kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ролевая игра "Развитие исследовательских умений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрация педагогического опыта по развитию исследовательских умений учащихся на занятиях курса "Юный исследователь" по теме "Исследовательский мини-проект "Изготовление метеостанции (Влагомер. Гигромер)/ Занятие развивает исследовательские умения обучающихся; учитдетей  видеть проблему, формулировать тему и ставить цели проекта, выдвигать гипотезы, делать обобщения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра "Развитие исследовательских умений" »

Соснова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14,

город Ноябрьск ЯНАО

Ролевая игра «Развитие исследовательских умений».


Цель ролевой игры: демонстрация педагогического опыта по развитию исследовательских умений учащихся на занятиях курса «Юный исследователь» по теме «Исследовательский мини-проект «Изготовление метеостанции (Влагомер. Гигромер)».

Цель занятия: развивать исследовательские умения учащихся.

Задачи: учить детей видеть проблему, формулировать тему и ставить цели проекта, выдвигать гипотезы, делать обобщения; проводить простейшие эксперименты с реальными объектами; устанавливать причинно-следственные связи; обучать пользоваться нестандартным оборудованием, схемами, таблицами.

Ожидаемый учебный результат по формированию универсальных учебных действий (УУД).

Личностные:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- повышение интереса к новому содержанию и новым способам познания.

Регулятивные:

- принимать и выполнять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- осуществлять поиск нужной информации;

Коммуникативные:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Оборудование и материалы.

Для педагога: готовый прибор «Метеостанция (Влагомер. Гигромер)», картинки «Методы исследования», шишки-картинки, корзинки, папка исследователя в компьютере, отрывок из мультфильма «Лунтик. Шишка»; презентация.

Для учащихся: коробочка (сосновая шишка, английская булавка, соломинка для коктейля, лист бумаги (А4), клей для древесины, липкая лента, маленькая дощечка, ножницы, фломастеры – по 4 штуки; памятка исследователя).


Ход ролевой игры.

1. Организационный момент. Инструктаж.

- Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проведём ролевую игру, на которой вы побываете в роли детей, любящих заниматься исследованиями и экспертами, а я выступлю в роли учителя. Проведём занятие по курсу «Юный исследователь». Предлагаю работать по 4 группам. 1,2,3 группы – учащиеся; 4 группа – эксперты. Займём места за столами. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте своих соседей. Теперь вы – команда! Нам предстоит хорошо потрудиться!

Весь необходимый для занятия материал лежит на столах. Коробочку прошу не открывать без моей команды. У учеников - «Памятка юного исследователя» (табл.1); «Опорный конспект» (табл.2), который вы будете заполнять по ходу нашей работы.

У экспертов на столах «Лист оценивания каждой группы» (табл.3), который вы, уважаемые эксперты, тоже будете заполнять по ходу игры в соответствии с критериями и по трехуровневой шкале (удовлетворительно, хорошо, неудовлетворительно).

2. Введение в тему игры. Постановка учебной задачи.

- Как называется наш курс? («Юный – исследователь»).

- Что значит исследовать? (Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то).

- Какие методы исследования вы знаете? Предлагаю их вспомним, опираясь на картинки.

- Какой метод обозначает каждый из условных знаков? (Подумать самостоятельно, спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники); понаблюдать, посмотреть в книгах, энциклопедиях, по телевизору (по теме исследования), получить информацию в Интернете, провести эксперимент).

- Некоторые методы будут необходимы нам в работе.

- Что нужно сделать для того, чтобы освоить методы исследования? (Создать проект).

- Сегодня на занятии мы создадим свой исследовательский мини-проект.

3. Открытие нового (знания, способа действия).

– А кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными исследованиями. Те, кто проводят исследования).

- Можете ли вы сейчас назвать себя исследователями? (Нет).

- Что нужно сделать, прежде чем начать исследование? (Выбрать объект исследования).

- Сегодня я уже приготовила вам объект для исследования. Он лежит в коробочке.

4. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

- Как вы сможете догадаться, что это за предмет лежит в коробке, не открывая её? (Задать вопросы).

- Вопросов задать можно только 3, они могут быть сложными, с союзом или. Например, это конфета или пирожное? Я буду отвечать одним словом. Подумайте над вопросами и запишите в опорном конспекте в пункте 1.

- Прочитайте вопросы.

- Экспертов прошу оценить, чьи вопросы оказались наиболее точными и смогли быстро подвести нас к разгадке.

- Посмотрим отрывок из мультфильма. Может, он поможет догадаться, что за предмет лежит в коробочке? (Показать отрывок мультфильма «Лунтик. Шишка»).

- Откроем коробку. Что вы видите в ней? (Шишку).

- С какого дерева шишка? Что вы о ней знаете?

- Что можно изготовить из шишки? (Поделку, талисман, игрушку, лекарство и т.д.).

- А какие предметы вы ещё видите в коробочке? (Английская булавка, соломинка для коктейля, лист бумаги (А4), клей для древесины, липкая лента, маленькая дощечка, ножницы, фломастеры).

- Попробуем выдвинуть свои гипотезы. Что мы будем изготавливать из шишки?

- Воспользуйтесь «Памяткой юного исследователя». Найдите в ней пункт 4 и запишите гипотезы.

- Зачитайте, какие гипотезы Вы сформулировали (отвечают группы 1-3).

- Обратимся к еще одному источнику информации. Прочитайте статью «Брать ли зонтик?»

Если на дворе дождь? А коль нет! Угадать наверняка трудно, даже зная сводку погоды. Но можно поступить иначе. Всем известно, что дерево, кожа, другие органические материалы — даже наши волосы чутко реагируют на любые изменения погодных условий. Во влажном воздухе волосы становятся длиннее, кожа — мягче, а дерево меняет объем… Например, под дождем чешуйки сосновой шишки плотнее прижимаются друг к другу, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, отчего шишка становится ершистой.


- На какую мысль статья вас навела? Появилась ли новая гипотеза?

- Если да, то сформулируйте и запишите её, можете обратиться к памятке.

-Эксперты, оцените, чьи гипотезы были наиболее удачными и грамотно сформулированными?

- Сформулируйте тему проекта.

- Как вы думаете, из чего вытекает цель проекта? (Из проблемы).

- Поставьте цель проекта и определите задачи. Запиши их в опорный конспект пункты 2, 3. (Цель: изготовить метеостанцию (Влагомер, Гигромер) из сосновой шишки; задачи: научиться изготавливать метеостанцию, определить, действительно ли шишка может реагировать на влажность воздуха, произвести наблюдения, (эксперименты) зафиксировать их результаты, представить, защитить проект).

- Группы, прошу зачитать Вашу тему, цель и задачи.

- Эксперты, оцените, пожалуйста, данный этап работы.

- Попробуйте самостоятельно изготовить прибор и записать план работы в пункте 5. Кто затрудняется, можете обратиться ко мне за планом работы. (Приложение 3).

На работу вам даётся 6 минут. (Назвать группы, которые работают по плану). Итак, мы изготавливаем метеостанцию.


Как превратить сосновую шишку в метеостанцию. (Влагомер)

План работы.

1. Приклей шишку к дощечке клеем, скотчем или пластилином.

2. Воткни булавку в одну из чешуек в середине шишки.

3. На булавку надень соломинку.

4. Согни лист бумаги пополам. На листе бумаги отметь делением шкалу:

«Очень влажно» (в верхнем левом углу), «Влажно», «Сухо», и «Очень сухо» (в нижнем правом углу).

5. Поставьте лист бумаги к шишке.

6. Проведи эксперимент. Догадайся, как работает прибор.


- Группы, прошу продемонстрировать приборы экспертам, подняв прибор на ладони. (Рисунок 1)

- Как можно проверить, работает ли наш прибор? (Провести эксперимент).

- Какой и как? Опишите его в пункте 6. (Побрызгать на шишку, полить её водой).

- Переходим к завершающему этапу исследовательского мини-проекта. Ваша задача-приготовить защиту с опорой на план в памятке, не обязательно использовать все пункты. Опишите свою работу, подведите итоги и подготовьтесь к защите результата работы. В опорном конспекте заполните пункт 7. Выберите выступающего от группы. На защиту вам даётся 3 минуты.

Защита работ.

- Экспертов прошу оценить результаты работы.

- Чему мы учились в ходе создания мини – проекта? (Как формулировать тему, ставить задачи, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, защищать проект, проводить эксперименты).

-Какими методами исследования мы сегодня пользовались? (Подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент).

- А что узнали нового? (Что такое гигромер, как им пользоваться, как изготавливать влагомер, гигромер).

5. Подведение итогов.

- Актуальна ли тема нашего мини-проекта? Где можно установить прибор? (В квартире, ванной - зимой, на балконе в другое время года. В наших северных условиях высокая сухость воздуха, так мы сможем контролировать комфортную влажность, ведь влажность напрямую связана с нашим здоровьем. Перед выходом на улицу мы можем определять, не будет ли дождя).

6. Итоговая рефлексия учебной деятельности.

- Наша игра закончена. Уважаемые коллеги, как вы чувствовали себя в роли учеников и экспертов?

- А я в роли вашего учителя чувствовала себя тревожно, но было интересно и увлекательно с вами работать. Спасибо за сотрудничество!

- А сейчас попрошу вас взять картинку с шишкой, которые лежат на столе и разместить их в корзины с помощью клея. Кому на занятии было интересно, положите картинку с шишкой в корзину «Интересно». Кто чувствовал, что не интересно, скучно, положите шишку в корзину «Грустно». Кто ничего нового не узнал, кто чувствовал себя неуверенно, положите шишку в третью корзину «Ничего нового не узнал».

- Проект возникает только как итог твоего собственного интереса. Закончить хочется словами Вадима Шефнера:


Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повториться.


Приложения

Таблица 1. Памятка юного исследователя

Памятка юному исследователю.

1. Как будет называться моё исследование? (Тема исследовательской работы).

Начало любого исследования - эта тема твоей работы. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент. Если не можешь сразу определить тему, задай себе следующие вопросы: «Что мне интересно больше всего?», «Чем я хочу заниматься в первую очередь?» и т.д.

2. Введение. Актуальность проблемы. В чём необходимость моей работы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

Подумай над целями и задачами твоей работы, определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь?

4. Задачи. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…».

5. Выдвижение гипотез.

Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка еще не доказанное и не подтвержденное опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого либо явления. Обычно гипотезу начинают словами:

  • предположим…

  • допустим…

  • возможно…

  • что, если…

6. Организация исследования. Составление плана работы.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?»

7. Проведение эксперимента.

Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

8. Описание работы. Мои результаты исследования.

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт? Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

9. Подготовка и защита исследовательской работы.

Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом слушателям. Подготовить текст по плану:

  1. Почему избрана эта тема?

  2. Какую цель преследовала моя работа?

  3. Какие ставились задачи?

  4. Какие гипотезы проверялись?

  5. Какие использовались методы и средства исследования?

  6. Каким был план работы?

  7. Какие результаты получены?

  8. Какие выводы сделаны по итогам моей работы?

  9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

  10. Кого я хочу поблагодарить?

  11. Какая литература была использована?





Таблица 2

Опорный конспект исследовательского мини-проекта.

№ п/п

Основные этапы исследовательского мини-проекта.

1

Актуальность проблемы. (Формулирование вопросов)

2

Тема моей работы.

3

Цель. Задачи.

4

Выдвижение гипотез.

5

Изготовление гигромера.

6

Проведение эксперимента.

7.

Защита моей работы.


Таблица 3. Лист оценивания группы

Проект на тему: ______________________________________________

Проектант (исследователь):________________________________________


№ п/п

Критерии оценки исследовательского мини – проекта.

Шкала оценивания.

(отлично, хорошо, удовлетворительно)

1

Постановка (формулирование) темы.


2

Цели, задач исследования.


3

Постановка вопросов. Выдвижение гипотез.


4

Продукт проекта, сделанный своими руками (гигромер).


5

Проведение эксперимента. Защита работ. Необычность выступления (его изюминка).


6

Актуальность. Связь проекта с жизнью. Использование продукта проекта в реальной ситуации.


7

Соответствие темы целям и задачам проекта. Наличие вывода.


8

Эмоциональность выступления.


9

Время сообщения (включая ответы на вопросы, не более 5 мин).


10

Грамотное изложение материала.


111

Эрудиция конкурсанта. Ответы на вопросы.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ролевая игра "Развитие исследовательских умений"

Автор: Соснова Татьяна Николаевна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Роль сюжетно-ролевой игры в социальном становлении ребенка"
    ["seo_title"] => string(66) "rol_siuzhietno_rolievoi_ighry_v_sotsial_nom_stanovlienii_riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "351355"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477161282"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Брошюра "Дидактические игры на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(64) "broshiura_didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "406153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491223737"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Научно-исследовательская деятельность учащихся (методы работы)"
    ["seo_title"] => string(66) "nauchnoissliedovatielskaiadieiatielnostuchashchikhsiamietodyraboty"
    ["file_id"] => string(6) "319513"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460876555"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Публикация "Игра как психологическое явление""
    ["seo_title"] => string(50) "publikatsiiaighrakakpsikhologhichieskoieiavlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "293587"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455518415"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства