1.1.На должность педагога-психолога назначается лицо со средним или высшим психологическим или педагогическим образованием, с дополнительной специальностью психология. Без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет.
1.2.Назначается и увольняется директором ОГБОУ "Центр патологии речи" в соответствии с действующим законодательством.
1.3.Педагог-психолог непосредственно подчиняется заместителю директора по учебной части.
1.4.В своей работе педагог-психолог руководствуется:
- Семейным кодексом и другими законами и подзаконными актами в сфере защиты прав несовершеннолетних:
- Трудовым Кодексом РФ;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- распоряжением вышестоящих должностных лиц;
- настоящей должностной инструкцией.
1.5. Педагог-психолог должен знать:
-Конституцию РФ;
-Федеральный закон «Об оказании психологической помощи населению в РФ»;
-Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и другие законы РФ;
-Решения Правительства РФ и органов управления системы социальной защиты по вопросам реабилитации несовершеннолетних;
- Конвенцию о правах ребенка;
-Федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка; профиль и особенности учреждения; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
II. Функции.
2.1 Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
- диагностическое обследование детей с целью определения уровня психологического развития и выявления специфики нарушений. Педагог-психолог проводит диагностическое обследование детей, используя утвержденные в Центре документы.
- составление коррекционной программы для каждого ребёнка на основании обследования и заключений других специалистов (невролога, логопеда, учителя-дефектолога).
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- консультирование родителей (законных представителей) и специалистов.
III. Должностные обязанности.
3.1.Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в ОГБОУ "Центр патологии речи".
3.2.Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.
3.3.Способствует гармонизации социальной сферы ОГБОУ "Центр патологии речи" и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
3.4.Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
3.5.Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
3.6.Составляет и предъявляет на заседании ПМПК психолого-педагогическую интерпретацию.
3.7.Составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностики с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития детей.
3.8.Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
3.9.Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности детей, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и личностного самоопределения. Рабочие программы являются собственностью ОГБОУ «Центр патологии речи», в случае увольнения остаются Центре.
3.10.Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействует их развитию и поиску.
3.11.Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии детей, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
3.12. Участвует в работе Педагогического Совета, Совета профилактики правонарушений среди детей и заседаниях ПМПК.
3.13. Формирует психологическую культуру детей, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
3.14. Консультирует работников ОГБОУ "Центр патологии речи" по вопросам развития центра, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).
3.15. Учитывая специфику учреждения, в связи с производственной необходимостью, на основании приказа директора, педагог-психолог может быть переведён на другую должность, с сохранением средней заработной платы.
3.16. Несет материальную ответственность за оборудование и методическую литературу кабинета психолога.
3.17. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, противопожарной безопасности и технике безопасности, санитарно-эпидемиологического режима.
3.18. Соблюдает этические нормы поведения в ОГБОУ "Центр патологии речи", в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога
3.19. В межзаездные дни, по производственной необходимости, педагог-психолог оказывает помощь по поддержанию и улучшению состояния здания и прилегающей территории ОГБОУ «Центр патологии речи».
3.20. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения квалификационной категории
3.21. Повышает свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет
III. Права.
Педагог-психолог имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Выбирать и использовать в своей работе методики обучения и диагностики, учебные пособия и материалы, учебники. 4.2. Давать обязательные распоряжения обучающимся во время занятий. 4.3. Принимать участие: - в разработке учебного плана, образовательных и коррекционных программ; 4.4. Контролировать и оценивать новые виды педагогической диагностики и коррекции и другие виды работ. 4.5. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. 4.6. Вносить предложения: - о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов; - по совершенствованию учебно-воспитательной и иновационно-методической работы.
4.7. Знакомиться с проектами решений руководства ОГБОУ «Центр патологии речи», касающимися его деятельности.
4.8. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства ОГБОУ «Центр патологии речи» предложения по улучшению деятельности
учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности
работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в
деятельности учреждения недостатков.
4.9. Запрашивать лично или по поручению руководства ОГБОУ «Центр патологии речи» от специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.10. Привлекать специалистов к решению задач.
4.11. Требовать от руководства ОГБОУ «Центр патологии речи» оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.12. Принимать участие: - в решении вопросов учебной нагрузки, режима, посещений занятий; - в заседаниях ПМПК; - в обсуждениях на педагогических советах, совещаниях, конференциях, связанных с организацией и содержанием учебно-воспитательного и психогого-медико педагогического сопровождения.
4.13 Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, противопожарной безопасности и технике безопасности, санитарно-эпидемиологического режима.
4.14. Имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
IV. Взаимосвязь по должности Педагог-психолог:
5.1. Работает по графику, составленному и утверждённому директором центра, исходя из 36-часовой рабочей недели, из них: - на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, и консультативную работу с воспитанниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в центре; а так же участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме ОГБОУ "Центр патологии речи" - остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; консультативная работа с родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.). 5.2. Планирует свою работу на каждый учебный год и каждый заезд. План работы на заезд утверждается директором центра 5.3. По окончании заезда представляет отчет о своей деятельности в письменной форме директору центра. 5.4. Получает от директора и его заместителей информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. 5.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками и администрацией центра.
V. Ответственность
Педагог-психолог несет ответственность:
6.1. За жизнь и здоровье детей, проходящих курс лечения в ОГБОУ «Центр патологии р6ечи», как во время коррекционных занятий, так и течении всего рабочего времени.
6.2. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.
6.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
6.4. За причинение материально ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.
6.5. За недостоверность и необъективность разъяснений, сообщений, изложения информации, иных действий; несвоевременность исполнения своих должностных обязанностей.
6.6. За разглашение сведений, составляющих служебную тайну, а также содержащих сведения из частной жизни воспитанников.
6.7. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребёнка, а также совершение иного аморального проступка, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.