Просмотр содержимого документа
«Роль общения в семье»
Родительское собрание подготовила
учитель начальных классов
Шаховская Л.Т.
Родительское собрание на тему «Значение общения в семье»
"Наслаждение общением – главный признак дружбы".
Аристотель
Цель: повышать педагогическую компетентность родителей о полноценном общении родителей с детьми.
Задачи: формировать у родителей представления об открытом и уважительном диалоге, познания в развитии ребенка, интереса к проблеме; развивать навыки общения родителей со своим ребенком; развивать интерес к участию в познавательных играх совместно с ребенком.
Форма проведения:
Круглый стол (присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции).
Участники: родители, учитель.
План проведения:
1. Вступление.
2. Беседа.
3. Ситуации для анализа.
4. Работа с памяткой «Взаимодействие с ребёнком».
5. Итог. Рефлексия.
Беседа.
В последние годы часто задаём вопросы: сколько времени дети общаются с родителями? Хорошо ли ребятам дома: с мамами и папами? Не скучают ли они, желанны ли, интересны ли субботние и воскресные дни взрослым и детям?
Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Смысл этих слов широкий: писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлечёнными, деятельными, гармонично развитыми людьми.
Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребёнка – это то место, где он усваивает основы народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом.
А.С. Макаренко в своё время указывал на то, что эффективность семейного воспитания определяется не временем, затраченным на воспитание, а всем укладом жизни семейного коллектива. При современном высоком темпе жизни конкретный расчёт дневного и еженедельного бюджета времени семьи является существенным показателем возможностей родителей осуществлять воспитание своих детей. Получается, что по будням семье трудно собраться для завтраков и обедов. Поэтому очень важно организовывать семейный ужин, где в спокойной застольной беседе можно рассказать о прожитом дне, о событиях на работе и в школе, поделиться своими мечтами и планами.
Если в семье не поддерживается совместная жизнедеятельность, интересы детей перемещаются из сферы внутрисемейной жизни в сферу двора и улицы. Отсюда вытекает особая значимость совместного досуга родителей и детей, единого режима жизни и труда в семье. Только совместная деятельность и отдых могут обеспечить лучшие условия для общения всех членов семьи, создания атмосферы доверия и дружбы.
На вопрос: «Любишь ли ты свой дом?» – ребята чаще отвечают положительно. Но есть родители, которые в субботу и воскресенье добросовестно скучают со своими детьми. В такой семье по выходным ребёнок сидит за играми в телефоне или компьютере и одновременно страдает от одиночества. У него не сформировано чувство любви к своему дому. А вот если на семейном совете решить, что все работы по дому выполнять в первую половину дня в субботу, распределив обязанности между всеми членами семьи, то оставшееся время, а также воскресенье целиком посвящать культурному досугу. Одновременно и семья станет дружной, более жизнерадостной, и у ребёнка будет формироваться опыт семейной жизни.
Основными регуляторами семейных отношений являются родители: образ жизни и деятельность, желание иметь с детьми душевную близость и взаимопонимание. Когда родители мало занимаются своими детьми, объясняя это «отсутствием времени, неумением заинтересовать ребёнка, нежеланием детей быть в компании родителей» – это привычные отговорки, потому что истинные причины разобщённости родителей с детьми кроятся в том, что взрослым и детям неинтересно друг с другом. Ребята не тяготеют к родителям, не радуются общению с ними, не стремятся доверять им свои мысли и чувства. Многие родители заполняют свободное время бытовыми потребностями, а общение с детьми подменяют нотациями – всё это не питает детскую душу, а взрослый в глазах ребёнка остаётся человеком неинтересным, занудным.
Как решить сложность проблемы низкой культуры досуга? Досуг зависит от многих субъективных факторов: нравственной ориентации семьи, её интересов, потребностей, инерции родителей. Прежде всего, необходима потребность в содержательном досуге вместе с детьми, в элементарном участии в их жизни, а не монотонное существование, душевная лень. Значит, самое главное – желание взрослых быть ближе к своим детям. Опыт семейной педагогики очень богат: это семейные чтения и обсуждение прочитанного, совместный просмотр фильмов, настольные игры, коллекционирование, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, посещение музеев и театров, помощь одиноким престарелым людям. Только конкретная деятельность родителей, а не абстрактные разговоры, помогают детям разобраться в накопленных впечатлениях, чувствах, формируют здоровье и трудоспособность ребёнка, способствуют нравственно-социальному развитию.
Помните, общение в семье должно основываться на уважении и доверии друг к другу.
Общение – это главное условие для развития и жизни человека. Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Педагогические ситуации для анализа.
1.Выходной день. Семилетняя Ира играет, мама занимается на кухне. Папа, лёжа на диване в соседней комнате читает газету. – Ирочка иди ко мне!- позвала мама. Ира не отозвалась. Через некоторое время мама опять её позвала. Снова молчание. Мама позвала Иру в третий раз и спросила, слышит ли она. Ира ответила, что слышит. В голосе оттенок недовольства.
– Почему же ты не идёшь, если я тебя зову - спросила мать. – Подожди, я занята! А что ты хотела мне сказать?
Мама промолчала. Минут через пятнадцать, двадцать Ира позвала к себе маму. Мама, бросив свои дела на кухне, тут же пошла к Ире. Позже отец сделал маме замечание – она воспитывает у дочери непослушание, неуважение к старшим. – Напротив, сказала мама, - я подаю дочери пример отзывчивости и послушания, я ведь сразу пришла на её зов! - Но ты три раза звала дочь, она не пришла к тебе. – Видишь ли, Ирочка ещё маленькая, её надо воспитывать на примере взрослого, его поступках. Это более педагогично, чем приказать, потребовать исполнения. – Может ты и права,- сказал папа,- я почему- то о значении примера в данном случае не подумал.
Правильно ли понимает мать, как воспитывать у ребёнка такие качества, как послушание и уважение к старшим? Можно ли одобрить позицию отца в этом вопросе?
2. Что за шум? Говорят сразу:
– Он нарисовал на картине...
– Он испортил ее!..
Да, теперь вижу: мальчик у доски, у картины, которую мы только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:
– Я...Я не хотел, я нечаянно...
Мальчик громко заплакал...
Какие формы воспитания можно использовать родителям?
3. На уроке физкультуры дети выполняли прыжки в высоту. У одного ученика не получается выполнить это упражнение и поэтому другие ребята засмеялись над ним. Ребенок обиделся и сел на скамейку.
Какую позицию нужно занять родителям в этом вопросе?
Памятка для родителей.
Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться, во взаимодействии со своим ребенком.
1. Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.
4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.
5. Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
7. Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.
8. Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.
9. Радуйтесь его победам над собой.
10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Вывод:
Чаще улыбаться; общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки; радоваться успехам ребенка. Не раздражаться в момент его временных неудач; терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни; необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации; создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Итог (принятые решения).
1. Организовать в семье совместные познавательные игры и активно участвовать в играх ребенка.
2. Организовать семейные экскурсии по интересам детей (театры, выставки, прогулки и т.д.).
3. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.
Рефлексия.
- Наш круглый стол подошел к концу. Хотелось бы узнать ваше мнение.
Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Список источников
1. Ветохина А.Я. «Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС» Издательство: Учитель, 2014г.
2. Сайт https://docviewer.yandex.ru/view/0/?* = собрание
3. Сайт https://infourok.ru/pedagogicheskie-situacii-sposobstvuyuschie-formirovaniyu-regulyativnih-uud-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-1446609.html - педагогические ситуации