Демонстрация педагогического опыта по развитию исследовательских умений учащихся на занятиях курса "Юный исследователь" по теме "Исследовательский мини-проект "Изготовление метеостанции (Влагомер. Гигромер)/ Занятие развивает исследовательские умения обучающихся; учитдетей видеть проблему, формулировать тему и ставить цели проекта, выдвигать гипотезы, делать обобщения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра "Развитие исследовательских умений" »
Соснова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14,
город Ноябрьск ЯНАО
Ролевая игра «Развитие исследовательских умений».
Цель ролевой игры: демонстрация педагогического опыта по развитию исследовательских умений учащихся на занятиях курса «Юный исследователь» по теме «Исследовательский мини-проект «Изготовление метеостанции (Влагомер. Гигромер)».
Цель занятия: развивать исследовательские умения учащихся.
Задачи: учить детей видеть проблему, формулировать тему и ставить цели проекта, выдвигать гипотезы, делать обобщения; проводить простейшие эксперименты с реальными объектами; устанавливать причинно-следственные связи; обучать пользоваться нестандартным оборудованием, схемами, таблицами.
Ожидаемый учебный результат по формированию универсальных учебных действий (УУД).
Личностные:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- повышение интереса к новому содержанию и новым способам познания.
Регулятивные:
- принимать и выполнять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- осуществлять поиск нужной информации;
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Оборудование и материалы.
Для педагога: готовый прибор «Метеостанция (Влагомер. Гигромер)», картинки «Методы исследования», шишки-картинки, корзинки, папка исследователя в компьютере, отрывок из мультфильма «Лунтик. Шишка»; презентация.
Для учащихся: коробочка (сосновая шишка, английская булавка, соломинка для коктейля, лист бумаги (А4), клей для древесины, липкая лента, маленькая дощечка, ножницы, фломастеры – по 4 штуки; памятка исследователя).
Ход ролевой игры.
1. Организационный момент. Инструктаж.
- Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проведём ролевую игру, на которой вы побываете в роли детей, любящих заниматься исследованиями и экспертами, а я выступлю в роли учителя. Проведём занятие по курсу «Юный исследователь». Предлагаю работать по 4 группам. 1,2,3 группы – учащиеся; 4 группа – эксперты. Займём места за столами. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте своих соседей. Теперь вы – команда! Нам предстоит хорошо потрудиться!
Весь необходимый для занятия материал лежит на столах. Коробочку прошу не открывать без моей команды. У учеников - «Памятка юного исследователя» (табл.1); «Опорный конспект» (табл.2), который вы будете заполнять по ходу нашей работы.
У экспертов на столах «Лист оценивания каждой группы» (табл.3), который вы, уважаемые эксперты, тоже будете заполнять по ходу игры в соответствии с критериями и по трехуровневой шкале (удовлетворительно, хорошо, неудовлетворительно).
2. Введение в тему игры. Постановка учебной задачи.
- Как называется наш курс? («Юный – исследователь»).
- Какие методы исследования вы знаете? Предлагаю их вспомним, опираясь на картинки.
- Какой метод обозначает каждый из условных знаков? (Подумать самостоятельно, спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники); понаблюдать, посмотреть в книгах, энциклопедиях, по телевизору (по теме исследования), получить информацию в Интернете, провести эксперимент).
- Некоторые методы будут необходимы нам в работе.
- Что нужно сделать для того, чтобы освоить методы исследования? (Создать проект).
- Сегодня на занятии мы создадим свой исследовательский мини-проект.
3. Открытие нового (знания, способа действия).
– А кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями. Те, кто проводят исследования).
- Можете ли вы сейчас назвать себя исследователями? (Нет).
- Что нужно сделать, прежде чем начать исследование? (Выбрать объект исследования).
- Сегодня я уже приготовила вам объект для исследования. Он лежит в коробочке.
4. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
- Как вы сможете догадаться, что это за предмет лежит в коробке, не открывая её? (Задать вопросы).
- Вопросов задать можно только 3, они могут быть сложными, с союзом или. Например, это конфета или пирожное? Я буду отвечать одним словом. Подумайте над вопросами и запишите в опорном конспекте в пункте 1.
- Прочитайте вопросы.
- Экспертов прошу оценить, чьи вопросы оказались наиболее точными и смогли быстро подвести нас к разгадке.
- Посмотрим отрывок из мультфильма. Может, он поможет догадаться, что за предмет лежит в коробочке? (Показать отрывок мультфильма «Лунтик. Шишка»).
- Откроем коробку. Что вы видите в ней? (Шишку).
- С какого дерева шишка? Что вы о ней знаете?
- Что можно изготовить из шишки? (Поделку, талисман, игрушку, лекарство и т.д.).
- А какие предметы вы ещё видите в коробочке? (Английская булавка, соломинка для коктейля, лист бумаги (А4), клей для древесины, липкая лента, маленькая дощечка, ножницы, фломастеры).
- Попробуем выдвинуть свои гипотезы. Что мы будем изготавливать из шишки?
- Воспользуйтесь «Памяткой юного исследователя». Найдите в ней пункт 4 и запишите гипотезы.
- Зачитайте, какие гипотезы Вы сформулировали (отвечают группы 1-3).
- Обратимся к еще одному источнику информации. Прочитайте статью «Брать ли зонтик?»
Если на дворе дождь? А коль нет! Угадать наверняка трудно, даже зная сводку погоды. Но можно поступить иначе. Всем известно, что дерево, кожа, другие органические материалы — даже наши волосы чутко реагируют на любые изменения погодных условий. Во влажном воздухе волосы становятся длиннее, кожа — мягче, а дерево меняет объем… Например, под дождем чешуйки сосновой шишки плотнее прижимаются друг к другу, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, отчего шишка становится ершистой.
- На какую мысль статья вас навела? Появилась ли новая гипотеза?
- Если да, то сформулируйте и запишите её, можете обратиться к памятке.
-Эксперты, оцените, чьи гипотезы были наиболее удачными и грамотно сформулированными?
- Сформулируйте тему проекта.
- Как вы думаете, из чего вытекает цель проекта? (Из проблемы).
- Поставьте цель проекта и определите задачи. Запиши их в опорный конспект пункты 2, 3. (Цель: изготовить метеостанцию (Влагомер, Гигромер) из сосновой шишки; задачи: научиться изготавливать метеостанцию, определить, действительно ли шишка может реагировать на влажность воздуха, произвести наблюдения, (эксперименты) зафиксировать их результаты, представить, защитить проект).
- Группы, прошу зачитать Вашу тему, цель и задачи.
- Эксперты, оцените, пожалуйста, данный этап работы.
- Попробуйте самостоятельно изготовить прибор и записать план работы в пункте 5. Кто затрудняется, можете обратиться ко мне за планом работы. (Приложение 3).
На работу вам даётся 6 минут. (Назвать группы, которые работают по плану). Итак, мы изготавливаем метеостанцию.
Как превратить сосновую шишку в метеостанцию. (Влагомер)
План работы.
1. Приклей шишку к дощечке клеем, скотчем или пластилином.
2. Воткни булавку в одну из чешуек в середине шишки.
«Очень влажно» (в верхнем левом углу), «Влажно», «Сухо», и «Очень сухо» (в нижнем правом углу).
5. Поставьте лист бумаги к шишке.
6. Проведи эксперимент. Догадайся, как работает прибор.
- Группы, прошу продемонстрировать приборы экспертам, подняв прибор на ладони. (Рисунок 1)
- Как можно проверить, работает ли наш прибор? (Провести эксперимент).
- Какой и как? Опишите его в пункте 6. (Побрызгать на шишку, полить её водой).
- Переходим к завершающему этапу исследовательского мини-проекта. Ваша задача-приготовить защиту с опорой на план в памятке, не обязательно использовать все пункты. Опишите свою работу, подведите итоги и подготовьтесь к защите результата работы. В опорном конспекте заполните пункт 7. Выберите выступающего от группы. На защиту вам даётся 3 минуты.
Защита работ.
- Экспертов прошу оценить результаты работы.
- Чему мы учились в ходе создания мини – проекта? (Как формулировать тему, ставить задачи, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, защищать проект, проводить эксперименты).
-Какими методами исследования мы сегодня пользовались? (Подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент).
- А что узнали нового? (Что такое гигромер, как им пользоваться, как изготавливать влагомер, гигромер).
5. Подведение итогов.
- Актуальна ли тема нашего мини-проекта? Где можно установить прибор? (В квартире, ванной - зимой, на балконе в другое время года. В наших северных условиях высокая сухость воздуха, так мы сможем контролировать комфортную влажность, ведь влажность напрямую связана с нашим здоровьем. Перед выходом на улицу мы можем определять, не будет ли дождя).
6. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
- Наша игра закончена. Уважаемые коллеги, как вы чувствовали себя в роли учеников и экспертов?
- А я в роли вашего учителя чувствовала себя тревожно, но было интересно и увлекательно с вами работать. Спасибо за сотрудничество!
- А сейчас попрошу вас взять картинку с шишкой, которые лежат на столе и разместить их в корзины с помощью клея. Кому на занятии было интересно, положите картинку с шишкой в корзину «Интересно». Кто чувствовал, что не интересно, скучно, положите шишку в корзину «Грустно». Кто ничего нового не узнал, кто чувствовал себя неуверенно, положите шишку в третью корзину «Ничего нового не узнал».
- Проект возникает только как итог твоего собственного интереса. Закончить хочется словами Вадима Шефнера:
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повториться.
Приложения
Таблица 1. Памятка юного исследователя
Памятка юному исследователю.
1. Как будет называться моё исследование? (Тема исследовательской работы).
Начало любого исследования - эта тема твоей работы. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы: «Что мне интересно больше всего?», «Чем я хочу заниматься в первую очередь?» и т.д.
2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?
3. Цель. Что я хочу исследовать?
Подумай над целями и задачами твоей работы, определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь?
4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…».
5. Выдвижение гипотез.
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка еще не доказанное и не подтвержденное опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого либо явления. Обычно гипотезу начинают словами:
предположим…
допустим…
возможно…
что, если…
6. Организация исследования. Составление плана работы.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?»
7. Проведение эксперимента.
Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
8. Описание работы. Мои результаты исследования.
Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт? Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.
9. Подготовка и защита исследовательской работы.
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом слушателям. Подготовить текст по плану:
Почему избрана эта тема?
Какую цель преследовала моя работа?
Какие ставились задачи?
Какие гипотезы проверялись?
Какие использовались методы и средства исследования?
Каким был план работы?
Какие результаты получены?
Какие выводы сделаны по итогам моей работы?
Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?
Кого я хочу поблагодарить?
Какая литература была использована?
Таблица 2
Опорный конспект исследовательского мини-проекта.
№ п/п
Основные этапы исследовательского мини-проекта.
1
Актуальность проблемы. (Формулирование вопросов)
2
Тема моей работы.
3
Цель. Задачи.
4
Выдвижение гипотез.
5
Изготовление гигромера.
6
Проведение эксперимента.
7.
Защита моей работы.
Таблица 3. Лист оценивания группы
Проект на тему: ______________________________________________