Урок № 19
Тип урока.
Сообщение нового материала.
Тема:
Лепная и расписная игрушка. Изготовление местной традиционной лепной и расписной игрушки.
Цель урока:
Выполнение эскиза росписи русской народной игрушки.
Задачи урока:
- Знакомство с видами русской народной глиняной игрушки; Изучение элементов росписи; освоение приёмов росписи при выполнении эскиза;
- Развитие эстетического восприятия декоративно- прикладного искусства;
- Воспитание любви к русскому народному творчеству;
Оборудование для педагога:
Зрительный ряд: Наглядные пособия, плакаты по росписи русских народных игрушек, дымковские, каргопольские, филимоновсие игрушки, педагогический показ.
Литературный ряд: Русские народные сказки, скороговорки, книги по народному декоративно-прикладному творчеству.
Музыкальный ряд: Инструментальная музыка.
Оборудование для учеников:
Гуашь, бумага А3, кисти, карандаш, ластик
План урока:
- Организационная часть (1 мин.)
- Повторение (3 мин.)
- Изложение нового материала (7мин.)
- Закрепление (4 мин.)
- Организация практической работы (2 мин.)
- Практическая работа (20 мин.)
- Итог (3 мин.)
8.Уборка рабочего места
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, их организация, проверка готовности.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас очень необычный урок, мы с вами совершим путешествие по историческим российским местам, городам и деревням, в которых зародилось чудо, уникальное умение превращать глину в яркие, весёлые игрушки, красивую расписную посуду.
2. Повторение.
Повторить пройденный материал, роспись традиционной русской посуды. Особенности выполнения росписи «Гжель». С какими трудностями учащиеся столкнулись при выполнении посуды и чему научились на предыдущих уроках.
3. Изложение нового материала.
Рассказать о новом задании. С помощью педагогического показа, и наглядных примеров традиционной игрушки, объяснить детям поставленную цель и задачи. Ознакомить с элементами росписи дымковской, каргопольской и филимоновской игрушки, с приёмами их выполнения. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”. Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.
Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов.
-Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной как у жирафа шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!
(Учитель демонстрирует филимоновские игрушки)
Сегодня мы познакомимся еще с одной глиняной игрушкой - филимоновской. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка, про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
(В. Василенко)
Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".
Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
(Учитель показывает дымковские игрушки)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.
Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.
- Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.
- Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило, игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.
- Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.
- Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.
Вопрос: Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках?
Ответ: Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.
Вопрос: Из чего состоят узоры каргопольских мастеров?
Ответ: Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки.
Учитель: Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?
Ответ: На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб.
Определить с детьми последовательность выполнения работы.
4. Закрепление.
Выяснить все необходимые вопросы, повторить последовательность предстоящей работы, приёмы, особенности цветового и композиционного решения, средства выразительности.
5. Организация практической деятельности.
Дать совет учащимся по композиции рисунка, величине изображения, положение альбомного листа.
Провести быстрые тренировочные упражнения композиционного плана.
Дать рекомендации учащимся по работе с выбранными материалами.
Чётко дать задание, и предъявить требования к работам.
Проверить порядок на рабочих местах и посадку учащихся.
6. Практическая работа.
Просмотреть наброски работ учащихся. Помочь начать работу на большом формате. В начатых эскизах определить общий уровень выполнения и выявить общие и индивидуальные ошибки.
В середине работы сделать просмотр работ. Привести пример правильного хода работы, и назвать причину неудач, демонстрируя приёмы выполнения изображения, его величину, конструкцию, цвет, форму – отдельных составных частей.
Периодически привлекать внимание детей к работам товарищей, призывать, не потерять общую мысль в изображении, придерживаться правил композиции. Поощрять, активизировать и стимулировать их деятельность.
7. Подведение итогов.
1) Как были готовы к уроку.
2) Как работали на уроке.
3) Как справились с задачей урока.
Анализ работ отмечается композиция, узнаваемость, выразительность…
Вывод: Русские народные игрушки отличаются разнообразием форм, прекрасными яркими красками, символичными орнаментами. С помощью такой игрушки ребёнок может проявить в игре большую инициативу, ведь все народные игрушки первоначально создавались для детей. Они могут фантазировать, придумывать сюжеты сказок, в них заложена доброта и культура наших предков.
8. Уборка кабинета.