Тема : «Взаимоотношения в семье». Цели : 1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Формирование нравственной культуры детей. 2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания . 3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, взрослым. Воспитание положительного отношения к традициям семьи. Оформление: «Дерево жизни» (Родословная каждой семьи). Пословицы и поговорки о семье Слайдовые презентации «Семейный альбом», Задания к уроку Фонограмма песни «Родительский дом» Ход урока. 1. Организационная часть. Дети читают стихотворение «Мой дом» Есть дом, в котором я живу, И для меня он лучший самый, В нем и во сне и наяву Я слышу добрый голос мамы. А вечерами папа мне, Когда смолкают птицы в гнездах, Рассказывает о луне, Ракетах, спутниках и звездах. Порой бывает иногда, Могу поссориться я с ними, Но чаще все ж делиться рад Секретами своими. Здесь в мире мы за годом год Живем, друг другу помогая, И вместе с нами здесь живет История родного края. Как выдумаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (о родном доме, о своих близких) 2. Учитель: У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди: родители, сестры, братья, дедушки, бабушки... Тема сегодняшнего урока «Взаимоотношения в семье» - Наука, занимающаяся родословием называется генеалогия. Генеалогический – значит родословный. (Запись в тетрадь) - Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи. - Готовясь к уроку, ребята составили свои родословные и рассказы «Моя семья» Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям. (Слово 3 – 4 ученикам) Учитель: Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал. А у кого из нашего класса самая большая семья? Во многих семьях ребят нашего класса родились младшие братишки и сестренки. Вы стали старшими братьями и сестрами. 3. Игра: А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…” • У кого есть старший брат. • У кого есть младшая сестра. • У кого бабушка и дедушка живут здесь в деревне . • У кого бабушка и дедушка живут в городе. • У кого дальние родственники живут в России. • У кого бабушка и дедушка живут вместе с вами. • У кого есть двоюродный брат • У кого есть двоюродная сестра • У кого есть сын или дочь. - Ну, вот мы вспомнили своих близких и дальних родственников. А теперь мы поговорим о взаимоотношениях в семье. Сценка «Сюрприз» Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья. Нам хорошо в доме, уютно, спокойно, также как в стихотворении «Моя семья». Моя семья. Хорошо спокойно в доме: Вместе вся моя семья. О веселом, добром гноме Слышу снова сказку я. Ее мама мне читает, Может быть, сто первый раз Сердце бьется, сердце тает: «Что случится там сейчас?» Шелестит мой дед газетой. Папа смотрит свой футбол. Не пойму: иль здесь, иль где-то, Слышно радостное: «Гол!» В кресле, спицами играя, Чудо бабушка творит. Во дворе собака лает, Кот у ног моих лежит. Я сижу, шалить не смею: Так тепло, уютно мне. Зайчик солнечный несмело Притаился на стене. Т. Щигрова . 5. Деление на группы «Мир», «Дружба », «Счастье », «Мечта ». Задание : Обсудить в группе, какие взаимоотношения в семье должны быть между (Бабушкой и внуками, папой и детьми, мамой и папой, детьми и дальними родственниками). 6. Учитель: Я не ошибусь, если скажу, что каждая семья индивидуальна по-своему. А скажите, чем же отличается одна семья от другой? Дети: Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Учитель: Да, верно, традициями, тем, что передается из поколения в поколение. Собирать и хранить семейные фотографии – это одна из традиций. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой фотографии дорогих людей. Иногда на нас нападает ностальгия и нам хочется открыть семейные альбомы и вспомнить о каких-то важных событиях или традициях для этого мы открываем семейные альбомы и фотографии возвращают нас в прошлое. «Чтобы вспомнить какими мы были, загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен. Давайте последуем этому совету и заглянем в семейные альбомы. Звучит запись песни «Родительский дом», дети просматривают слайды 7. Какие пословицы о семье вы знаете?(конкурс между группами) 8) Задание : на плакатах дети создают проекты - улицы «Мира», «Счастья», «Дружбы», « Мечты». Наклеивают стикеры в виде домиков, на которых записывают, какие взаимоотношения должны быть в семье. 9) Взаимооценивание в группах (Дети заполняют листы оценивания и зачитывают с комментариями). Семья. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья –это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Учитель: Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, хорошие оценки, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. Важно не забывать о том, что каждая семья должна быть крепкой, дружной. А я желаю вам семейного счастья и благополучия. А) «Устами младенца» – В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия) – Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама) – Место, где мы бываем все вместе. (Дом) – Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок) – Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка) – В них играют все дети. (Игрушки) – Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное) |