Просмотр содержимого документа
«Путешествие "Дымковская игрушка"»
Путешествие «Дымковская игрушка»
Ткаченко Татьяна Викторовна –
воспитатель ГПД МОУ
«Начальная школа №5 г.Макеевки»
Задачи: 1. Познакомить детей с промыслом дымковской игрушки.
2. Научиться выделять характерные особенности росписи
дымковской игрушки (круги, волнистые точки,
горошины, клетки)
3. Формировать у детей умение рисовать кистью
элементы узора.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Развивать гармоничное цветовосприятие .
6. Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам.
Оборудование: 1.Лист белой бумаги.
2. Гуашь или акварельные краски.
3. Круглая кисть.
4. Баночка с водой.
5. Палитра.
6. Белые шаблоны дымковской игрушки.
7. Мультимедиа проектор, экран.
Ход занятия
Ι. Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего занятия.
«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
- Как вы его понимаете?
ΙΙ.Постановка темы урока.
Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы с вами обратимся к одному из них и совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её рисовать .
Итак, отправляемся в путешествие.
ΙΙΙ. На низком берегу реки Вятки напротив г. Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. Зимой, когда длинные ночи; летом, когда туман, слобода это вся будто в дыму, в дымке. Отсюда и название – дымковская. С давних времен здесь, в местности с суровым климатом зародилась эта игрушка. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником «Свистопляской» или "Свистуньей"
Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.
«Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечаютсвою победу весёлой«Свистуньей».
Воспитатель: Как же изготовляется дымковская игрушка?
Презентация "В мастерской дымковской игрушки"
Она лепится только женщинами. Осенью копают красную глину, смешивают ее с чистым песком и тщательно месят до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью мокрой тряпки. Вылепленную игрушку сушат 2 – 4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, когда игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают.
Каков же узор дымковских игрушек?
Узор состоит из ярких круглых пятен, кругов, колец, мелкого и крупного горошка, клеток, полос, точек.
- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.)
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
- Обратите внимание на точки:
Между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
- Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
К празднику в течение всей зимы дымковские мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, уточек, барашков , петушков. Люди на гулянье приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Этот весенний праздник также сопровождался бойкой торговлей свистульками.
1 ребёнок: В алом кокошнике, темно-синей кофте и клетчатой юбке с оборками идет по улице «девушка-водоноска». Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных ведер, висящих на коромысле.
За студеною водицей Водоноска-молодица
Как Лебедушка плывет; ведра красные несет
Сидит кокошник горделиво. Водоноска – так красива
Как Лебедушка плывет, песню тихую поет.
2 ребёнок: Вы видите коней. В них много забавного – мастеров не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Туловище у коней в черных и оранжевых «яблоках», уши золотые.
Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться, если гриву упустил.
3 ребёнок:
Барашек-свисток, Левый рог завиток, Правый рог завиток, На груди цветок.
4 ребёнок:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
5 ребёнок: Посмотрите на «Индюка», веером распустил крылья, пышный хвост, похожий на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжелой красной бороды.
Ребёнок: Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
Смотрит свысока вокруг птица важная – индюк.
6 ребёнок: Уточка — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Ребёнок: Утка – Марфушка бережком идет,
Уточек- Марфуточек купаться ведёт.
ΙΙΙ.Физкультминутка (под музыку "Барыня")
ΙV. Практическая часть.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Для этого, выберите, пожалуйста, шаблон по своему желанию, обведите его и украсьте игрушку дымковским узором.
(Напоминаю детям о технике рисования).
Круги нужно рисовать тычком, точки концом кисти, маленькие горошинки – ватными палочками, наносить другую краску после того, когда высохнет первая.
Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.
- Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?
- К какому весеннему празднику готовили игрушки-свистульки?
- Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?
- Из чего изготовлены дымковские игрушки?
V. Заключительный этап.
- Вот и закончилось наше сегодняшнее увлекательное путешествие. Посмотрите на выставку ваших работ. Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.
- Молодцы!
- Проходят годы, но дымка была и остаётся любимой игрушкой, радующей и детей и взрослых.