Баглык Валентина Степановна
МОУ НШ п.Харп
учитель начальных классов
КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: «Экологическая ответственность и мы…»
Цели: создание условий для правильного представления об экологической ответственности, содействие осмыслению и пониманию доброго отношения к природе.
Задачи: развивать речь учащихся, умение анализировать собственные поступки и слова; формировать представление о необходимости экологически ориентированного поведения в быту, природе; воспитание доброго отношения к природе, животным, чувства ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
В результате деятельности во время классного часа дети смогут:
- давать определение «ответственность», «экологическая ответственность»;
- ориентироваться в этических нормах взаимоотношений в семье и степени родства;
- составлять правила поведения в природе;
- называть не менее 5 семейных заповедей; не менее 5 качеств добропорядочного семьянина;
- приводить примеры из личного жизненного опыта;
-аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- задавать вопросы по теме классного часа своим одноклассникам;
- выполнять продуктивные и творческие задания.
Ход занятия
- Сегодня нам предстоит найти ответ на достаточно сложный, но интересный вопрос.
Поэтому начать работу я хотела бы словами Михаила Пришвина:
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
- Как вы думаете, о чем эти слова? ( О природе, об ответственности, о правильном использовании природных ресурсов, об охране природы…)
- Кем мы являемся, по словам Михаила Пришвина? (Хозяева природы).
- А как хозяева, что мы должны уметь? ( Уметь заботиться и брать на себя ответственность?)
- О какой именно ответственности говорит автор? ( Экологической, ответственности за природу.)
- На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? (Что такое экологическая ответственность? Как сохранить природу?)
- Да, ребята, сегодня нам предстоит ответить на вопрос, что такое экологическая ответственность и в чем она заключается.
- Итак, тема нашего классного часа: «Экологическая ответственность и мы…»
Природа дарит людям чудеса,
И мы навечно стали должниками.
Ведь долг природе мы обязаны отдать,
Но а иначе мы не сможем выжить сами.
Игра «Незаконченные предложения»
- Вопрос ответственности очень важен и требует от каждого из нас определенных знаний и понимания. Ребята, посмотрите на экран, подумайте и завершите незаконченные предложения связывая их с темой сегодняшнего занятия.
1. Самые красивые места в…
2. Мне было радостно когда …
3. Я очень огорчилась (ся) …
4. Мне стало грустно …
- Прекрасно, когда природа радует нас зеленью трав, золотом листвы, чистым воздухом. Значит, когда вокруг чисто, опрятно, то – это хорошо. А плохо, когда сломаны деревья, разбросан мусор.
Игра «Хорошо - плохо».
- Распределите словосочетания в две группы, согласно вашему понимаю:
Гулять в парке, собирать грибы, разбрасывать мусор, ухаживать за животными, любить природу, кричать в лесу, любоваться закатом, разводить огонь, топтать цветы, радоваться встрече, разрушать гнезда, бросать бутылки, охранять природу, загрязнять водоемы.
- Что ж мы разобрались. Окружающий мир можно представить так, что каждая его вещь кажется живой и одушевленной. Тогда с окружающим миром можно договориться, научиться быть ему нужным, считаться с его желаниями. Но мир можно представить и как бездушную безжизненную машину. В таком случае человек его переделывает, перекраивает и понемногу разрушает.
- Понятия «хорошо» и «плохо» тесно связаны с ответственностью. Что вы понимаете под ответственностью? Что означает это слово? (Если поступил хорошо, то результат положительный, если плохо, то результат отрицательный.)
- Давайте прочитаем определение этого слова по словарю.
1. Ответственность - обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Википедия Даль
2. Ответственность – необходимость, обязанность, отдать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках, нести отчет за что-нибудь, отвечать за поступки.
Словарь Ожегова
Работа в группах « Экологи», «Журналисты», «Мастера».
- Итак, быть ответственным, значит понимать и принимать результат своих поступков. Сейчас нам предстоит продемонстрировать это качество, проявить нашу с вами экологическую ответственность и решить следующие задачи:
«Журналисты» - изучить экологическую ситуацию на планете.
Выбрать из предоставленного материала только то, что способно заставить нас задуматься и если возможно поступать правильно.
Материал для работы:
Заметка 1. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества.
Заметка2. В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились на папирусной лодке в плавание через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта были видны черные комки мазута с булавочную головку, горошину, с картофелину».
Заметка 3. Бумага до полного разложения лежит 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовые пакеты – 200 лет, стекло – 1000 лет.
Заметка 4. Как хорошо, что на земле есть леса: лиственные с березами, ольхой, осиной и хвойные: сосновые и еловые. Сосновый бор светлый и сухой. Еловый – темный, мрачный. Бывают и смешенные леса, где растут и хвойные и лиственные деревья. Из всех деревьев русского леса мне милее всех наша береза. Хороши и чисты светлые березовые рощи. Множество перелетных птиц собираются в них весной. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки. На лесных полянах зреет душистая земляника. Около болот в конце лета созревает черника, голубика, брусника. Богат русский лес своими дарами. Сколько радости доставляет нам его красота!
«Экологи» - продумать, как защитить природу от разрушений и загрязнений? Разработать правила поведения в окружающем среде, чтобы защитить природу и сохранить ее окружающую среду.
Материал для работы:
«Мастера» - разработать способы использования отходов.
Придумать и изготовить поделки из отходов.
Материалы для работы: пластиковые бутылки, фантики от конфет, полиэтиленовые пакеты, обрезки бумаги, коробки и др..
Дети работают в руппах.
- Деятельность по защите очень сложна и ответственна для каждого из нас. Посмотрим, так ли важна экологическая ответственности и как ее мы можем с вами проявить.
Презентация работы группы «Журналисты».
Дети знакомят участников с ситуацией на планете. Зачитывают самые яркие и важные по их мнению события, способные привлечь внимание окружающих и заставить их задуматься.
- Наша Земля тяжело и неизлечимо больна. Многие ученые и исследователи считают, что можно остановить течение болезни. Нужно изменить свое отношение к природе. Давайте посмотрим, как мы способны любить и охранять свою родную природу. Все знают, что за здоровье Земли в ответе город, поселок, каждая семья и каждый человек. Что же мы можем сделать? За работу мастера.
Презентация работы группы «Мастера».
Ребята показывают и рассказывают, какие поделки и полезные вещи можно приготовить из отходов.
- Иногда проявляя творчество и терпение можно дать вторую жизнь вещам или тому, что называем отходами. А ведь куда лучше и легче предотвратить скопление мусора, сохранить чистоту и уют в нашем общем природном доме. Слово экологам.
Презентация работы группы «Экологи».
Дети зачитывают правила поведения в окружающем мире, побуждающие каждого к правильно мотивированному поведению в природе. Ответы ребят вывешиваются на доску.
Возможные варианты:
Чтобы в лесу было чисто, не оставляй там мусор. Всегда уноси его с собой. Из-за мусора природа станет непригодной для жизни животных.
Чтобы в лесу не было пожара, не оставляй там горящий костер. Пожар приведет к гибели всего живого.
Не шуми в лесу. Крики и громкая музыка пугают животных и птиц.
Будь другом животных. Не разоряй гнезда птиц, муравейники, норы зверей. Животные могут остаться без дома.
Чтобы в лесу и на лужайках было красиво, не вытаптывай траву, ходи по тропинкам.
Не ломай ветки деревьев и кустарников, не рви цветущих трав.
- Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам. Если мы будем поступать, таким образом, мы сможем защитить и сохранить нашу планету. Поступая так, мы проявляем ответственность?
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм:
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
- Вот подошло к концу наше занятие. Я надеюсь, что оно было для вас интересным и поучительным. Оцените вашу деятельность на занятии.
- На смайликах нарисуйте свое настроение. Покажите смайлики друг другу. Можете подарить тому, кому желаете. До новых встреч.