Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа»
Классный час «Что такое доброта» ( 3 класс)
Цель: воспитание нравственных людей.
Задачи:
помочь учащимся стать нравственно совершеннее, чище, помочь сделать свой нравственный выбор;
содействовать становлению личности, способной самостоятельно выбирать собственную позицию и отдавать себе отчет в том, какую жизнь он предпочитает;
учить нести полную ответственность за свой выбор;
научить интерпретировать происходящее с точки зрения общих основ жизни собственным отношением к тому или иному явлению.
Ход урока
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.
(песня кота Леопольда «Если добрый ты»)
-Ребята, о каком человеке поет Леопольд ?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Да, о доброте.
Дети. Доброта.
-С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?
-Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.
- Так что же такое доброта ? Обратимся за помощью к толковому словарю.
Работа с толковым словарем:
Читают в словаре:
Доброта - это отзывчивость ,душевное расположение к людям ,стремление делать добро другим.
-- Назовите синонимы к слову добрый. Ответы детей: (отзывчивый, хороший ,нравственный ,честный , порядочный ,вежливый, заботливый и т.д.)
Словарь доброты.
Добро – все хорошее, полезное, что помогает жить, защищает жизнь.
Добродетель – свойства характера или поступка, одобряемые с моральной точки зрения
Благотворительность – «делание добра», помощь нуждающимся, полезная общему благу деятельность.
Мораль – это правила доброго поведения.).
Что такое добро? Это всё хорошее, доброе, красивое. Добро – это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. Это то, что вызывает у людей радость. А какого человека можно назвать добрым? Добрый человек тот, кто любит, ценит, уважает людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей и помогает им выжить в морозы. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить.
Работа в группах
- Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек
-Что произошло бы с миром ,если не было доброты ?
Записывают на карточках, читают свои ответы:
(Добрый человек никогда: не обманет, обидит, убьет, украдет ,ударит, сделает больно, бросит в беде, оставит без помощи и т.д.)
А теперь прослушайте притчу
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:……..
-Как вы думаете, что ответил старый индеец?
…..Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
Работа в группах
- Прочитайте задание на карточках
-Расскажите о добром поступке ,который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце ,или видели ,или слышали о людской доброте и не забыли «Добрый поступок»
1 группа: расскажите о своих добрых поступках.
2 группа: расскажите о добрых поступках литературных героев
3 группа: расскажите о добрых поступках, увиденных по телевизору или прочитанных в газете.
4 группа: расскажите о добром поступке, который вы хотели бы совершить в будущем.
-Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
- «Восстановите пословицы»
1) Жизнь дана на……………….дела
2) Мир не без……………людей
3) ……….. слово и железные ворота открывает.
4) …………… слово человеку, что дождь в засуху
«Вспомним сказки». Перечислены положительные качества, нужно вспомнить сказки, в которых проявлялись эти качества у героев. УЛЫБКА, ПОМОЩЬ, СОЧУВСТВИЕ, ЗАБОТА.
Чтение и обсуждение рассказа «Канавка» В. Донниковой
А сейчас давайте послушаем рассказ «Канавка»
Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Канавка вся в брызгах, и вода в ней не блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит. Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.
- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вот сколько молока пролила! А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. « А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!» Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!
Вопросы для анализа.
- Каким человеком можно назвать героя этого рассказа? (Добрым)
- Почему?
- Какой поступок совершил Витя?
- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его добром поступке? ( Неважно)
- А почему вы так думаете?
-Хорошо бы научиться искренне, дарить добро, не ожидая какой- либо выгоды и похвалы. Вот как наше солнышко, светит и ничего не требует взамен. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо.
-Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
- Я называю доброго сказочного героя – вы хлопаете в ладоши, злого героя –топаете ногами:Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?
«Разыграй ситуацию». На карточках написаны разные ситуации. Нужно их разыграть, при этом использовать только вежливые слова. - Накормить капризного малыша. - Собрать на улицу непоседливого ребенка. - Уговорить ребенка не покупать много игрушек.
«Нужное словечко». Я начну, а вы заканчивайте, нужное слово договариваете. 1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо) 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день) 3. Если вы провинились, то говорите (простите) 4. Если друг попал в беду, ты ему (помоги) 5. Решай споры словами, а не (кулаками) 6. Если солнышко садиться, по деревьям золотиться. Говорим тогда при встрече всем знакомым: (Добрый вечер!) 7. Мальчик вежливый при встрече говорит всем: (Здравствуйте!) 8. Чтоб не болел никто, желай крепкого (здоровья). 9. Если что-то нужно попросить, не забывай сказать (пожалуйста).
Изготовление коллажа (звучит песня «Дорогою добра»)
-Вот ребята ,мы и добрались до Доброй земли.
-Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
-Первая группа изобразит нам на этом листе солнце. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков. Слова для 1 гр: Развязный, аккуратный, доброжелательный ,вежливый ,грубый, неучтивый ,умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, вспыльчивый, скромный ,общительный ,ласковый ,веселый ,счастливый ,наглый , внимательный жадный ,крикливый
-Солнце дает жизнь на Земле ,значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая группа приклеит к дереву корни ,на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые(крепкие ) корни .
Третья группа напишет на цветах добрые мысли .
Четвертая группа напишет на плодах добрые поступки
- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
-Напишите на листочках то зло или злой поступок, который вы никогда в жизни не сделаете. Потом порвите и выбросите!! Пусть в вас живет только добро!!!