kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Христианские добродетели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой опыт работы по теме "Христианские добродетели" для обучающижся православных гимназий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Христианские добродетели"»

23


ЧОУРО «СПГ им.св. апостола и евангелиста Луки»















Научный руководитель –

учитель начальных классов

Большова Наталия Викторовна



г. Семёнов

2017 год

Содержание

1.Введение, актуальность темы – стр.3

2.Основная часть – стр.5

а) Что такое христианские добродетели и пороки?

б) Результаты опроса ребят и преподавателей

в) Высказывания и притчи о добродетелях

3. Практическая часть – стр.10

а) О каких добродетелях рассказывают сказки и детские фильмы?

б) Наши шаги к воспитанию в себе добродетелей .

4. Выводы – стр.18

5. Приложения - стр. 19





























1.Введение. Актуальность выбранной темы.

Каждый ребёнок, мечтает о многом: кем-то стать, куда-то поехать,

чему-то научиться, что-то получить, с кем-то встретиться… Но все мы,

в первую очередь, мечтаем стать хорошими людьми. Об этом наши родители и

мы думали, принимая православную веру. Поступив в 1 класс, мы часто

беседуем о том, какими же качествами должен обладать верующий человек.

Обсуждая, каким будет герб нашего класса, мы узнали о христианских

добродетелях, что они помогают справляться с грехом, укреплять веру. Мы

заинтересовались этой темой, узнать о добродетелях поподробнее.

Цель нашей работы: Выяснить, что такое христианские добродетели ?

Как их воспитать в себе? С какими пороками для этого приходится бороться?

Постараться увидеть ситуации, где требуется наша помощь и оказать оказать

её по мере наших сил.

Задачи: 1.Выяснить, что такое христианские добродетели.

2 Узнать, какие бывают добродетели.

3.Выяснить, знают ли ребята, что такое добродетели.

4. Спросить у преподавателей, каких добродетелей не хватает

гимназистам.

5. Пронаблюдать за проявлением добродетелей героями

сказок и мультфильмов.

6. Выполнить творческие работы и рассказать о своём исследовании

ребятам из других классам.

7. Провести акции милосердия.

Объект исследования: христианские добродетели.

Предмет исследования: православные книги,

сказки,

результаты опроса,

детские фильмы и мультфильмы.

Гипотеза исследования: Добродетели делают нашу жизнь лучше.

Актуальность работы:

Мы учимся в православной гимназии, поэтому нам нужно изучить эту

тему,нужно стараться быть добродетельными. А для этого у нас есть множество

примеров для подражания – это святые отцы церкви.

Методы исследования:

  1. Интервью.

  2. Работа с литературой.

  3. Опрос.

  4. Наблюдение.

  5. Просмотр телепередач.

  6. Творческие работы.

  7. Акции милосердия.



Практическая значимость работы:

1. Хотелось бы внести позитивные изменения в поведение и жизнь сверстников

2.Доставить радость людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.



2. Основная часть.

Чтобы узнать, что такое христианские добродетели, мы разделились на

2 группы:Ребята из первой группы спросили об этом учителя ОПВ – Кузнецову Т.П. Ребята из второй группы обратились за помощью к библиотекарю –

Ворониной М.Л. и поработали со словарями.

Мы узнали, что слово «добродетель» состоит из 2-х частей «делать»

«добро» .Добродетель - способность человека делать хорошее, поступать

нравственно. Добродетельный человек совершает добро постоянно в любых

жизненных обстоятельствах. Это качество души человека. Мы прочитали,что основными христианскими добродетелями являются: любовь, вера, надежда, молитва, терпение, смирение, кротость, бескорыстие, доброта…Главная добродетель – любовь.

Любовь, как и другие добродетели, надо взращивать в своём сердце, прося у

Бога любви, ограждая себя от всего дурного. Ведь Господь нам даёт как бы

коробочку с семенами, взращивать и ухаживать за которыми должны мы сами,

  • Любовь – основа всего, без неё даже самые, казалось бы хорошие качества обесцениваются.

  • Вера без любви делает человека фанатиком.

  • Справедливость без любви делает человека жестоким.

