kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Семья и отечество в моей жизни" (методическая разработка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1.     Способствовать формированию положительного отношения к семье, дому.

2.     Расширить представление о семье, добре, любви к ближнему.

3.     Способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью

4.     Формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества)

5.     Совершенствование умения доказывать, обобщать, делать выводы

6.     Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Семья и отечество в моей жизни" (методическая разработка)»

Единый урок

«Семья и Отечество в моей жизни», приуроченный к Международному дню семьи.



Цель урока:

Создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества

Задачи урока:

1.     Способствовать формированию положительного отношения к семье, дому.

2.     Расширить представление о семье, добре, любви к ближнему.

3.     Способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью

4.     Формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества)

5.     Совершенствование умения доказывать, обобщать, делать выводы

6.     Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка.

Оборудование:

Выставка рисунков «Моя семья», нарисованный дом, кирпичики, плакат «Семья вся вместе – душа на месте» ,

Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н. Толстой.

Организация класса.

        Улыбнёмся солнышку, дадим друг другу руку – поднимем настроение себе и другу.

        Подайте руку соседу и пустим по кругу искорку хорошего настроения.

        Тема нашей сегодняшней встречи обозначена ребусом 7Я (семья)

Тема классного часа лиричная:

Место личного в общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная,

Всесторонне обсудим семью.

Звучит тихая музыка

Учитель: (слайд 2)

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

(Слайд 3 - «7 Я – моя радость».)

Как вы думаете, почему слово «семья» состоит из семи «я». Как появилось слово «семья»?

(Слайд 4)

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, Богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приласкает? Украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя?»

«Я, я, я» - Ева молвила: «Я».

Сказала она знаменитых семь я,

И так на земле появилась семья.

- А сейчас закройте пожалуйста глаза и попытайтесь представить.

Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем неспеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенными хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежевыпеченного хлеба, дымящегося кофе…

(Слайд 5)

Откройте глаза.

- Вам понравился этот дом? А чем он Вам понравился?

- Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

(Слайд 6)

- Послушайте стихотворение Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики.

Дети работают под музыку.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - силуэт дома, символ семейного очага..

Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семье и прикрепить свою ладошку на силуэт дома, наполнить его своим теплом.

(Слайд 7)

- Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

(Слайд 8)

Семья – это то, что мы делим на всех, 
Всем понемножку: и слезы и смех, 
Взлет и падение, радость, печаль, 
Дружбу и ссоры, молчанья печать. 
Семья – это то, что с тобою всегда. 
Пусть мчатся секунды, недели, года, 
Но стены родные, отчий твой дом – 
Сердце навеки останется в нем! 

Ведущий: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, которое есть в душе каждого человека - это любовь к своему Дому. (Слайд 9)

В современной песне поется: (Песня «Родительский дом»)

Родительский дом- начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

- Думаю, вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда ждут, поймут, посочувствуют и поддержат?

(Слайд 10)

- Инсценировка сказки В.А. Сухомлинского "Лепесток и цветок” 

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился! «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду — что мне?»

Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

— Ты кто? — спрашивает Муравей.

— Я — Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

— Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, — не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка — цветок. А лепесток без цветка — ничего.

-       Почему погиб лепесток?

(Слайд 11)

Вывод: в семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему.

- Предлагается игра "Если я один дома”. Выбирается ведущий. Он бросает мяч по очереди кому-либо из детей. Кто поймал мяч, тот называет занятие, которым он занимается в отсутствие родителей.(Учитель обращает внимание всех игроков на хорошие, полезные дела детей дома, когда они находятся одни).

(Слайд 12)

-  Послушайте стихотворение об одном мальчике, который оказался в пустой квартире; учитель просит обратить внимание на то, что он делал.

Агния Барто

В пустой квартире.

Я дверь открыл своим ключом.

Стою в пустой квартире.

Нет, я ничуть не огорчен,

Что я в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!

Могу я делать, что хочу, -

Ведь я один в квартире,

Один в пустой квартире.

Спасибо этому ключу!

Сейчас я радио включу,

Я всех певцов перекричу!

Могу свистеть, стучать дверьми,

Никто не скажет: "Не шуми!"

Никто не скажет: "Не свисти!"

Все на работе до пяти!

Спасибо этому ключу...

Но почему-то я молчу,

И ничего я не хочу

Один в пустой квартире.

-  Понравилось ли мальчику одному в пустой квартире? Почему люди не любят жить в одиночестве?

 (Слайд 13)

Вывод: каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать.

(Слайд 14)

Людям хочется с кем-то разделить свою радость и печаль, хочется, чтобы их ждали, любили.

- Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие ложатся на них тяжелым бременем. Я расскажу вам сказку.

(Слайд 15)

- Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай и сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот Вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего - пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром.

(Слайд 16)

- И действительно, лучше всегда платить добром, и тогда в каждом Доме будет уют, спокойствие и любовь.

- Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.

(Слайд 17)

Посмотрите на доску. Вам тоже придется сложить пословицы, т.е. расшифровать их.

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

3. ОРБОД ИРЕТАМ ИРП, ОЛПЕТ ЕКШЫНЛОС ИРП

Ответы.

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

При солнышке тепло, при матери добро. 

   Вывод: семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, и самый дорогой человек для каждого в семье – мама.

 (Слайд 18)

(стоя дети поют отрывок  "Песни о маме” из к/ф "Мама”)

(Слайд 19)

Свеча. Любовь матери.

- Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом — кого она любит больше всех на свете?

Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

- Вот свеча - это я! Её огонь — моя любовь!

Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.

- Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала — огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…

И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток…и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…

(Слайд 20)

- Ребята, что этим хотела сказать мать своим детям? (Мама хотела сказать, что ее любовь для всех детей большая и теплая, что любви матери хватает на всех ее детей).

(Слайд 21) (Слайд 22) (Слайд 23) (Слайд 24) (Слайд 25)

Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?"


Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

(Слайд 26)

"Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина"

К.Д. Ушинский

- О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах.

(Слайд 27)

1.     Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.     Родная сторона – мать, чужая – мачеха.



(Игра составь пословицу)

Родина – мать,

Родине служить. 

Жить-

умей за неё постоять.

Человек без Родины,

там и пригодится.

Где кто родится,

что соловей без песни

(Слайд 28)
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 


Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе,

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!


- Я долго думала над вопросом «Что такое   вечная   ценность  в жизни каждого человека?» и решила, что для меня вечной   ценностью  является – семья. Семья – это продолжение рода, понимание друг друга, воспитание детей, ответственность друг за друга, любовь.

(Слайд 29)


Составь синквейн: Правила составления синквейна.

(Слайд 30)

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

1. Семья;

2. счастливая, крепкая;

3. оберегает, поддерживает, ценит;

4. окружает материнской любовью;

5. семейство

(Слайд 31)

Как могучая и бурная река берёт силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина была красивой и счастливой?

 В ваших руках будущее нашей страны, где будет тепло, уютно, радостно всем нам. Постараемся, чтобы так было? 

(Слайд 32)





Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья.

В слове «мы» - сто тысяч «Я».

Тем и сильна наша Россия, наша Родина!





Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на шуточные вопросы. Вопросы:

 Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

 Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

 Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

 Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)

 Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон».

 Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».)

 Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)

 В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

 В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)

 Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

 Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

 Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)

 Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

 В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Семья и отечество в моей жизни" (методическая разработка)

Автор: Назарова Ирина Владимировна

Дата: 14.04.2020

Номер свидетельства: 546568

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методическая разработка "12 июня - День России""
    ["seo_title"] => string(46) "metodicheskaia_razrabotka_12_iiunia_den_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "554072"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1593090299"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока по окружающему миру на тему:"В поисках справедливости" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-v-poiskakh-spraviedlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "193485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427642680"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока во 2 классе «Образы защитников Отечества в музыке» "
    ["seo_title"] => string(90) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-vo-2-klassie-obrazy-zashchitnikov-otiechiestva-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "214133"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432216794"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка с использованием тренинга "День флага России""
    ["seo_title"] => string(67) "metodicheskaia_razrabotka_s_ispolzovaniem_treninga_den_flaga_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "556162"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1597979189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства