Система творческих заданий к "Программе развития и формирования этической культуры учащихся младших классов"
Система творческих заданий к "Программе развития и формирования этической культуры учащихся младших классов"
Система творческих заданий к
«Программе развития и формирования этической культуры учащихся младших классов с использованием этнопедагогики народов, населяющих регион Восточная Сибирь».
Целью этнопедагогических технологий в младшем школьном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система творческих заданий к "Программе развития и формирования этической культуры учащихся младших классов" »
Система творческих заданий к
«Программе развития и формирования этической культуры учащихся младших классов с использованием этнопедагогики народов, населяющих регион Восточная Сибирь».
В младшем школьном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям (Т.Ф. Бабынина, М.И. Богомолова, З.А. Богатеева, С.А. Козлова, Э.К. Суслова, О.М. Юденко и др.). Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепциях гуманистического воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.И. Ильин и др.), на признании детства как культурно-исторического феномена (Д.Б. Эльконин, В.Т. Кудрявцев).
Целью этнопедагогических технологий в младшем школьном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.
Учитывая потребности развивающейся личности, специфику социального окружения, полиэтничность общества, задачи воспитания, основополагающими принципами создания этнопедагогических технологий, разработала и в течение нескольких лет работаю по программе «Развитие и формирование этической культуры учащихся младших классов с использованием этнопедагогики народов, населяющих регион Восточная Сибирь». Следует отметить, что программа рецензирована к.п.н. Г.С. Санжадаевой. В рецензии отмечена «… новизна и ценность для практического применения, ее соответствие параметрам индивидуальных программ, составленных для решения локальных изменений содержания образования средней школы», «… актуальность работы, т.к. в ней учитель использует традиционную этническую культуру народов своего региона, таким образом выполняя задачи воспитания поликультурной личности».
Программа создана в соответствии с научно-теоретическим представлением о процессе нравственного воспитания как целенаправленном формировании у школьников системы моральных отношений к людям, обществу, самому себе, природе, родному краю, труду.
Отличительной особенностью данной программы является ее этнопедагогическое содержание. Именно этнопедагогика, содержащая ценные идеи и опыт воспитания, приобрела особую актуальность в период смещения духовно-нравственных ценностей, утраты преемственности поколений, критического пересмотра прежних нравственных идеалов. Поскольку контингент наших учащихся составляют в основном дети бурятской и русской национальностей, то развитие этической культуры основывается на доступном эмпирическом материале этнического содержания.
Убеждена, что занятия по этике необходимы, это доказывает мой опыт работы и тот неподдельный и устойчивый интерес к затрагиваемым нравственным проблемам и категориям, который проявляют дети на занятиях. Развивая эту тематику я продолжаю работу по этнопедагогике и составила систему творческих заданий, которые могут быть организованы как целое занятие, как часть занятия, предложены в свободное время для индивидуальной работы.
Система экспериментальных заданий к авторской программе «Развитие и формирование этической культуры учащихся младших классов с использованием этнопедагогики народов, населяющих регион Восточная Сибирь»
Религия учит человека сдерживать свои страсти, избегать насилия. Почему распространение религии (буддизма и христианства) не привело к прекращению войн?
Представьте себе следующую ситуацию: Вы и ваши друзья нашли потерянный учителем листок, в котором были решения к контрольной работе по математике. Что вы будете делать? Допустим, что друзья решили воспользоваться найденным решением:
а) вы согласитесь с мнением товарищей, так как их большинство;
б) вы откажетесь их поддержать;
в) вы согласитесь поддержать, даже если их будет меньшинство.
Вспомните мультфильм о том, как забавный медвежонок Винни-Пух, отправился в гости к Кролику. Какие правила вежливости нарушил при этом Винни-Пух?
Как Вы относитесь к пословицам «Хороший гость последним начинает есть и первым перестает», «Дома ешь, что хочешь, а в гостях, что подадут», «В гостях будь приветливым, а не приметливым». Какие правила этикета продиктованы в этих пословицах?
Роза, фиалка, тюльпан, лотос, подснежник. Какой цветок из перечисленных является символом чистоты, благородства, божественности, плодородия и богатства?
Групповая работа
Групповая работа осуществляется в следующем порядке: организация учителем групповой работы, затем распределение по группам и повторение правил групповой работы. Определяется задание для групп:
Представьте, что вы на машине времени оказались на берегах Байкала в XVIII веке. Перед вашим взором в степи юрта кочевника-бурята. Дайте описание.
1 группа –Почему буряты строили многоугольные юрты, несмотря на их явную невыгоду?
2 группа – Дайтеописание цветов, в которые окрашена юрта.
3 группа – Опишите внутреннее убранство юрты.
4 группа – Докажите, что буряты, как и многие народы, жили в гармонии с природой.
Представьте, что вы встретили бурята в национальной одежде. Дайте описание этой одежды.
В бурятских улигерах (сказаниях) говорится: «Красивую землю красит человек». Объясните.
Чтобы спасти человеческий род от неминуемой гибели, на борьбу с чудовищем отправился Гэсэр. Кто же этот богатырь? Что воплощает народ в образе Гэсэра?
Вспомните сказку «Свое и чужое» М.Б. Чистякова. Есть ли счастье на чужбине или его нужно искать на Родине? Что для этого нужно?
Представь, что ты уже взрослый (-ая) и у тебя сын. Какие знания народной мудрости ты передашь ему?
Представь, что ты путешествуешь по разным уголкам Земли. Какой вред наносит человек природе? Объясни с точки зрения животного на земле, птицы в небе, рыбы в воде.
Буряты в огонь мусор не бросают. Объясни почему.
Почему в традиционной обуви бурят носки были загнуты вверх? Объясни.
Идеальный мужчина у бурят должен обладать 9-ю разными способностями. Какими? Перечисли.
Детям-бурятам постоянно внушали мысль, что идеальный человек (мужчина и женщина) в своей жизни не должен совершать 10-ти «черных дел». Каких?
Существует неписаный свод правил поведения в юрте. Нарушение их расценивается как неприличие, а иногда далее, как предвестник несчастья. Какие правила должны соблюдать хозяева и пришедшие в юрту гости?
Защита групповой работы.
Выслушивается каждая группа
После доклада каждой группы учитель предлагает задать вопросы другим группам на понимание и уточнение предложенного варианта решения;
Учитель следит, чтобы дети выслушивали друг друга.
Сравнительный анализ анкет и наблюдения в течение года показали следующее: дети стали более уважительно относиться к взрослым, окружающим людям, стали ответственнее относиться к поручениям, более осознанно к большой и малой Родине, стали глубже осознавать себя членами коллектива, бережно относиться к природе, узнали традиции и обычаи русского и бурятского народов. Необходимо отметить, что 70 % учащихся класса приняли участие в школьной конференции «Мои истоки». Дети заинтересовались темой происхождения своих имен и фамилий, постарались составить, насколько это было возможно, «древо жизни» своих семей, красочно оформили родословные, у детей выросло внимание, наблюдательность, умение заметить прекрасное, выразить его в речи, практической деятельности.