Сегодня мы с вами будем говорить о сказках. Любите ли вы сказки?
Еще бы, в них столько разных чудес! Хотя некоторые из этих чудес уже стали былью. Например, ковер-самолет или сапоги - скороходы. Раньше люди путешествовали очень медленно и придумали такие чудеса. А сейчас? Что заменяет нам ковер-самолёт? Правильно, самолеты и вертолеты. А сапоги-скороходы? Да, у нас есть машины и поезда, а также другой транспорт. А помните яблочко, которое каталось по тарелочке и показывало разные чудеса? Сейчас его заменяет телевизор. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же мы все равно так любим сказки? Почему их до сих пор сочиняют? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки.
Сказка родилась с человеком, и, пока живет человек, жива и сказка. Сегодня нам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой, пройти испытания на неведомых дорожках и выполнить задания, чтобы самим стать сказочниками!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка.
- Сегодня мы с вами будем говорить о сказках. Любите ли вы сказки?
Еще бы, в них столько разных чудес! Хотя некоторые из этих чудес уже стали былью. Например, ковер-самолет или сапоги - скороходы. Раньше люди путешествовали очень медленно и придумали такие чудеса. А сейчас? Что заменяет нам ковер-самолёт? Правильно, самолеты и вертолеты. А сапоги-скороходы? Да, у нас есть машины и поезда, а также другой транспорт. А помните яблочко, которое каталось по тарелочке и показывало разные чудеса? Сейчас его заменяет телевизор. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же мы все равно так любим сказки? Почему их до сих пор сочиняют? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки.
Сказка родилась с человеком, и, пока живет человек, жива и сказка. Сегодня нам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой, пройти испытания на неведомых дорожках и выполнить задания, чтобы самим стать сказочниками!
1 ведущий
Где живут сказки?
Хочешь, я тебе секрет открою?
Расскажу, где сказки все живут,
Волшебством манят нас за собою,
Сладким голосом во сне твоём поют.
Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!
Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт
2 ведущий
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть, с нами рядышком идёт.
Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!
Чтобы добрый, чтобы злого, стать хорошим убедил.
В сказке солнышко горит, справедливость в нём царит!
3 ведущий
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай —
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
Что такое сказка?
СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях
Виды сказок.
Сказки бывают разные. Есть волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.
1 ведущий. Итак, мы с вами перед воротами сказочной страны.
Ворота сказочной страны закрыты. Узнаем, в чем тут дело. Оказывается, сказки просят, чтобы их узнали.
Откройте ворота сказочной страны. Отгадайте, какие это сказки.
А дорога - далека,
А корзина - нелегка
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
("Машенька и медведь")
Ах, ты, Петя-простота,
Схлопотал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
("Петушок - золотой гребешок")
Красна -девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка.
("Снегурочка")
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода -
В ямке от копытца.
("Сестрица Алёнушка и братец Иванушка")
2ведущий: Молодцы! Можете двигаться дальше!
- Помните, в русских сказках герои добивались успеха, ответив правильно на сложные вопросы? Так и у нас! Я задам вам загадки. Когда их разгадаете, дальше в путь пойдете!
1.Он оставил без пищи стариков. Трое пытались поймать его, но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал... Кого?
(Колобка.)
2.Сообразительное пушистое домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь?
(Сапоги.)
3.Муж обожает свою жену, но сжигает ее скромный наряд. Тогда жену похищает... Кто?
(Кощей Бессмертный.)
4.Найдя пятачок, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь. Кто ее спас?
(Комар.)
5.Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства. Однако, зазнавшись, захотела занять место своего благодетеля и вновь обеднела. Кто же по профессии был муж этой дамы?
(Рыбак.)
6. В этой сказке рассказывается, как под Новый год мачеха прогнала падчерицу из дому, отправила в лес за подснежниками. И набрела девочка на большой костер, а вокруг него на двенадцати камнях сидели двенадцать человек. Как называется эта сказка?
( «Двенадцать месяцев» С.Маршак.)
7. Какие волшебные предметы помогают героям в русских народных сказках?
9. Как звали медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»?
(Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
3 ведущий
Сказка, сказка-прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал –
Под конец не задремал!
Игра «Перевертыши»
В этой игре необходимо каждое слово поменять на противоположное ему по значению (например, «Старый карлик» - «Молодой великан»), и у вас получатся названия сказок русских и зарубежных писателей.
Вопросы:
«Пес босиком».
«Железный замочек».
«Большой паж».
«Академик под Землей».
«Песочная служанка».
«Белый петух».
«Стоянка «Розового лука».
«Быль о железной курочке».
«Первое примирение».
«Уход слуги».
«Обычное лето».
«Великан Рот».
«Зверь, который мог смеяться».
«Дочь сухопутного слуги».
«Девочка-планета».
Ответы:
Ш. Перро. «Кот в сапогах».
А. Толстой. «Золотой ключик».
А. Экзюпери. «Маленький принц».
Н. Носов. «Незнайка на Луне».
Г. X. Андерсен. «Снежная королева».
А. Погорельский. «Черная курица».
Д. Родари. «Путешествие «Голубой стрелы»».
А. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».
К. Льюис. «Последняя битва».
Д. Толкиен. «Возвращение короля».
Т. Янссон. «Волшебная зима».
В. Гауф. «Карлик Нос».
А. Дюма. «Человек, который не мог плакать».
Р. Нурман «Сын морского короля».
О. Уальд «Мальчик-звезда».
1 ведущий
Блицтурнир по сказкам. Кто лучше всех знает сказки?
(За каждый правильный ответ учащиеся получают зелёные кружочки)
1. Какое звание было у Карабаса- Барабаса в сказке «Приключения Буратино»?
( доктор кукольных наук)
2. Сколько золотых монет дал Карабас- Барабас Буратино?
(пять)
3. Какой месяц в сказке «Двенадцать месяцев» подарил девочке подснежник?
(Апрель)
4. Из какой русской народной сказки эти слова: «Яблоня, яблоня, спрячь нас!»?
( «Гуси-лебеди»)
5. Какой злой волшебник похитил доктора Айболита?
(Бармалей)
6. Из какой сказки слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная»?
2 ведущий. Сейчас настанет «Звездный час» для того кто хорошо знает сказки и много читает. (За каждый правильный ответ учащиеся получают зелёные кружочки)
1. Какое произведение нельзя назвать сказкой: «Сивка-Бурка», «Морозко», «Акула», «Аленький цветочек»?
( «Акула»)
2. Какую из этих сказок нельзя назвать русской народной: «Теремок», «Репка», «Морозко», «Гадкий утёнок»?
( «Гадкий утёнок»)
3. Какая из этих сказок не является волшебной: «Царевна-лягушка», «Морозко», «Репка», «По щучьему велению»?
( «Репка»)
4. Какое животное в сказках превращалось в царевну: коза, лягушка, лиса?
(лягушка)
5. В какой из этих сказок нет Бабы-яги: «Теремок», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди»?
3 ведущий. К нам пришла Баба-Яга. Что же ей нужно?
Баба Яга: Ух, я вас всех! Съем и жарить не буду! Что творят!!!
Ведущий: Да что ты, старая, так разъярилась? Спала бы в своей избушке!
Баба Яга: Как же мне не злиться? Как же мне не разъяриться? Про меня и не вспомнили! Случайно мимо летела, да что-то ступу заело, я около вас и села! Слышу, про сказки говорят, а про меня иречь не ведут! А про нас, Бабушек Ягушек, милых старушек, нислова, ни полслова!
Ведущий: Ну, извини нас, пожалуйста! Чтобы тебя задобрить, вспомним всех твоих друзей!
Баба Яга: И родственников, и соседей! А то дальше не пущу!
Ведущий: Для этого отгадайте представителей нечистой силы и сказочных героев. Начнем?
1.Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном летательном аппарате? (Баба Яга.)
2.Сказочный житель леса, помощник старухи, имя которой вытолько что отгадали? (Леший.)
3.Носатая тетка, к имени которой всегда добавляют слово «болотная»? (Кикимора.)
4.Рогатое существо с длинным хвостом, которое только и думает, как бы навредить людям? (Черт.)
5.Тощий старик, который прятал секрет своего бессмертия и сундуке? (Кощей Бессмертный.)
6.Девушка необычной красоты, но с хвостом, которая живет и озере? (Русалка.)
7.Огромный зверь или ящер со множеством голов? (Змей Горыныч.)
8.Как зовут большого начальника в подводном царстве? (Водяной.)
9.Чудище-свистун, которое победил Илья Муромец? (Соловей Разбойник.)
10.Милый старичок, который живет в каждом доме и охраняет его? (Домовой.)
Подведение итогов. Награждение победителя.
Баба Яга: Ну ладно уж, идите дальше! До свиданья!
1 ведущий.
Ворота в сказочную страну открыты.
Сказочное времечко,
Времечко желанное,
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие.
Царство тридесятое
Чудесами славится,
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться.
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно,
Победит все доброе
В сказке обязательно!
2 ведущий.
-А сейчас вы должны вспомнить, как называется сказка, из которой эти строки, и кто её автор:
1.«- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, устала? (Ш.Перро«Красная шапочка».)
2.«— Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, — сказала она, — твоя карета снова сделается тыквой, лошади — мышами, лакеи ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». (Ш. Перро «Золушка».)
3.«Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет. (Ш. Перро «Спящая красавица».)
4.«А еще меня уверяли, - сказал он, - но уж этому-то я никакне могу поверить, что вы будто умеете превращаться даже в самых маленьких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что, считаю это совершенно невозможным. (Ш. Перро «Кот в сапогах».)
5.«-Милая матушка, уж мы поостережемся, вы ступайте себе, не беспокойтесь. Заблеяла старая коза и преспокойно отправилась в путь- дорогу». (Братья Гримм «Волк и семеро козлят».)
6. «Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить, да хозяюшку добыть».
(русская народная сказка «Журавль и цапля».)
Подведение итогов. Награждение победителя.
3 ведущий.
Вот и вы стали сказочниками! Подошло к концу наше весёлое и интересное путешествие.