Просмотр содержимого документа
«Система упражнений для развития математической речи у младших дошкольников»
Система упражнений, способствующая развитию устной и письменной математической речи младших школьников
Я.В.Колпакова
Повышение речевой культуры младших школьников – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из основных показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.
Именно в начальной школе дети начинают знакомиться с нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом педагог должен помочь детям понять требования к речи, учить школьников при формулировке мыслей наблюдать за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств [1].
От успешного решения этой задачи зависит формирование у учащихся умений объяснять учебный материал, а в конечном итоге зависит развитие математических способностей.
Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика и ее язык является его высшим достижением. Это то немногое из большого списка причин, в силу которых математический язык и речь должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.
Выделяют этапы формирования математической речи:
оперирование признаками предметов;
овладение логическим действием классификации;
формирование умения вывода через род и видовое отличие;
оперирование логическими словами (кванторами) «все», «некоторые», «каждый», «любой»;
формирование умения делать самые простые выводы.
На уроках математики используются различные пути формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, логические упражнения, исследовательская работа над содержанием задач, составление опорных записей и сигналов, имеющих обобщающий и алгоритмизированный характер [5].
Хотелось бы поделиться приемами устной и письменной речи, которые зачастую используются на уроках математики: работа над звуковой стороной речи, словарная работа, формирование культуры математической речи, развитие связной математической речи. При подборе упражнений и заданий учитывается программа, стандарт. Все задания можно показывать на интерактивной доске, что позволяет экономить время, и каждый учащийся четко и ясно видит упражнение, которое предлагает учитель [2].
Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения любого задания. Для успешного решения этой задачи учитель должен следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью учащихся. Для этого в работе используются следующие упражнения: прочитайте слова, соблюдая ударения : километр, миллиметр, выражение, сложить, вычислить; прочитайте: прибавить к 25, вычесть из 42, к 187 прибавить; пример 25 - 12 Андрей прочитал так: « Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он? Если ученики употребляют падеж неправильно, то учитель сначала читает сам, а затем просит кого-нибудь из учеников повторить.
Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание [4].
С этой целью используются следующие задания:
Упражнения на объяснение значений математических терминов: объясните значение слов и выражений: уменьшаемое, вычитаемое, разрядные слагаемые; математическое выражение 18 х 4 Андрей прочитал :« 18 взять 4». Как надо прочитать? При составлении упражнений данного вида больше использую задания на применение терминов (правильно и неправильно).
Упражнения на правильное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычесть, дилить, слажить.
Упражнения на составление правильных связных высказываний: прочитайте предложения, вставив пропущенные слова: От … слагаемых … не изменяется. Чтобы к числу прибавить сумму, можно к числу прибавить .. слагаемое, а потом к полученному результату .. второе слагаемое; используя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из.
Данные упражнения направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений, если данные задания использовать постоянно, то учащиеся очень хорошо усваивают определенные правила [3].
Для развития математической речи учащихся в работе учителя должна быть определенная система, только при этом условии удастся сформировать у детей соответствующие умения. Максимально раскрывая возможности человеческого мышления, математика и её язык является его высшим достижением. Это то немногое из большого списка причин, в силу которых математический язык и речь должны стать неотъемлемой частью общей культуры и обязательным элементом в воспитании и обучении ребенка.
Список литературы:
Атаханов, Р. А. Математическое мышление и методика определения уровня его развития / Р. А. Атаканов. – М.; Рига: Издатель Расказов А.И., 2010.-235с
Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение”,2012.-316с
Вавренчук Н.А. Формирование математической речи младших школьников. Сб. материалов Междунар. Науч.- практ. Конф., Брест, 2011-187с.
Великанов, Ю. Б. Развитие речи учащихся на уроках математики/ Ю. Б. Великанов // Методологические знания как основа развивающего обучения математике. – Н. Новгород. – 2010.-412с.
Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителей начальных классов. // М.Р.Львов//– М., 2010.-298с.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(269) "Презентация к родительскому собранию "Возрастные особенности детей 3-4 лет и задачи воспитание и обучения во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_roditiel_skomu_sobraniiu_vozrastnyie_osobiennosti_dietiei_3_4_"
["file_id"] => string(6) "366184"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480962081"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(285) "Презентация и доклад к родительскому собранию "Возрастные особенности детей 3-4 лет и задачи воспитание и обучения во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_i_doklad_k_roditiel_skomu_sobraniiu_vozrastnyie_osobiennosti_die"
["file_id"] => string(6) "366197"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480963614"
}
}