Вводная часть | Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Алиса Валерьевна, и сегодняшнее занятие у вас проведу я. Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!” Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Сегодня мы продолжим выполнять упражнения для развития памяти. Перед тем, как начать наше занятие, предлагаю выполнить разминку для ума. | Приветствуют учителя. Изображают снежинки. Садятся полукругом. Настраиваются на занятие. | Л1 |
Основная часть | Сейчас я зачитаю вам пары слов. Вы постарайтесь их запомнить. Затем я зачитаю только одно слово из пары, а вы назовете к ним второе. Весна – цветок Небо – звезды Море – пляж Картина – художник Ручка – тетрадь Зоопарк – клетка Ребята, скажите, просто ли вам было выполнить это задание? Почему? Верно, здесь слова связаны логически, то есть, по смыслу. А сейчас я покажу вам, как запомнить слова, если они по смыслу не связаны. Хотели бы узнать? В этом нам поможет упражнение «Волшебные картинки». Как вы думаете, почему картинки волшебные? Хорошие предположения. Это такие картинки, которые можно мысленно представить. Для того, чтобы запомнить какое-то слово, нужно представить подходящую для него картинку. А потом эти живые картинки связать друг с другом и составить из них «фильм». Например, для запоминания в определенном порядке 8 слов окно, луна, бутерброд, телефон, моряк, подушка, часы, полночь можно использовать «волшебные картинки». Может получиться такой «фильм»: Из окна я вижу луну. Сидя на диване, я жую бутерброд. Вдруг резко зазвонил телефон. Спрашивают какого-то моряка. Ответив на звонок, я кладу голову на подушку. Не могу заснуть и вижу часы, которые показывают полночь. Теперь, восстанавливая в памяти этот «фильм», можно без труда вспомнить все 8 слов. Что нужно сделать, чтобы запомнить слова, не связанные по смыслу? Давайте же попробуем запомнить другие слова, создавая такой «фильм» из волшебных картинок. Стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолёт, магазин, уроки, новости, удивление. Расскажите, какие слова запоминали? Как запоминали эти слова? Легко ли вам было запоминать слова с помощью волшебных картинок? Физминутка Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Мы немного отдохнули и готовы продолжать. Попрошу вас сесть за столы. Перед собой вы видите листы бумаги и карандаши. Пожалуйста, возьмите в правую руку карандаш цвет, которого больше всего вам нравиться, а в левую карандаш, цвет которого вы не любите. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой кружки, правой – треугольники. Если все готовы, то начинаем. Теперь подсчитываем количество нарисованных треугольников и кругов. Ребята, предположите, что мы с вами развивали в этом упражнении? Верно, а как вы думаете, где нам может пригодиться это качество? Правильно, ребята! А ещё это качество пригодится для выполнения следующего интересного задания. Положите перед собой карточку. Вам нужно запомнить, какого цвета каждый нарисованный предмет на верхней части карточки. Даю вам на это одну минуту. Теперь закройте верхнюю часть карточки и раскрасьте предметы на нижней части. Поменяйтесь закрашенными карточками с тем, кто сидит рядом, проверьте друг друга. Обведите в круг те изображения, которые раскрашены верно. В правом нижнем углу карточки запишите их количество. Вы отлично справились! Как вы уже сказали, мы применяли здесь внимание. А какое качество мы ещё тренировали? Да, ведь именно её мы сегодня и продолжаем развивать. А как ученику помогает память? Зачем мы её развиваем? Действительно, память очень нужна ученику. С её помощью вы запоминаете правила, способы решения примеров и задач, факты о животных и многое другое. Физминутка Мы отдохнули и готовы сделать последний шаг к развитию нашей памяти! Сейчас я выдаю вам карточки, работать будете индивидуально. Приложение 2 (Имя) прочитай нам задание под первой красной точкой. (Имя), что тебе нужно сделать? (по заданию) Под картинками есть вторая красная точка. (Имя) прочитай, что нужно сделать дальше по заданию? Всё понятно? Листы, которыми нужно будет закрыть картинки рядом с вами. Наклейки найдите в конвертах. Приступаем. 30 секунд запоминаем. Закрыли листами картинки. Достаём наклейки, приклеиваем в соответствующие клетки. Кто готов, поднимает руку, я подойду и проверю. Выполняю проверку. Вы замечательно потрудились сегодня, я знаю, что все вы старались. | Слушают задание. Прослушивают пары слов. Называют пары. Да. Слова в парах связаны по смыслу. Хотим. Картинки помогают нам запоминать. Усваивают инструкцию. Нужно подобрать к каждому слову картинку, а потом представить картинки (фильм), тогда легко запомнить. Ученики, прослушав слова, рисуют свой «фильм». Стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолёт, магазин, уроки, новости, удивление. С помощью волшебных картинок. Ответы детей. Выполняют упражнение. Рассаживаются за столы. Берут карандаши. Рисуют круги и треугольники в течение 1 минуты. Подсчитывают. Внимание, координацию. На уроках (матем, русс.яз., в жизни, чтобы быть внимательными) Кладут карточку перед собой. Запоминают. Закрывают, закрашивают. Выполняют взаимопроверку. Память. Чтобы лучше учиться. Запоминать, что говорит учитель, учить стихи и т.д. | М2 П2 М1 М5 Л3 М1 М2 М4 Л3 Л3 М3 М4 М4 Л2 М1 М5 П1 М4 |