kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок" 2 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательные:

  1. познакомить учащихся с новыми произведениями,
  2. способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
  3. организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
  4. организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста

развивающие:

  1. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;
  2. создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  3. помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:

  1. содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
  2. способствовать сплочению классного коллектива,
  3. содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
  4. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Планируемые результаты: 
личностные: 

  • сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных
  • на охрану окружающей среды;
  • мотивация к обучению и познанию;

метапредметные - развитие у обучающихся умений: 
отвечать на вопросы;

  • находить в вопросе ключевое слово;
  • предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
  • находить доказательства того или иного высказывания;

предметные - развитие у обучающихся умений: 
составлять краткий и полный пересказ текста, картинный план текста;

  • выразительно читать, читать или пересказывать текст от разных лиц.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок" 2 класс УМК "Школа России"»

Тема: Б.С. Житков «Храбрый утенок»
Цель урока:

Цели урока:

образовательные:

  1. познакомить учащихся с новыми произведениями,

  2. способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

  3. организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

  4. организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста

развивающие:

  1. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;

  2. создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

  3. помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие:

  1. содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,

  2. способствовать сплочению классного коллектива,

  3. содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,

  4. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Планируемые результаты: 
личностные: 

  • сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных

  • на охрану окружающей среды;

  • мотивация к обучению и познанию;

метапредметные - развитие у обучающихся умений: 
отвечать на вопросы;

  • находить в вопросе ключевое слово;

  • предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;

  • находить доказательства того или иного высказывания;

предметные - развитие у обучающихся умений: 
составлять краткий и полный пересказ текста, картинный план текста;

  • выразительно читать, читать или пересказывать текст от разных лиц.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие гостей.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.
- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать. Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!
1.Проведем речевую разминку:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Уж уходит от ежа.

2.Проверка домашнего задания
- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/
- О ком мы узнаем в этом разделе?
- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?
- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/
Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/

(Тестирование по рассказу Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»)

Работа в парах (Поменяйтесь листочками и выполним проверку)

1. а)

2. б)

3. в)

4. б)

5. г)

6. б)
Выборочное чтение 
II.Изучение нового материала. Постановка цели урока.

А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

а) Загадка.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

Чем она питается?

Какая же стрекоза на самом деле?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.


б) Кто же второй герой?

Загадка.

Кря- кря! Сюда! Сюда!

Раздается из пруда,

Так зовет свою малютку

Кряква, по- другому … (утка)

Что вы знаете о ней?

В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).

в) Загадка.

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Почему сказали утенок?

Как он появляется на свет?

Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

Почему говорят «покрошил яйцо»?

А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?

Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У зайчихи – зайчонок,

У утки – утенок,

У овечки – овченок( ягненок)

У курочки – куренок (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок ( теленок)

У свиньи – свиненок ( поросенок)

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок( малек)

У лосихи – лосенок.

У волчицы – волченок.

У голубки – голубенок ( птенец)

III. Обобщение и сообщение темы.

1.На доске мы видим картинки стрекоза, утка с утенком.

Итак, наши гости - стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

Физкультминутка №1.

Утром стрекоза проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Надводою закружилась.


2.Изучение новой темы.

Выставка книг Б. Житкова.

Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке. 

3.Работа с учебником.

Откройте учебник на с.139

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)

Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?

( высказывания детей)

Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.

(Просмотр видео по мотивам Б.Житкова «Храбрый утенок»)

Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков« Храбрый утенок».

( стр.139 учебника,рассказ читают учитель и учащиеся)

4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа

- Понравилось произведение?

- О чём оно?

- Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришёл в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

- Прилетала ли стрекоза ещё раз?

Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела)

Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?

5. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

1ч.

С чего начинается рассказ?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1ч.

Хозяйка кормит утят.

2ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.?

Как озаглавишь 2 ч.?

Утята боятся стрекозы. 3 ч.

Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.?

Как озаглавишь 3 ч.?

Удивление хозяйки. 4 ч.

Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.?

Как озаглавишь 4 ч?

Разговор Алеши с утятами. 5 ч.




Что произошло?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?

Как озаглавишь 5 ч.?

Алеша прогоняет стрекозу

6 ч.

Чем заканчивается рассказ?

Какое чувство испытывают утята?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.?

Как озаглавишь 6 ч.?

Довольные утята.

2. Работа в группах.

Задания в конвертах

1 группа. Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности. 2 группа. Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

План разрезан на отдельные полоски.

Итог урока.

Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
- Кто автор? (Б. Житков)
- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

Рефлексия:

У вас на столах лежат цветные прищепки, выберите ту цвета прищепку, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие прищепки и поднимают их):

— Зеленая, я активно работал на уроке!

— Желтая, я старался, но были трудности!

- Красная, я мало работал на уроке, не активно.

— Вы молодцы! Спасибо за урок!

Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок

VII. Домашнее задание

Подготовить пересказ по плану.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок" 2 класс УМК "Школа России"

Автор: Дудочкина Юлия Сергеевна

Дата: 18.12.2018

Номер свидетельства: 491548


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства