состояния эмоциональной сферы, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА:
Пространственное положение:
Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.
Размер рисунка:
Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.
Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.
Характеристики линий:
Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.
Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:
Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.
Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Экстравертированность - наличие других кактусов, цветов
Интровертированность - изображен только один кактус
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус
МЕТОД ОЦЕНКИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (Н. Лускановой) Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника - выявление мотивации учения Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (личностные УУД: самоопределения и смыслообразования).
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
а) мало б) много в) нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
а) нравится б) не очень в) не нравится
АНАЛИЗ АНКЕТЫ АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ 25 – 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация 14 – 19 баллов – положительное отношение к школе 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация ниже 10 баллов – негативное отношение к школе 5 основных уровней школьной мотивации. 1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой. 3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. № вопроса Ответы А Ответы Б Ответы В 1 1 3 0 2 0 1 3 3 1 0 3 4 3 1 0 5 0 3 1 6 1 3 0 7 3 1 0 8 1 0 3 9 1 3 0 10 3 1 0 4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. 5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья