kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие "Дымковская игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с промыслом дымковской игрушки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие "Дымковская игрушка"»

Путешествие «Дымковская игрушка»

Ткаченко Татьяна Викторовна –

воспитатель ГПД МОУ

«Начальная школа №5 г.Макеевки»


Задачи: 1. Познакомить детей с промыслом дымковской игрушки.

2. Научиться выделять характерные особенности росписи

дымковской игрушки (круги, волнистые точки,

горошины, клетки)

3. Формировать у детей умение рисовать кистью

элементы узора.

4. Развивать творческие способности детей.

5. Развивать гармоничное цветовосприятие .

6. Воспитывать интерес и любовь к народным промыслам.

Оборудование: 1.Лист белой бумаги.

2. Гуашь или акварельные краски.

3. Круглая кисть.

4. Баночка с водой.

5. Палитра.

6. Белые шаблоны дымковской игрушки.

7. Мультимедиа проектор, экран.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Прочитайте, пожалуйста, эпиграф нашего занятия.

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

- Как вы его понимаете?

ΙΙ.Постановка темы урока.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша Родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо - мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы с вами обратимся к одному из них и совершим увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки, узнаем её особенности, научимся её рисовать .

Итак, отправляемся в путешествие.

ΙΙΙ. На низком берегу реки Вятки напротив г. Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. Зимой, когда длинные ночи; летом, когда туман, слобода это вся будто в дыму, в дымке. Отсюда и название – дымковская. С давних времен здесь, в местности с суровым климатом зародилась эта игрушка. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником «Свистопляской» или "Свистуньей"

Почему «Свистунья»? А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

«Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Воспитатель: Как же изготовляется дымковская игрушка?

Презентация "В мастерской дымковской игрушки"

Она лепится только женщинами. Осенью копают красную глину, смешивают ее с чистым песком и тщательно месят до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью мокрой тряпки. Вылепленную игрушку сушат 2 – 4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, когда игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают.

Каков же узор дымковских игрушек?

Узор состоит из ярких круглых пятен, кругов, колец, мелкого и крупного горошка, клеток, полос, точек.

- Какие цвета брали для росписи игрушек? (Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.) 

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами. 

- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:

  • в ряд; 

  • в шахматном порядке; 

  • в клетке между линиями. 

- Обратите внимание на точки: 

  • Между  кольцами; 

  • на кольцах; 

  • по краю колец. 

- Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

К празднику в течение всей зимы дымковские мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, уточек, барашков , петушков. Люди на гулянье приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Этот весенний праздник также сопровождался бойкой торговлей свистульками.

1 ребёнок: В алом кокошнике, темно-синей кофте и клетчатой юбке с оборками идет по улице «девушка-водоноска». Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных ведер, висящих на коромысле.

За студеною водицей Водоноска-молодица

Как Лебедушка плывет; ведра красные несет

Сидит кокошник горделиво. Водоноска – так красива

Как Лебедушка плывет, песню тихую поет.

2 ребёнок: Вы видите коней. В них много забавного – мастеров не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Туловище у коней в черных и оранжевых «яблоках», уши золотые.

Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться, если гриву упустил.

3 ребёнок:

Барашек-свисток,
Левый рог завиток,
Правый рог завиток,
На груди цветок.

4 ребёнок:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Ты подай голосок

Через тёмный лесок.

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»

5 ребёнок: Посмотрите на «Индюка», веером распустил крылья, пышный хвост, похожий на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжелой красной бороды.

Ребёнок: Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Смотрит свысока вокруг птица важная – индюк.

6 ребёнок: Уточка — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Ребёнок: Утка – Марфушка бережком идет,

Уточек- Марфуточек купаться ведёт.

ΙΙΙ.Физкультминутка (под музыку "Барыня")

ΙV. Практическая часть.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Для этого, выберите, пожалуйста, шаблон по своему желанию, обведите его и украсьте игрушку дымковским узором.

(Напоминаю детям о технике рисования).

Круги нужно рисовать тычком, точки концом кисти, маленькие горошинки – ватными палочками, наносить другую краску после того, когда высохнет первая.

Я вижу, что работа вас заинтересовала, увлекла.

- Скажите, пожалуйста, почему вятскую игрушку называют дымковской?

- К какому весеннему празднику готовили игрушки-свистульки?

- Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

- Из чего изготовлены дымковские игрушки?

V. Заключительный этап.

- Вот и закончилось наше сегодняшнее увлекательное путешествие. Посмотрите на выставку ваших работ. Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

- Молодцы!

- Проходят годы, но дымка была и остаётся любимой игрушкой, радующей и детей и взрослых.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествие "Дымковская игрушка"

Автор: Ткаченко Татьяна Викторовна

Дата: 25.01.2019

Номер свидетельства: 497153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Лепная и расписная игрушка"
    ["seo_title"] => string(31) "liepnaia_i_raspisnaia_ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "432829"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508227169"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Народная глиняная игрушка"
    ["seo_title"] => string(31) "narodnaia-ghlinianaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "284157"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453921474"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Открытый урок. Прикладное искусство и игрушки народов мира. "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-prikladnoie-iskusstvo-i-ighrushki-narodov-mira"
    ["file_id"] => string(6) "166675"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422980688"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Неделя "Игры и игрушки" в средней группе "Улыбка" "
    ["seo_title"] => string(55) "niedielia-ighry-i-ighrushki-v-sriedniei-ghruppie-ulybka"
    ["file_id"] => string(6) "148342"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419669324"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "внеклассное мероприятие "Путешествие по стране изобразительного искусства" "
    ["seo_title"] => string(84) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-po-stranie-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "177151"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424591942"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства