kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как построить обучение так, чтобы оно могло готовить моих учеников к жизни думающими и мыслящими?

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения.»

Бородина Г.А., учитель начальных классов

МОУ-гимназии №1 имени А.Л.Кузнецовой

города Куйбышева Новосибирской области

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках литературного чтения.

Психологическое и физическое состояние ученика на уроке зависит во многом от того, чему учат ребёнка, как организован учебный процесс, использован ли личный жизненный опыт ребёнка, на сколько само содержание обучения позволяет маленькому ученику чувствовать себя значимой личностью. Успешность обучения во многом ещё определяется интересом к изучаемому предмету. Передо мной стал вопрос: как построить обучение так, чтобы оно могло готовить моих учеников к жизни думающими, мыслящими, готовыми к самостоятельной деятельности? Как изменить подход к содержанию, методам и формам учебно-воспитательного процесса и найти такие педагогические пути и средства, способные помочь ежеурочно формировать и развивать личность каждого ребёнка? Поиск ответов на эти вопросы привёл меня к организации педагогической деятельности, направленной на развитие коммуникативных умений и навыков у младших школьников (умение вести диалог, участвовать в беседе и т.д.) на уроках литературного чтения.

За 20 лет работы учителем начальных классов заметила, что первоклассники из года в год приходят в школу всё с меньшим уровнем речевого развития. Учитывая тот факт, что от успешности развития речи во многом зависит и адаптация к школьной жизни, и качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников, стараюсь выявить возможности детей, приходящих в школу, заранее, чтобы лучше спланировать работу с ними.

Опрос моих первоклассников показал, что предмет обучение грамоте (литературное чтение) они ставят на третье место. Результаты проведённой работы нацелили меня на необходимость научить детей выражать свои мысли устно и письменно, рассуждать по поводу прочитанного, научить их поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми. «Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению и чистая детская нравственность», - говорил К.Д. Ушинский, и нельзя с ним не согласиться. Развитие речи ребёнка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое.

Учитывая особенности детей моего класса, я остановила свой выбор на образовательной системе «Школа 2100», базирующейся «… на основе единой концепции вариативного личностоно-деятельного подхода к обучению, с единых психологических, дидактических и методических позиций, что позволяет оптимально решать задачу развития ребёнка – ученика начальной школы». В программе по чтению и начальному литературному образованию Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой уделяется особое внимание развитию речи школьников (подробному пересказу небольших произведений с соблюдением логики изложения; выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое; устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста и т.д.).

Многие ответы на поставленные выше вопросы я нашла, изучая труды дидактов К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, А.Н. Лоентьева; в области речевого развития М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Н.Н. Светловской; в области диалоговых форм М.М. Бахтина, С.Ю. Курганова, Е.Е. Семёнова.

Учащиеся начальной школы часто испытывают трудности общения на уроке. Поэтому к содержанию любого предмета начальной школы подхожу с позиции возможности организовать диалог по поводу изучаемого материала, будь то новая тема или повторение пройденного. При подготовке к урокам рассматриваю учебный материал, поставив себя на место ребёнка, и стараюсь предположить, где может возникнуть дискуссия, столкновение личных мнений, появятся суждения детей. Анализируя работы С.Ю. Курганова, собственный опыт проведения диалогов на уроках в начальной школе, мною был сделан вывод, что действенными способами, средствами подготовки и начала диалогов на уроках являются: а) сравнение предметов, событий, явлений; б) выполнение практических действий с предметами; в) наблюдение за тем или иным процессом или явлением; г) написание рассказа, сказки про какое-либо понятие; д) игра или игровая ситуация.

На своё опыте я поняла, что с учениками в диалоге во время урока необходимо избегать так называемых закрытых вопросов, на которые дети могут дать только односложные ответы: вопросов репродуктивных, направленных только на воспроизведение знаний; вопросов риторических, на которые вообще нет необходимости отвечать. Проблемные вопросы побуждают учащихся к самостоятельному поиску знаний, заставляют рассуждать, анализировать, аргументировать свои выводы. При таком подходе предъявляю следующие требования к вопросам на уроках литературного чтения: вопросы должны предполагать самостоятельный поиск ответа; вопросы должны требовать развёрнутого, доказательного ответа; вопросы должны ориентировать детей на анализ текста, а не собственного жизненного опыта; первый вопрос должен быть обобщённым; в беседе должны чередоваться разные виды вопросов. Например, урок по произведению Ю. Дика «Красные яблоки» начала с вопроса, содержащего проблему и направляющего ученика на конфликт в произведении. Ответ на такой вопрос может быть получен только в ходе всего урока, т.е. ученик в начале беседы не знает не только ответа, но и путей решения данной проблемы. Поэтому далее я предлагаю серию частных проблемных вопросов, подсказывающих логику развития мысли. Рассмотрим некоторые из них. Вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, являются важным средством в процессе познавательной учебной деятельности. Известно, что при изучении художественных произведений важно не только овладеть определёнными знаниями, но и понять мотивы поступков поведения героев, понять психологию действий, проникнуть в глубь произведения. Поэтому вопросы на выявление мотивов имеют большое значение. Широко применяю на уроках литературного чтения вопросы, формирующие способность критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, спорить. Назову некоторые из таких вопросов: «Подарок Мороза Ивановича – это награда или наказание для Ленивицы?» (по сказке В.Одоевского «Мороз Иванович»); «Правильно ли поступил солдат, обманув старуху?»; «Кто кого перехитрил?» (по русской народной сказке «Каша из топора»). Другой вид проблемного вопроса – на сопоставление и сравнение – также использую на уроках чтения в работе с художественным произведением. Младшие школьники испытывают затруднения в нахождении различий при сравнении, поэтому вопросы стараюсь формулировать просто и конкретно. Например: «почему Мишутку и Стасика можно назвать фантазёрами, а Игоря нельзя?» (по рассказу Н.Носова «Фантазёры»).

Эффективность работы над развитием диалогической речи учащихся во многом определяется правильностью выбора средств обучения. Помимо традиционных учебников, хрестоматий по чтению, тетрадей на печатной основе, художественных книг, для организации диалога достаточно любого текста, образного выражения, стихотворения. Даже в учебниках математики материал (тексты правил, задачи, математического выражения и др.) способствует возникновению диалога на уроке.

Главным критерием отбора текстов на уроках литературного чтения является доступность учебного материала по содержанию, объёму, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Вслед за Н.Н. Светловской и О.В. Джежелей считаю доступными для учащихся начальной школы книги, в которых отношение автора к героям выражено ясно, а содержание художественного произведения соответствует представлениям школьников об окружающем мире. Тема художественного произведения должна быть близка и понятна учащимся, вызывать интерес и эмоциональные переживания. Характер произведения играет немаловажную роль. Детям предлагаются произведения разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, лирические и эпические стихотворения; стихотворения в прозе, сказки, миниатюры, юмористические произведения; отечественный и иностранный фольклор. Учебники Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой призваны реализовать «принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой».

Вся система моей работы по развитию коммуникативных умений и навыков младших школьников направлена не только на накапливание учениками знаний и речевых умений, но и на осознание ими той роли, которую данные знания и умения будут играть в процессе их будущей жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бородина Галина Анатольевна

Дата: 10.01.2021

Номер свидетельства: 569634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(104) "formirovaniie-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147838"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419509537"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Самоанализ урока литературного чтения.Тема урока: Б.С.Житков «Храбрый утенок»."
    ["seo_title"] => string(83) "samoanaliz-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-uroka-b-s-zhitkov-khrabryi-utienok"
    ["file_id"] => string(6) "321324"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461255544"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок" 2 класс УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(79) "urok_literaturnogo_chteniia_b_zhitkov_khrabryi_utenok_2_klass_umk_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "491548"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545159436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок литературного чтения в 4 классе. А.Куприн  "СКВОРЦЫ" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-a-kuprin-skvortsy"
    ["file_id"] => string(6) "227214"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440657044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства