kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система упражнений для развития математической речи у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

приемы устной и письменной речи на уроках математики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система упражнений для развития математической речи у младших школьников»

Повышение речевой культуры младших школьников – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из основных показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Именно в начальной школе дети начинают знакомиться с нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом педагог должен помочь детям понять требования к речи, учить школьников при формулировке мыслей наблюдать за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств [1].

От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических способностей.

Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика и ее язык является его высшим достижением. Это то немногое из большого списка причин, в силу которых  математический язык и речь должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и  обучении ребенка.

Выделяют этапы формирования математической речи:

  • оперирование признаками предметов;

  • овладение логическим действием классификации;

  • формирование умения вывода через род и видовое отличие;

  • оперирование логическими связками «не», «и», «или»;

  • оперирование логическими словами (кванторами) «все», «некоторые», «каждый», «любой»;

  • формирование умения делать самые простые выводы.

На уроках математики используются различные пути формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, логические упражнения, исследовательская работа над содержанием задач, составление опорных записей и сигналов, имеющих обобщающий и алгоритмизированный характер [5].

Хотелось бы поделиться приемами устной и письменной речи, которые зачастую используются на уроках математики: работа над звуковой стороной речи, словарная работа, формирование культуры математической речи, развитие связной математической речи. При подборе упражнений и  заданий учитывается программа, стандарт. Все задания можно показывать на интерактивной доске, что позволяет экономить время, и каждый учащийся четко и ясно видит упражнение, которое предлагает учитель [2].

Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения любого задания. Для успешного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью учащихся. Для этого в работе используются следующие упражнения: прочитайте слова, соблюдая ударения : километр, миллиметр, выражение, сложить, вычислить; прочитайте: прибавить к 25, вычесть из 42, к 187 прибавить; пример 25 - 12 Андрей прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он? Если ученики употребляют падеж неправильно, то  учитель сначала читает сам, а затем просит кого-нибудь из учеников повторить.

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание [4].

С этой целью используются следующие задания:

Упражнения на объяснение значений математических терминов: объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые; математическое выражение 18 х 4 Андрей прочитал :« 18 взять 4». Как надо прочитать? При составлении упражнений данного вида больше использую задания на применение терминов (правильно и неправильно).

Упражнения на правильное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычесть, дилить, слажить.

Упражнения на составление правильных связных высказываний: прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От …  слагаемых   … не изменяется. Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить  ..  слагаемое, а потом к полученному результату .. второе слагаемое; используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.

Данные упражнения  направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений, если данные задания использовать постоянно, то учащиеся очень хорошо усваивают определенные правила [3].

Для развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определенная система, только при этом условии удастся сформировать у детей соответствующие умения. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика и её язык является его высшим достижением. Это то немногое из большого списка причин, в силу которых математический язык и речь должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.



Список литературы:

  1. Атаханов, Р. А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Р. А. Атаканов. – М.; Рига: Издатель Расказов А.И., 2010.-235с

  2. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение”,2012.-316с

  3. Вавренчук Н.А. Формирование математической речи младших школьников. Сб. материалов Междунар. Науч.- практ. Конф., Брест, 2011-187с.

  4. Великанов, Ю. Б. Развитие речи учащихся на уроках математики/ Ю. Б. Великанов // Методологические знания как основа развивающего обучения математике. – Н. Новгород. – 2010.-412с.

  5. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. // М.Р.Львов//– М., 2010.-298с.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Система упражнений для развития математической речи у младших школьников

Автор: Колпакова Яна Владимировна

Дата: 15.09.2020

Номер свидетельства: 557601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Система упражнений для развития математической речи у младших дошкольников"
    ["seo_title"] => string(80) "sistema_uprazhnenii_dlia_razvitiia_matematicheskoi_rechi_u_mladshikh_doshkolniko"
    ["file_id"] => string(6) "557599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600194877"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Рабочая программа по математике для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "246117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446297226"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Комплекс заданий направленный на формирование представлений о зависимости между величинами у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(123) "komplieks-zadanii-napravliennyi-na-formirovaniie-priedstavlienii-o-zavisimosti-miezhdu-vielichinami-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "311380"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459187019"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства