Родительское собрание на тему "Почему трудно первокласснику"
Родительское собрание на тему "Почему трудно первокласснику"
Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи. От взрослых требуется немногое – всего лишь помочь ребёнку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Почему трудно первокласснику"»
Родительское собрание на тему:
«Почему первокласснику трудно. Режим дня»
Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это только первый класс!»
Самые сильные чувства, которые наполняют родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу это – радость и тревога. Радость, что дети выросли. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.
Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребёнка словно подменили.
Взволнованны мамы, папы, бабушки. Они говорят мне о том, что до школы у них был прекрасный ребёнок, общительный, добрый, послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием.
А теперь всё изменилось, ребёнка просто не узнать! Уроки делать не хочет, тянет, откладывает на крайний срок. Приходится заставлять, силой усаживать за стол. И вот тут-то каждый раз начинается кошмар: вертится, грызёт ручку, постоянно вскакивает – то к окну подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнёт. Пишет кое-как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает что-то на бумажке. «Уроки готовит часами и от себя не отпускает. Приходится быть рядом с ним, понукать, контролировать каждый шаг. Такой стал ленивый! Что случилось с ребёнком?
А случилось то, что изменился у ребёнка режим, по которому он постоянно жил. Важно – соблюдать его?»
Да! В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Начало занятий в школе в 8 часов 30 минут. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на всё: постель убрать, зарядку сделать, себя привести в порядок, позавтракать. И главное, выйти или выехать из дома заранее, без спешки. Придя в школу, например в 8 или в 8ч 15 мин, у первоклассника достаточно времени на то, чтобы самому раздеться, повесить одежду, прийти в класс, приготовиться к уроку и пообщаться с одноклассниками.
Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. Так как первоклассник должен спать не менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребёнок засыпал в строго определённое время.
Итак, первое – сон. Нужно рано вставать, а, следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный в детском саду, как правило, отменяется.
Если не позаботиться, чтобы ребёнок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнёт овладевать вялость, либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретёт напряжённый характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.
Второе о чём мы должны помнить – это движение. Это необходимейшее условие успехов первоклассников. А что мы видим на практике? Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность – самая обременительная часть школьных будней.
Особенно тяжело переживается ребёнком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение – активный процесс и участвуют в нём 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека. День за днём накапливается и недостаток движения. Известно, что лишь немногие дети занимаются в спортивных секциях, утреннюю гимнастику делают единицы, зато большое количество школьников освобождаются от уроков физической культуры врачом, а частенько и мамой: «Сегодня на физкультуру не ходи, у тебя насморк». Ребёнок сообщает мне об этом, а родителям невдомёк, что болеет он как раз потому, что недостаточно двигается. Ведь малоподвижный образ жизни –прямая дорога к гиподинамии, чрезвычайно опасной для растущего детского организма.
Третье – воздух. Прогулки на свежем воздухе – сильнейшее лекарство от переутомления.
С первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не хватает. После уроков – все это прекрасно знают – нужно выполнить домашнее задание, да ещё сделать работу качественно. Усиленное внимание к учебным успехам своего чада – сегодня фактор родительского престижа. Вот и заставляет мама переписывать слова по несколько раз, а мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы – корявыми, письмо – неряшливым.
Или чтение. Чтобы прочесть одну страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребёнок быстро устаёт, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится, постоянно что-то хватает руками, рвётся куда-то, может и под стол залезть или по дивану попрыгать. А он просто не выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки.
Близятся сумерки, а маленький труженик упорно и безнадёжно делает уроки.
Сколько же времени уходит у него на это? Два, три ….?
Где же выход? И первое, на что идут родители, – отмена прогулки. Не успеваешь – не гуляешь. Но вот уроки сделаны и в конце дня неослабным вниманием всей семьи завладевает телефон. Между прочим, за это удовольствие дети расплачиваются своим здоровьем
Однако любящие мамы и папы, пренебрегая элементарными правилами, не возражают, когда их дети до глубокой ночи просиживают перед компьютером.
Дневная норма прогулки первоклассника – 3 часа. А сколько гуляет ваш ребёнок? Наверняка меньше. К чему это приводит? Переутомление растёт, недостаток в свежем воздухе увеличивается. В результате, родительская небрежность оборачивается во вред школьнику. Он истощается в борьбе с неправильным режимом и неподдающимися уроками. С трудом входит в мир обязанностей, которых не знал прежде, причём обязанностей не всегда приятных. Нелегко сходится со сверстниками в новом коллективе и испытывает трепет перед учителем.
Всё это сказывается на общем состоянии организма: многие дети худеют; жалуются на головные боли, плохой сон и кошмары по ночам, а утром у них «ватная голова» и синяки под глазами.
Вот почему, именно на первых порах, чрезвычайно важно чётко определить режим дня первоклассника и добиться его выполнения, то есть организовать жизнь ребёнка так, как это необходимо для успешного учебного труда.
Самый опасный враг школьника – плохое настроение. А оно зависит от того, как прошло утро. Если вы проспали, то всё приходится делать бегом, бегом приходится бежать, раздевать, самим вешать одежду, толкать ребёнка в спину и заходить в класс. Что чувствует ребёнок? Ему, конечно неприятно, но он начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает, что-то забыл: шум и гам. А ведь в это время уже начинается урок.
Прозвенел звонок, а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал. Он так старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ, но нынче похвалы не будет... Поэтому я вам советую, сделать вместе с ребёнком режим дня и помочь в его выполнении.
В заключении хочу сказать, перед началом учебного года родители спрашивали и звонили: кому будет легче учиться, – тому, кто идёт в школу подготовленным, или тому, кто не знает грамоты.
Обычно очень трудно ответить на такой вопрос однозначно. Многое зависит от индивидуальных возможностей ребёнка. Однако с уверенностью берусь утверждать, что для успешного обучения гораздо важнее, насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.
Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».
Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться...
Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.
Кстати, замечу, что дети, которым дома привили элементарные навыки самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими учебными обязанностями. (всем пока нравится дежурить)
Главное чего недостаёт первоклассникам – это собранности самостоятельности.
Все это – издержки семейного воспитания. Многие родители начинают опекать своё детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют ребёнка без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и мне, чтобы узнать домашнее задание.
А ребёнок довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит не те номера и в слёзы, да ещё домашних упрекнёт: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребёнку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо изо дня в день, шаг за шагом вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под силу.
И тогда ребёнок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрёл необходимых навыков для успешной учёбы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно.
Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.
В чём проявляется забота родителей? От взрослых требуется немногое – всего лишь помочь ребёнку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя.