Просмотр содержимого документа
«Путешествие по городу «Вежливости».»
Сценарий классного часа.
Тема: Путешествие по городу «Вежливости».
Класс: 3
Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости.
1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. 2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками. 3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.
Оборудование: названия станций, плакат с изображением паровоза, письмо, дедушка(картинка), наглядности.
Время проведения мероприятия: 45 мин.
Ход занятия:
I. Организационная часть. II. Сообщение темы и цели. - Сегодня мы будем путешествовать по необычному городу. Он называется город «Вежливости». Путешествовать мы будем вот на этом поезде. III. Игра – путешествие.
Объявляется посадка на поезд. Прошу занять свои места.
1. Станция «Добрая».
- Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.
1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова». Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, «С добрым утром!»- я кричу. «Добрый день!»- кричу я вслед Всем идущим на обед. «Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.
- Не только слова, но и поступки должны быть добрыми. Давайте вместе решим задачи:
2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала. - У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего. - Разве,- удивился тот. - Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4. - Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
3). Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени? и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
4). Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому — 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)
2. Станция «Культурная».
- Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.
1). Сценка «Синие листья». (дети ставят сценку)
У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зеленый карандаш Катя.
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена.
- Позволила мама?
- Мама то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё и брата.
Приходит Катя на следующий день.
- Ну что, позволил брат?
- Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько.
- Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне только листочки на деревьях нарисовать, да травку зеленым цветом.
- Это много!
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя побежала за ней:
- Ну, бери, что же ты? Бери!
- Не надо.
На уроке учитель спрашивает:
- Так ребятки покажите мне ваши работы.
Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие бывают?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
- Я ей давала, а она не берёт?
Посмотрела учительница на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
- Ребятки, правильно ли поступила Катя? Как вы думаете, стало ли ей стыдно за свой поступок? А вы бы с такой девочкой стали дружить?
2). Игра «Вежливо или невежливо».
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости, для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо — один.
-Поздороваться при встрече
— Толкнуть и не извиниться.
— Помочь подняться.
----Поднять упавшие вещи.
— Не встать, обращаясь к учителю.
--- Взять билеты в автобусе.
----Не уступить место в транспорте.
---- Не заметить недовольство мамы.
3. Станция «Вежливая».
- Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.
Добрый день. - Добрый день!- тебе сказали. - Добрый день!- ответил ты. Как две ниточки связали - Теплоты и доброты.
Доброго пути. Нам желают: «Доброго пути!» Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте. - Здравствуйте!- ты скажешь человеку. - Здравствуй!- улыбнётся он в ответ. И, наверно не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет.
Спасибо. За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы - Кому сказали, сколько раз?
Простите. Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду, И взрослых перебивать, И что обещал- забывать. Но если я всё же забуду- Простите, я больше не буду.
Пожалуйста. Отменить, что ли, слово «пожалуйста»- Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
Добрые слова. Эти слова всем известны давно, Видишь - они просты и не новы. Но я ещё повторю всё равно: - Добрые люди, будьте здоровы!
А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:
- “Будь весел! Радуйся!. Я тебя вижу!”.
- “Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?”.
- “Хорошо ли вы потеете?”. “Мир с тобой!”.
Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.
Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.
А какие приветствия знаете вы?
- Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.
- Рыцари поднимали тяжелые шлемы и стягивали с рук боевые рукавицы.
- Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.
- Военные отдают друг другу честь.
- Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”.
- Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”.
- Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.
А что же всё это объединяет?
– Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.
В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих:
“Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”.
В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались.
- Ну вот, «волшебные слова» мы вспомнили. А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы …. (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
1-й совет. Если ты пришёл к знакомым- Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун.
2-й совет. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома- пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет.
3-й совет. Девчонок надо никогда Нигде не замечать И не давать проходу им Нигде и никогда. Им надо ножки подставлять, Пугать из-за угла…
4-й совет. Если к папе или к маме Тётя взрослая пришла И ведёт какой-то важный И серьёзный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!»
5-й совет. Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот.
4. Станция «Драчливая».
- О ком говорят: «Драчлив, как петух»? - А как вы думаете, с чего обычно начинаются драки? - А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к чему может привести то, что вы дали сдачи?
А вот какой совет даёт А. Л. Барто в стихотворении « Если бьют…» У мальчишки после драки Отличительные знаки, Но не прячет он царапин, Нет, наоборот, Он, услышав голос папин, Говорит: - ну вот, Всё в порядке! Я им выдал! Я им дал сполна! И отец с довольным видом Смотрит на сынка. И сегодня на бульваре Дрался он, как лев, Двух обидчиков ударил, Сразу осмелев. - Молодец!- одобрил папа- Вот теперь ты не растяпа. И запомни впредь: Затевать позорно драку. Если бьют тебя, однако, Если бьют – ответь.
- А какой совет вам дали бы ваши родители? Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший совет?
О драках народная мудрость гласит: Подыми руку, но не ударь. Дракою прав не будешь. Ссора до добра не доведёт. Куда ни придёт, ссору заведёт.
5. Станция «Дружеская».
- К сожалению, в школе нельзя избежать драки ребят в классах, на переменах.
Поэт Б. Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы друзья»
1-й ученик: С виду мы не очень схожи: Петька толстый, Я - худой. НЕ похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой!...
2-й ученик: Дело в том, что он и я Закадычные друзья! Всё мы делаем вдвоём. Даже вместе отстаём1
1-й ученик: Дружба дружбою, однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя?
2-й ученик: Что-то Вова, Позабыл.
1-й ученик: И я забыл! Ну не важно! Дрались честно. Как положено друзьям! Я как стукну!
2-й ученик: Я как тресну!
1-й ученик: А я как дам! Скоро в ход пошли портфели. Словом, скромничать не буду- Драка вышла хоть куда! Только смотрим - что за чудо? С нас ручьём бежит вода! Это Вовкина сестра Облила нас из ведра!
2-й ученик: С нас вода ручьями льётся, А она ещё смеётся: - Вы действительно друзья! Вас водой разлить нельзя.
- Ребята, все вы должны оставаться друзьями. Когда вы закончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!
- Ой, что это там такое? Письмо, от кого же интересно?
“Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.”
ГРУБОСТЬ - НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ
ЖАДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА
ЖЕСТОКОСТЬ - ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ЗАВИСТЬ - СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ
ДЕРЗОСТЬ - БЛАГОДАРНОСТЬ
Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.
IV. Итог.
-Так, что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность). Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте»- Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым.
Ребята, я приготовила вам памятки о правилах поведения.
Советы на память :
Для тебя, друг, я составил
десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Как проснулся - так вставай,
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой - проверь!
-В школе, в классе не сори.
Сор увидишь - подбери!
-Ты труд другого уважай,
Сам насорил - сам убирай!
-Не таскай в кармане мела -
Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками?
Клятва
Клянемся вежливыми быть. Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания, Нет в мире лучше звания. Клянемся добрыми мы быть, А лень и грубость позабыть. Учится этикету, науку помнить эту. Клянемся добрыми мы быть.