Проектная деятельность обучающихся – неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов.
Проектно-исследовательская деятельность создает определенные условия для формирования собственного социального опыта. Она требует от ученика и, следовательно, воспитывает в нём системность и последовательность, обучает различным схемам мышления, показывает перспективу знаний, а потому заряжает азартом добывать их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Милосердие» 4 класс»
Урок ОРКСЭ
Модуль Основы православной культуры
Тема: «Милосердие и сострадание»
4 класс
Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: милосердие, ближний, сострадание, милостыня.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Поприветствуйте наших гостей улыбкой.
У нас урок «Основы православной культуры»
Присаживайтесь.
1.Мотивация учебной деятельности.
Я хочу прочитать вам рассказ «Буханка хлеба». Послушайте.
Тамара Ломбина
Буханка хлеба
Саня просто остолбенел, когда увидел, как бабушка, вроде бы нормальная с виду, вдруг быстро спрятала у себя под какими-то тряпицами в сумке буханку хлеба.
«Во дает, – подумал он, – наверно, насмотрелась фильмов про преступников».
Санька просто прирос к полу. Он проводил глазами старушку, которой удалось-таки пронести хлеб мимо кассирши. Опомнившись, он дернул маму за рукав и зашептал ей на ухо:
– Ма, а вот та бабушка хлеб украла! Давай заявим в милицию.
– Какая бабушка, что ты выдумываешь, – отмахнулась было мама, но Санька тащил маму к выходу и пальцем указывал на воровку. А бабушка тут же, в магазине, отламывала от хлеба маленькие кусочки и, почти не жуя, проглатывала их, закрывая глаза.
«Видимо, от удовольствия», – подумал Санька.
Мама зачем-то дернула сына за рукав и прошептала: «Молчи!» А когда они подошли к кассе, она сказала кассиру:
– Тут у меня бабушка вышла случайно с буханкой хлеба, возьмите за «Бородинский».
– Мама, – раскипятился Санька, – ты что, покрываешь воровку?
Мама притянула к себе сына и как-то грустно, но жестко посмотрела ему в глаза:
– Расти, сын, большим и умным, и дай Бог, чтобы, когда ты станешь взрослым, тебе не приходилось видеть нищих стариков и детей. А сейчас отнеси бабушке деньги и пакет молока.
Санька хотел крикнуть, что ворам он не подает, но посмотрел на бабушку и увидел, что она закрывает глаза потому, что из них катятся и катятся слезы.
Дети, что скажите? Было ли вам страшно? В какой момент? Почему?
А как разрешилась ситуация?
Мама поступила достойно. Какое чувство она проявила по отношению к старушке? Какое сердце у мамы? Мне хочется назвать его милым. Милое сердце. Помогите сформулировать тему нашего урока.
2. Актуализация знаний
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Как вы понимаете слово «милосердие»?
а) Работа с толковыми словарями.
-С.И.Ожегов даёт такое толкование значения слова «милосердие»: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
А вы, были милосердны?
Как вы понимаете слово «сострадание»?
С.И.Ожегов: даёт такое толкование, значения слова «сострадание»: «Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем».
Как вы считаете, беда станет меньше, если её разделить с другими?
Дети, зачем нам знать эти понятия?
Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение этих понятий.
3. Открытие нового знания
Православные люди всегда славились такими качествами души, как милосердие и сострадание. Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым человеком лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Любовь подсказывает: чужой беды не бывает! Когда ты узнаёшь, о горе другого человека – ты не можешь остаться равнодушным. Если ты видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – хороший он или плохой. Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.
Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая среди множества заповедей самая главная. Он ответил, что важнее всего любовь к богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя». И у него спросили: «А кто мой ближний?»
Я предлагаю вам посмотреть фильм, в котором рассказывается притча о добром самарянине (чужак) и узнать, что ответил Христос на этот вопрос. Просмотр фильма.
Кто оказался ближним пострадавшему человеку? (Самарянин)
Что означает притча Христа? (Ближний то, кто не оставит тебя в беде, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку больно, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи.)
Как надо поступить в минуту, когда человек виноват перед тобой или попал в беду? (Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи).
Можно ли поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе! или
«Так тебе и надо! Получай по заслугам!». Почему?
Поступать надо так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.
Одно из дел милосердия – милостыня. Вам, наверняка, знакомо это слово. Что включает в себя это понятие?
Откройте учебник и прочитайте на странице 44 последний абзац, который закончится на 45 странице.
Так, что такое милостыня? (Помощь другому человеку из жалости к нему.)
Что говорил Христос? («Всякому просящему у тебя дай».)
Что пояснял святой Дорофей? («Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее»).
Нужно ли подавать милостыню? Каким образом можно оказать милостыню?
4. Закрепление изученных знаний
А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие истоком, которого являлась бескорыстная любовь к ближнему? Одним из ярких примеров может служить деятельность великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель. Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
Примером может служить жизнь и деятельность католической монахини Марии Терезы. «Мы, может быть, и в хлебе насущном нуждаемся меньше, чем в любви, милосердии и прощении». Можно ещё приводить много примеров.
– Почему сегодня человек несёт другому человеку больше зла, чем милосердия и сострадания?
(Наверное, потому, что милосердие и сострадание – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.)
Можно ли воспитать в себе милосердие?
Если вы будите совершать дела милосердия: проявлять внимание, заботу к окружающим, делиться тем, чем можешь поделиться, оказывать любую помощь и поддержку, которые в ваших силах. Нельзя оставаться в стороне, если у другого беда.
5.Закрепление изученных знаний.
а) Возьмите лист с заданием, прочитайте для себя.
Для всех прочитает…
Задание к тексту написано ниже. Задание по рядам разное. Выполняйте в парах. (Проверка задания). Вы хорошо поработали над этим вопросом. Убедительно ответили.
б) Выполнение заданий в группе
- Прочитай пословицу
- Собери пословицу (Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам. Милостивому человеку и бог подает. Доброе слово лучше мягкого пирога. На милость образца нет.
- Выбери слова, которые относятся к теме «милосердие»: благость, радость, бескорыстие, сострадание, злорадство, доверие, обида, участие, равнодушие, доверие, доброта, любовь, помощь, счастье, месть, помощь, прощение.
6. Введение знаний в систему знаний.
Необходимо ли милосердие и сострадание в нашей жизни?
А кто нуждается в милосердии и сострадании?
Давайте выделим 3 группы:
Животные
Пожилые люди
Инвалиды, люди с ограниченными возможностями.
В группах найдите ответ на вопрос:
-Как вы можете помочь?
Рефлексия.
Тем, кто готов протянуть руку помощи, я предлагаю взять на своём столе ладошку и прикрепить на доску, вокруг слов «милосердие и сострадание».
Вывод: занятие прошло с пользой, посмотрите, сколько человек готовы протянуть руку помощи.