Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных интересов у обучающихся с ОВЗ через использование игровых технологий»
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Новошахтинская школа-интернат»
Доклад на методическом объединении
Тема « Развитие познавательных интересов у обучающихся с ОВЗ через использование игровых технологий»
Подготовил
учитель начальных классов,
педагог-психолог
Т.С. Храпенко
2024-2025 учебный год
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра. С приходом в школу меняется их деятельность – ведущей становится учебная. Однако не должно быть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебная деятельность должна строится из игровой. Поэтому на этапе школьного обучения игра должна занимать определяющее место.
В связи с особенностями развития, дети с ОВЗ в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений и активизацию их познавательной деятельности.
Основной формой воздействия на ребенка с ОВЗ являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит коррекционно-развивающим играм.
Использование игр в учебном процессе способствует:
формированию уверенности в себе,
заинтересованности в обучении;
повышению самостоятельности;
развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового материала и проверке знаний.
Таким образом, коррекционно-развивающая игра имеет две цели: одна из них коррекционно-развивающая, которую преследует учитель, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие познавательных процессов.
Развитие познавательных интересов у детей происходит в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей – это важнейший путь включения детей в учебную работу и способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие.
Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но и сохранить работоспособность, повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность даже самым слабым обучающимся принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета, карточки с буквами). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания или, например, разгадывания кроссворда и т. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Мнемонические техники или «узелки на память» (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить; также это использование речевых рифмовок для изучения правил и тд.). Данный приём можно использовать как в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов, так и в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала с закрытыми глазами на определённом этапе занятия используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование презентации и фрагментов презентации.
Игры-энергизаторы с учащимися коррекционных школ VIII вида
Для работы с детьми любого возраста педагогам коррекционных и общеобразовательных школ предлагают использовать игры-энергизаторы. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию обучающихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.
Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.
К играм -энергизаторам можно отнести:
Игры на деление группы на команды. Прежде чем приступить к той или иной игре или викторине, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды.
Игры до начала занятия. Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе. Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности. Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом. Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.
Игры на знакомство. Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей совместной работе. Упражнения на представление членов группы друг другу очень разнообразны. Можно изменять предложенные игры, придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну и т.д.
Игры на снятие напряжения. Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.
Релаксации. Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка. Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.
Подводя итоги, хочется сказать, что игровые технологии играют важную роль в учебном процессе, особенно для детей с ОВЗ. Они помогают детям учиться более эффективно, развивать социальные навыки и достигать успеха в обучении.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать ответственность на себя. Также игровые технологии могут быть использованы для индивидуализации обучения. Дети могут работать в своем собственном темпе и на своем уровне, что может помочь им преодолеть трудности и достичь успеха в учебе.