-привлечь внимание родителей к проблеме сохранения здоровья младшего школьника;
-вооружить практическими советами специалистов.
Ход собрания:
1. Организация.
2. Выступление школьного мед. работника.
Движения, физические упражнения для развивающегося организма – насущная потребность.
Известное изречение русского физиолога Сеченова «Функция творит орган» подтверждает, что развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке; при бездействии же она ослабляется, не получает должного развития.
К сожалению, в век гиподинамии мы, взрослые, избалованные современной техникой передвижения, в известной мере лишаем не только себя активности, но и своих детей.
Предпочитаем везти ребенка в транспорте или на собственной машине (даже на малые расстояния), а не идти пешком, стараемся, чтобы дома ребенок не бегал, «не затевал возню»; а на прогулке не лез к аттракционам, на лестницу, горку и т.п., а играл в спокойные игры («Так безопаснее, а то упадет, ушибется»).
Мы, взрослые, и не подозреваем, что этим самым лишаем его не только радостей детства, но и не способствуем развитию гармонии движений, ловкости, выносливости, хорошей выправки.
Многие ученые отмечают: на протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья детей.
Высок процент дошкольников с нарушением телосложения и осанки.
Причин неправильной осанки и ее дефектов много:
-гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении;
-ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной.
Развитию дефектов осанки способствуют несоответствующая росту мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей(например, рассматривание книг, лежа в постели на боку).
Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный общий режим ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на свежем воздухе, недостаточный сон в непроветренной комнате, нерациональный режим питания, отсутствие закаливающих процедур (босохождение по полу).
Развитию нарушений осанки способствуют также частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.
Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у младших школьников:
-искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы);
Голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.
3. Основные средства формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Основными средствами формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.
Комплекс упражнений у стены.
1. И.п.- основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками;
1-2-поднять руки через стороны вверх;
3-4-вернуться в И.п.(повторить 5-6 раз в медленном темпе).
2. И.п.- основная стойка у стены;
1-2-подняться на носки, руки вперед ладонями книзу;
3-4-опускаясь на пятки, вернуться в И.п.(повторить 5-6 раз).
3. И.п.- основная стойка у стены;
1-2- поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны ладонями книзу;
3-4-опустить правую ногу, руки вниз;
5-6-то же левой ногой;
7-8-вернуться в И.п. (повторить 3-4 раза каждой ногой).
4. И.п.- стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и пятками;
1-2- наклон в правую сторону;
2-3- вернуться в И.п. (повторить 3-4 раза).
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.
1. Ходьба на носках с различным положением рук(на поясе, в стороны, вверху; за спиной, за головой) на расстояние 20-25м.(2-3 раза в медленном темпе)
2. Ходьба босиком по песку или мелкой гальке (20-25м)
3.Ходьба на наружном и внутреннем краях стоп на расстояние 10-15м.
4. Ходьба по растянутому по полу канату.
5.Ходьба по гимнастической палке, положенной на полу.
6. Ходьба по обручу, обхватывая его края пальцами ног.
7. Перекаты с пяток на носки, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате).
8. Сгибание и разгибание пальцев ног в положении сидя на полу (стуле, скамейке).
9. Собирание пальцами ног лежащих на полу карандашей.
4. Основные тезисы выступления психолога (или учителя физкультуры) о формах оздоровления детей.
Нетрадиционные формы оздоровления – это элементы Хатха-йоги, дыхательной гимнастики, релаксации, концентрации и положительного мышления. Эти методики обладают рядом преимуществ перед другими видами физической активности: они не требуют больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, могут проводиться со всеми возрастными категориями, что дает возможность внедрения их в домашние условия.
Хатха-йога – это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релаксации, психотерапии, режима питания и очищения. Работая с детьми младшего школьного возраста в условиях школы, невозможно использовать все элементы этой системы, а вот для домашних условий большая часть ее вполне доступна для детей нашей возрастной категории. Уже через пару месяцев большинство детей хорошо справляются с этими упражнениями и при этом не теряют желания заниматься.
Для работы с детьми наиболее целесообразны и эффективны следующие позы:
-поза плуга- лежа на спине поднять согнутые в коленях ноги. Поддерживая поясницу руками, колени прижать к ушам. Позу удерживать 5-10 секунд, затем плавно вернуться в и.п.и расслабиться (2-3раза)
-поза алмаза – встать на колени, сесть на пятки так, чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались коврика, и на них приходилась вся тяжесть тела. Колени держать вместе, голова, шея, туловище образуют прямую линию. Ладони положить на колени.
- поза лотоса – сидя на полу, ноги вытянуть вперед. Взять правую ступню двумя руками, согнуть ногу в колене и положить ступню на левое бедро. Аналогично согнуть левую ногу и положить ее на правое бедро. Держать туловище прямо и положить кисти рук на колени.
-поза отдыха – лечь на пол, руки вдоль туловища. Все тело расслаблено. Поза выполняется с замедленным дыханием.
Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Даже дети, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке; расслабляться лучше с закрытыми глазами, используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и др.
Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку. Если одна мелодия постоянно сопровождает один и тот же тренаж, то организм сам настраивается на ее восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки.
Дети, так же как и взрослые, могут испытывать разные чувства. Они умеют не только смеяться, радоваться и веселиться, но также могут ощущать боль, грусть, печаль, страхи, неуверенность. Положительный настрой можно достичь через аффермации (это слова или предложения, которые имеют положительное утвердительное значение и которые многократно проговариваются мысленно или вслух). Все свои мысли, желания необходимо научить детей высказывать в положительной форме: «Я хочу…»; «Я смогу…»; «Я сильный и помогаю слабым»; «Я уверен в себе», поскольку отрицательное высказывание типа «Я не смогу этого сделать», «У меня не получается» часто приводит к негативному результату. Чтобы аффермация произвела положительное действие, эти утверждения надо повторять с детьми неоднократно.
5. Итог.
Каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным, счастливым, более открытым людям и окружающему миру.
6. Индивидуальные беседы с родителями.
Проект решения родительского собрания.
1. Рекомендовать родителям соблюдать рациональный режим занятий и отдыха ребенка, приобщать к физической культуре.
2. Убеждать ребенка, что у него все получится, используя методы релаксации и нетрадиционные методы.
3. Родительскому комитету оказать посильную помощь семьям, которые не могут обеспечить ребенка необходимым спортивным инвентарем.