  • Честь без любви делает человека высокомерным.

  • Богатство без любви делает человека жадным.

  • Ум без любви делает человека хитрым.

  • Приветливость без любви делает человека лицемерным.

Библиотекарь познакомила нас с удивительным творением о любви из Священного писания, о котором мы не могли не рассказать своим товарищам.



Дивный гимн любви воспел апостол Павел…

Дивный гимн любви воспел ап. Павел: (Злата)

1.«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Тихонов М.

2.Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. Даша

3.И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Панов К.

4.Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,Варя

5.не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,Скворцов К

6.не радуется неправде, а сорадуется истине; Дунаева А.

7.все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Маша

8.Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.Тёма

9.Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; Настя

10.когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.Тетерук

11.Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12.Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

13.А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше»(1 Кор 13).Юлиана

Когда некий законник спросил: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. (Никита)

Самой жертвенной и бескорыстной на этом свете является материнская любовь. О маме мы и подготовили такую сценку по

Рассказу В.Сухомлинского.

Самые ласковые руки

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.( Маша)

– Мама! Где моя мама? (Ангелина)

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка? (Панов)

– Оля.

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.(Даша)

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?(Даня)

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?(Даша)

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.(Алёна)

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки». (Максим Т.)

И мама сразу же нашлась.

Как же велика должна быть наша благодарность за материнскую любовь,

и на это нам хотелось обратить всеобщее внимание.



Качества, противоположные добродетелям – это пороки или, как

мы их ещё называем – грехи: гнев, зависть, ложь, лицемерие, скупость,

жестокость, гордыня, чревоугодие, леность, алчность…Пороки – это причина

зла.

Мы провели опрос среди учеников начальной школы, чтобы узнать,

знают ли ребята, что такое христианские добродетели. Вот что у нас

получилось.



2 класс - 13 человек ответили правильно из 20.

4 класс – 10 человек,

5 класс – 17 человек.

Многие ребята ошибочно считают, что добродетели – зто люди.

Тогда нам захотелось рассказать о доброделелях на гимназической

конференции и показать выполненные нами и нашими родителями

творческие работы.

Мы познакомили ребят с притчами о добродетелях и высказываниями

святых отцов.(См.приложения). Любовь – главная и о ней мы много и постоянно говорим. Но с какими другими добродетелями она связана?

Вера - Вера – это твердое убеждение в чем – то, полное признание. Жизнь человека зависит от того, во что и как он верит. Для нас – это вера в Бога.

Милосердие – одно из самых красивых на свете слов. Оно говорит о сердце,

которое милует, любит, жалеет .Ефрем Сирин говорит: «Прекрасны молитва и пост, но их покрывает милостыня. Ибо сказано: милости хочу, а не жертвы.»

Святой Дорофей говорил: «Когда ты подал милостыню, ты умножил

количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь

десятую часть добра. произведённого твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинишь самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.»

Смирение как добродетель тоже является редкостью в наше время. Это не

слабость,не бездействие, а послушание воле Божией.Человек живёт с миром

в душе. Такой человек осознаёт себя грешником и поэтому снисходительно и

с состраданием относится к слабостям и грехам других людей.Ему легко

простить других, потерпеть и даже помочь врагу.

Ешё одна особенно необходимая добродетель – послушание. На Руси высшей оценкой для детей были слова: «послушный сын» или «послушная дочь». Они приносят радость родителям, которые видят, что дети доверяют их жизненному опыту, перенимают его. Такие дети – надежда семьи. Послушание – умение

слушаться и повиноваться, ведь взрослые, имея большой жизненный опыт,

стараются научить нас хорошему, уберечь от ненужных ошибок. Оно основано

на доверии и любви к старшим, на знании того, что взрослые нам желают добра.

Каких же добродетелей не хватает гимназистам?

(Мнение ребят)

Видим, что дефицит испытывает такая добродетель, как послушание.

Также нам надо быть более милосердными друг к другу. Ведь даже

В.В.Путин обратил внимание на нехватку милосердия, сострадания,

поддержки в нашей стране , чем она всегда гордилась.

Какие пожелания по поводу воспитания добродетелей дают учителя?

- укрепляться в вере,

-быть более дисциплинированными,

- быть более послушными,

- быть более самостоятельными,

- прибегать к таинствам.

3.Практическая часть.

Мы обсуждали просмотренные фильмы и одновременно заполняли добродетелями домики, которые являются как бы душами людей.Помогали нам в этом разобраться и наши родители.

Так, добродетель смирение и порок гордыню можно увилеть в «Сказке о

мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Их проявляют главные герои – царевна и её мачеха. Вся сказка убеждает нас в величии любви.

Смирение хорошо представлено в мультфильме «Твой крест» и в сказке «Морозко».

Алчность и щедрость мы увидели в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик».

Они обнаружились у девочки Жени, которая стала лучше, увидев чужое

страдание.

Праздность и усердие – в мультфильме «Вовка в Тридевятом царстве».

Злобу и доброту в «Сказке о рыбаке и рыбке».

О вере составлено много житийных фильмов и книг.

Мы вместе с родителями выполнили творческие работы о понравившихся нам добродетелях. Эти книжечки, папки –«лэпбуки» не только содержат интересную информацию о добродетелях, но и служат ещёи интерактивными

игрушками, где много интересных заданий, раскрасок и игр. Надеемся, что

они понравятся не только нам, но и другим ребятам из младших классов.









Мы постарались провести акции милосердия. А помогали нам, как всегда,

наши родители. С увлекательной постановкой «Муха Цокотуха» мы побывали

в Доме милосердия.







Развесили замечательные кормушки для птиц и стараемся заботиться о посети-

телях «птичьих столовых».

Подготовили сценку о хороших поступках и показали её второклассникам.

Мы познакомили гимназистов с поучениями и ситуациями из жизни

Нижегодского старца – Григория Долбунова, чья жизнь является ярким

примером проявления множества христианских добродетелей.

Ситуации из жизни старца Г.Долбунова.

Примеров искренней веры и любви к людям можно найти много в житиях праведных и святых людей. Одним из светильников Божиих был нижегородский старец – Григорий Долбунов. О нём недавно вышла в свет книга «Я вас не оставлю».Усердный молитвенник, он помогал многим людям,ищущим Бога.


(Максим )

Никогда, никто его не видел унылым и хмурым. Он ко всем обращался с

любовью и уважением, несмотря на недостатки и прегрешения людей. Он любил пошутить. Мог сказать: « Ах, девки, какие вы хорошие, какие красивые !» А девкам-то по 60 или 70 лет было. От него исходили радость , простота, свет. Главным для детей считал послушание родителям. Его любимым выражением было такое: «Толстейте и толстейте добрыми делами!».

(Даня)

Постоянно он жертвовал для Бога удобствами и комфортом. В 1-ую неделю Великого поста он не благословлял жену готовить. Вначале поста они сварят круглую картошку и всю неделю едят её с хлебушком и водичкой. А по выходным- постненький супчик.


(Ангелина )

Приезжала одна женщина в Великий Враг по воскресеньям очень рано (готовила для батюшки). Он уже молился. Во всём белом.И одни поклоны. Вставал в 4 – 5 часов. До службы молился часа 4. Комната его была закрыта. Она, конечно, туда не входила и только в окошечко видела – поклоны, поклоны. Двадцать лет она ходила к нему и всё видела одно и то же.После он выходил весь мокрый, в поту. Однажды сказал ей, что Гопсодь сподобил его видеть самого Спасителя.

(Даша)

Однажды прихожане поехали с батюшкой на День города в Кстово. Батюшку попросили выступить. Он подошёл к микрофону, постоял, подумал и единственное, что сказал людям: Любите друг друга.»

Там стояла урна для пожертвований на детей из Дома малютки. Но мало, кто подходил с деньгами. И вот батюшку просят, чтобы он объявил о сборе денег. Тогда он обратился с такими словами: «Я не знал, что в вашем городе есть брошенные дети. Братья и сестры! Поможем этим детям. Всё, что у меня есть., я

кладу в эту урну.» И всё, что было в его кармане, отдал на пожертвование. Тут

народ пошёл, просто по головам стали лезть. Битком была набита эта урна деньгами.


Батюшка беседовал с прихожанами.

Как-то раз говорит:

- Как, доченька, живёшь?

- Болею, батюшка.

- За грехи болеешь.Но ты не отчаивайся, благодари Господа. Он даёт тебе

возможность замолить грехи и здесь их искупить болезнями. Никогда не отчаивайся, будь весёлой.

Он вседга нам наказывал, чтобы мы не ходили понурыми. Даже в Великий пост говорил, чтобы мы не ходили понурыми, не показывали себя постящимися, что вам тяжело.»

(Максим М.)

Отец Григорий придавал большое значение послушанию. Он говорил, что все наши беды от непослушания : детей – родителям, родителей – Богу.

Сам же батюшка жил тихо и скромно. Он старался никого собой не обременять.

Со всеми людьми был одинаково приветлив. С любовью принимал гостей, отдавая им самое лучшее угощение. Любовь к людям у него была великая.Его молитва и благословение молиться Иисусу Христу и Богородице с поклонами по 40 поклонов в день помогали людям стать родителями, найти пропавших, исцелиться от рака.

К детям, приходившим к нему за благословением перед экзаменом он всегда относился участливо и со вниманием. И если он скажет: « Сдашь! Бог милостив!»-

- всё будет хорошо, не меньше четвёрки. А если спросит с шутками: «Тройки

хватит? Раньше на тройках-то только господа ездили. Тройка нужна для смирения»

То так обычно всё и случалось

Нам очень нравится радовать других чем-то хорошим. Так жить интереснее .

4.Выводы:

Мы постарались справиться со всеми поставленными задачами:

-Узнали, что такое христинские добродетели и какие они бывают.

-Обсудили ответы на наши вопросы ребят из других классов.

- Сообщили пожелания учителей .

- Научились извлекать уроки из просмотренных мультфильмов, фильмов, из

прочитанных сказок.

- Выполнили творческие работы по теме.

- Провели акции милосердия.

Выполнять эту работу нам было очень интересно. Мы стали более

дружными.Теперь мы знаем, что не так-то просто воспитать в себе

христианские добродетели. Им всегда будут противостоять пороки. Вряд ли

найдутся люди, чьё поведение было бы полностью добродетельным.

Но нужно, в меру своих сил, над собой работать, зная о духовных законах.

Когда мы добродетельны, наше сердце и совесть спокойны, у нас легко на

душе, мы живём в радости. Окружающие нами довольны.

Свои знания о добродетелях мы будем пополнять, читая православные книги, обсуждая различные ситуации, совершая паломнические поездки.

Таким образом гипотеза о том, что добродетели делают нашу жизнь

лучше - подтвердилась.

5.Приложения.

а).Высказывания святых отцов:

-Нельзя вдруг сделаться добрым и мудрым: то и другое достигается усилием, опытом, временем, стремлением к добру и строгой жизнью.

Старец Илиодор Глинский

-Самый важный труд в духовной жизни - это труд над своим сердцем, чтобы оно прощало врагов, чтобы не мстить даже мыслью, чтобы воздавало за зло добром.

***

-Будь умерен во всех религиозных делах, ибо и добродетель в меру, соответственно своим силам, обстоятельствам, времени и месту, трудам предшествовавшим, есть благоразумие (т.е. мы не должны увлекаться одним сердцем).

Святитель Иоанн Кронштадтский



Гордость — главная причина всех грехов. Гордость определяется так: горд тот, кто всех вокруг людей считает хуже себя и злыми, а себя добрым и хорошим. Духовность бывает двух видов: от Духа Святого — благодатная, и от духов злобы. Малый шорох тщеславия, гордости — ТУШИТ молитву.

Как приобрести любовь к людям? Надо научиться всем все прощать. Стараться не осуждать. Потом пользоваться каждым случаем, когда мы можем помочь человеку, услужить ему, начиная с самых малых дел. Видишь старого человека, уронившего палку — подними, подай ему, и это маленькое, ради Христа сделанное дело вменится как кружка холодной воды, о которой говорится в Евангелии.

/Григорий Долбунов

“Чтобы содеять спасение своей души, не достаточно ограничить себя одним лишь уклонением от зла, но надобно делать добро. «Уклонися от зла, - говорит Псалмопевец, - и сотвори благо» (Пс.33:15).” (Святой Тихон Задонский).





б).Притчи .

Притча о любви

Божья копилка

Христианская притча

Жил богач. Он помогал бедным, и все его очень любили. В комнате его была прибита к стене большая железная копилка, а над ней написано золотыми буквами: «Божия копилка». Когда Господь посылал богачу радость — крестины, день ангела или что-нибудь другое, — тогда жена обычно говорила ему:

— Бог дал нам всего вдоволь, пригласи полный дом гостей, пусть люди вместе с нами порадуются.

— А сколько же человек пригласить? — спрашивает он жену.

— Ну, хоть сорок человек, — отвечает жена.

Богач, бывало, подумает и скажет:

— Знаешь, голубка моя, теперь очень много бедных людей, у многих дети от голода плачут, не спят. Так не лучше ли пригласить к нам человек двадцать. А то, что пошло бы на вино и угощение других двадцати, я положу в Божью копилку.

Так он обычно делал. Прочитает или услышит, бывало, о каком-нибудь несчастии — о пожаре, наводнении, — тотчас скажет про себя: «Боже, ты сохранил меня от такого несчастия!» и снова бросит в копилку жертву благодарения.

Бывало, заедет к богачу купец с товарами. Богач посмотрит того-другого товара и идёт уже за деньгами. Вдруг нечаянно взглянет на копилку и скажет себе: «Стой, зачем тебе столько? Можешь обойтись и половиной». И возьмёт на половину меньше всего, а то, что нужно было заплатить за другую половину, бросит в Божью копилку.

День за днём, год за годом — к старости в копилке у богача скопилась огромная сумма денег.

Перед смертью он созвал к себе стариков того села, где жил, и сказал им:

— Не отнимая у детей своих ни гроша, я собрал много добра на Божие дело. Я меньше гулял, меньше разбрасывал, чем мог. То, что я мог истратить зря, вы найдёте в этой копилке.

Открыв копилку, старики нашли в ней огромную сумму и прослезились от радости. Когда богач отдал Богу душу, люди называли его своим благодетелем.

Память об этом добром человеке никогда не исчезнет на его родине. О нём веки-вечные будут напоминать потомкам вышедшие из копилки Божией — приют для детей, школа, больница и новая каменная церковь.

Притча о вере.

Магнит и железные опилки.

Однажды Ньютона спросили: 

- Как можно собрать рассеявшиеся в прахе тела умерших, чтобы образовать новые тела для бессмертных душ? 

Ньютон молча взял горсть железных опилок, смешал эту железную пыль с обычной грунтовой пылью и спросил: 

- А как можно собрать эти железные опилки из этой смеси? 

При общем недоумении он взял большой магнит и стал водить им над смесью. Внезапно в ней возникло странное движение, и послышался шелест. Пылинки железа устремились к магниту. 

Ньютон серьезно посмотрел на присутствующих и сказал: 

- Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большего? Когда наступит время воскресения, Бог соберет наши пылинки и воскресит наши тела.

Притча о детях и их родителях

Один человек пришел к старцу и сказал:

- Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?

- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

г). Сценка о любви.



в) Высказывание президента Российской Федерации.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Христианские добродетели"

Автор: Большова Наталия Викторовна

Дата: 25.03.2018

Номер свидетельства: 463464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Презентация "Речевой этикет" "
    ["seo_title"] => string(34) "priezientatsiia-riechievoi-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "103326"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402579693"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проект в старшей группе «Рождественские святки»"
    ["seo_title"] => string(48) "proekt_v_starshei_gruppe_rozhdestvenskie_sviatki"
    ["file_id"] => string(6) "539684"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1581698950"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Проектная работа " Венчают кресты купола..." "
    ["seo_title"] => string(44) "proiektnaia-rabota-vienchaiut-kriesty-kupola"
    ["file_id"] => string(6) "177833"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424712805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства