kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Тайна моей фамилии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История фамилии - это история наших предков, а соприкоснуться с историей - значит сделать шаг к познанию своего рода, к составлению  и сохранению родословной своей семьи.Эта тема всегда остается интересной и актуальной. Всвоей работе мы попробовали убедиться в том, что наши фамилии хранят в себе немало любопытнейших тайн.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Тайна моей фамилии" »

автор работы григорьева юлия олеговна











тайна моей

фамилии



муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №30»

4 класс б

научный руководитель

трофимова наталья николаевна







Оглавление

страницы

  1. Оглавление 1

  1. Введение 2 - 3

- актуальность проекта

- цели и задачи проекта

- методы исследования

- обзор литературы

  1. Основная часть 4 - 8



  1. Заключение 9



  1. Список литературы 10



  1. Приложения
































1



Слово «фамилия» происходит от латинского familia- семья. Когда – то и в

русском языке «фамилия» могло означать «семья», об этом напоминают

выражения «фамильное сходство», «фамильные традиции». Связь между

словами «семья» и «фамилия» не случайна, фамилия – это семейное

наименование , прибавляемое к имени и отчеству человека . Имя для каждого

из нас подобрали родители. Отчество образовано от имени отца, которое , в

свою очередь, ему дали его родители – наши бабушки и дедушки . Фамилия у

нас тоже, как правило, отцовская, а к отцу перешла от деда, к деду от прадеда…

Кто же ее первый придумал , откуда она произошла?

Просмотрев список фамилий учеников нашего класса , я пришла к выводу,

что затрудняюсь объяснить значение даже очень привычных и знакомых

фамилий , таких как Воробьева, Андросов, Никитина. А ведь каждое исходное

слово, от которого образовалась фамилия, что- то обозначало ! Через фамилии

до нас дошли сотни и тысячи слов, исчезнувших из живого языка совсем или

сохранившихся только в местных говорах .Чем большее количество

непонятных фамилий мы «расшифруем», тем больше узнаем забытых слов.

И тем самым откроем много нового о наших предках, их занятиях, быте,

верованиях, тем шире и полнее будут наши представления о прошлом нашей

Родины. А материал для этих открытий находится ни где-нибудь в музее,

архиве или за семью печатями, а буквально повсюду: мы ежечасно произносим,

слышим от собеседников , читаем в книгах фамилии разных людей. Читаем, но

не вдумываемся. Попробуем же убедиться в том, что наши фамилии хранят в

себе немало любопытнейших тайн.

Волшебным ключиком к открытию этих тайн является наука антропонимика.

2

Эта наука существует с 60-х годов 20 века . Слово «антропонимика»

переводится с греческого как «антропо» - человек и «онима»- имя. Наука

изучает личные имена, отчества, фамилии, прозвища людей. Разработкой

основных вопросов антропонимики занимались известные ученые-филологи:

А.В.Суперанская, В.Д. Бондалетов, И.А.Королев, Т.Ф.Ведина. Эта наука

молодая, только развивается, есть еще много вопросов, на которые предстоит

найти ответы ученым (например, точно не известно, сколько фамилий

существует в России – считают, что от 500 тысяч до 2 миллионов).

Цель нашей исследовательской работы : изучить историю происхождения и

значение своей фамилии и фамилий моих одноклассников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

- изучить материалы по истории происхождения и значению фамилий на Руси;

- узнать ,какие факторы влияли на процесс образования фамилий;

- провести исследование «Какая фамилия самая распространенная в нашей

школе ?»

- создать классный альбом «4 Б класс.Тайна наших фамилий».

При написании своей исследовательской работы мы использовали следующие

методы: сбор информации и материалов по данной теме, анализ собранных

материалов, интервьюирование и опрос членов моей семьи, анкетирование

учеников и родителей 4- ых классов, сопоставление различных точек

зрения и мнений по данной теме.





3



Рождаясь, человек получает не только имя, но и наследует фамилию своих

предков. И каждый , рано или поздно ,задумывается над вопросом «Что

означает моя фамилия?» Вот и я задала себе этот вопрос, но ответить сразу на

него не смогла. В самом начале нашей работы мы провели анкетирование

среди родителей и учеников четвертых классов «Знаешь ли ты (знаете ли Вы),

что означает твоя (Ваша) фамилия?» Результаты анкетирования еще раз

доказали актуальность работы над данной темой. Из 54 опрошенных детей

6 дали положительный ответ, а 48 – не знают о значении своей фамилии.

Из 56 опрошенных родителей 11 попытались объяснить значение своей

фамилии, 45 – дали отрицательный ответ.(см. приложение)

К своей исследовательской работе я постаралась привлечь одноклассников,

заинтересовать их данной темой, и мне это удалось .Ребята с удовольствием

включились в работу по этой теме.

Собрав и изучив материалы из разных источников информации (книги,

словари, Интернет ), вот что мы узнали :

1.Слово «фамилия» латинского происхождения: «famulus” значит «раб»,

«слуга». И первоначально «фамилией» в Древнем Риме называли всех

рабов, принадлежавших одному человеку. Это позднее однокоренное слово

«familia» стало обозначать семью, род. В России слово «фамилия» тоже

поначалу употреблялось в значении «семья». В 17-18 веках еще бытовало

слово «прозвище»: оно в те времена обозначало, называло фамилию. И

только в 19 веке слово «фамилия» приобрело свое второе значение, ставшее

основным. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова написано:

4

«Фамилия – наследственное семейное именование, прибавляемое к личному

имени».

2.Первые фамилии в известном сейчас смысле возникли в 10-11 веках в

Северной Италии.

В России первыми право иметь фамилии получили еще в 14-15 веках князья

и бояре. С 16 века фамилии стали иметь дворяне.

В начале 18 века российский император Петр I издает Указ: «Записать всех

людей, проживающих в местностях, по именам с отцы и с прозвищи».

В 18-19 веках фамилии получили служилые и торговые люди, в 19 веке –

русское духовенство, в конце 19 века и вплоть до 30-х годов 20 века –

крестьяне ( после отмены в 1861 году крепостного права). До этого

крепостным на Руси фамилия не полагалась.

3.Чаще всего русские фамилии образуются от прозвищ и личных имен через

притяжательные прилагательные. Они имеют суффиксы –ов/-ев, -ин и

отвечают на вопрос «Чей? Чьи вы будете?» Различие состоит в том ,на какой

звук оканчивается производящее слово: -ов добавлялось к именам и

прозвищам на твердый согласный (Игнат-Игнатов, Михаил – Михайлов),

-ев к именам и прозвищам на мягкий согласный (Григорий-Григорьев,

Игнатий-Игнатьев), -ин – к основам на –а, -я (Ерема-Еремин, Илья-Ильин).

4.По мнению ученых, русские фамилии можно разделить на 5 основных групп:

1) образованные от христианских мужских крестильных имен (Сергеев,

Андреев).Это самая большая группа фамилий, что свидетельствует о

глубокой православной вере русских людей. Так , например, имя Иван

(Иоанн), переводимое как «благодать Божия», было самым

5

распространенным на Руси .Отсюда и одна из самых распространенных

на Руси фамилий – Иванов (Ванин, Ванюшин, Иванников).

В нашем классе из 26 фамилий 10 образовано от мужских имен (см.прил.) .

2) фамилии ,сохранившие в своей основе мирские ( которые давались без

участия церкви) имена и прозвища . Прозвища наши предки получали за

некую отличительную черту, например, рост - Коротков, походку -

Волокушин и т. д. По данным исследований самая распространенная

фамилия в России – Смирнов .Почему? Оказывается, раньше в многодетной

семье крестьяне-родители с облегчением вздыхали, если рождались тихие,

некрикливые дети. Это довольно редкое качество и запечатлели в имени

Смирной. Оно ,поэтому, часто было главным именем человека в жизни,

поскольку церковное сразу же забывалось.

В нашем классе 11 фамилий образовано от мирских имен и прозвищ (Гущина,

Выгузова, Шишкина и др.).

3) фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков,

рассказывающие, кто из них чем занимался. В нашем классе таких фамилий -

- 4 ( Байбара ,Вагнер, Гурник, Конопкин ).

4) фамилии, образованные от названия местности, откуда был родом один из

предков. Основой таких фамилий становились географические названия

( Новгородцев, Москвина)

5) фамилии, принадлежавшие православному духовенству ( Троицкий – в

честь святой Троицы , Рождественский – в честь Рождества).

5.Таким образом, проанализировав все собранные материалы, мы пришли к

выводу, что моя фамилия (Григорьева) произошла от имени Григорий. От

6

имени было образовано отчество (Григорьев сын), а потом и фамилия

Григорьев. Что же она означает?

Семейное имя Григорьевых относится к распространенному типу русских

фамилий. Крестильное имя Григорий восходит к греческому глаголу

«григорео» - «бодрствовать». Григорий – одно из немногих собственно

христианских имен, появившихся в эпоху становления христианства,

имя метафорически сопоставлялось с личными качествами идеального

христианина. Имя Григорий соотносилось со многими святыми, но прежде

всего – со святителем Григорием Чудотворцем, вероятно, первым носителем

этого имени .Высокий религиозно-исторический статус имени обусловил его

частое употребление в церковных кругах, как в католической , так и в

православной традиции : носителями имени были 16 римских пап и

7 константинопольских патриархов.

Наши предки верили, что при образовании фамилии от крестильного имени

покровительство святых переходит на весь род. Скорее всего, основатель

рода Григорьевых был человеком из привилегированного сословия. Дело в

том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном

социальная знать или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим

авторитетом. Соседи уважительно звали их полным именем, в отличие от

других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными производными,

обиходными именами (Гришкин, Гришунин и т.д.)

Безусловно, фамилия Григорьевы представляет собой замечательный

памятник славянской письменности и культуры. Неудивительно, что

начав изучать значение своей фамилии, истоки ее происхождения, мне

7

захотелось узнать свою родословную. И эта тема, я думаю, станет

продолжением нашей дальнейшей исследовательской работы.

6.Число фамилий , произошедших от имен, великое множество. Это

подтолкнуло нас к проведению небольшого исследования. У всех на слуху

самые распространенные фамилии: Иванов, Петров, Сидоров. Но так ли

это на самом деле? Какая фамилия самая распространенная в нашей школе,

и какое место в этом списке занимает моя фамилия?

Анализ списков по классам позволил сделать вывод: самая распространенная

фамилия в нашей школе - Поповы , а моя фамилия составляет 0,16% от

общего числа фамилий (1236), (см.приложение).

Причин для широкого распространения фамилии Поповы может быть много.

Далеко не все Поповы являются потомками священников. Поп (или Попко)

как личное имя было довольно распространено среди мирян. Религиозные

родители с радостью нарекали детей этим именем. Это в который раз

свидетельствует о глубокой православной вере русских людей.



















8

Заключение.

История фамилии – это история моих предков, история моей семьи, а

соприкоснуться с историей – значит сделать шаг к познанию своего рода,

к составлению и сохранению родословной своей семьи.

Данная исследовательская работа – это результат сотрудничества научного

руководителя, учеников и родителей нашего класса в течение нескольких

месяцев. В нашем классе учится 26 человек. Тема нашей работы стала

интересна одноклассникам, им тоже захотелось разгадать тайну своей

фамилии. Мы рассказали о результатах своей работы ученикам других

классов, которые с увлечением включились в изучение данной темы.

Чтобы систематизировать и обобщить накопленный материал, мы готовим

сборник « 4 Б класс .Тайна наших фамилий».

Поставленной цели мы достигли, но не считаем , что наша работа закончена.

Интерес к изучению фамилий воспитывает в нас любовь к своей семье, своим

истокам, уважение к истории как своего, так и других народов. Существует

большое количество словарей, книг, научных работ по данной теме. А тема

всегда остается интересной и актуальной.









9

Список литературы.

  1. О русских фамилиях

/А.В.Суперанская, А.В.Суслова. : Школа Пресс, 1993.

  1. Русские фамилии .Популярный этимологический словарь

/Ю.А.Федосюк . : Флинта:Наука , 2006.



  1. Сладостный дар, или Тайна имен и прозвищ

/А. Кторова.: Гамма-Пресс ,2002.



  1. Словарь русских фамилий

/Составитель Е.Л. Крушельский . :Школа-Пресс,1993.



  1. Фамилии

/Б. Хигир. : АСТ Астрель, 2006.



  1. Энциклопедия русских фамилий .Тайны происхождения и значения

/Т.Ф.Ведина .: АСТ Астрель , 2007.



























10

Приложения.

  1. Мини- опрос.

Родителям и детям был задан вопрос «Знаешь ли ты, что означает

твоя фамилия?»

Количество участников: 110 человек.

















  1. Анализ фамилий учащихся по способу их образования.

Цель: Определение самого распространенного способа образования

фамилий среди учащихся двух классов.

Количество участников: 54 человека.

























  1. Анализ списков учащихся МАОУ СОШ № 30 г.Тамбова.

Цель: Выявление наиболее распространенных фамилий среди учащихся

нашей школы.

Количество участников: 1236 человек.

15 самых распространенных фамилий нашей школы( в порядке убывания):

1.Попов

2.Иванов

3.Беляков (Беляев)

4.Михайлов (Михалин)

5.Ушаков

6.Петров

7.Фомин

8.Филатов

9.Уваров

10.Павлов

11.Никулин (Николин,Николаев)

12.Милосердов

13.Матвеев

14.Макаров

15.Кузнецов








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Тайна моей фамилии"

Автор: Трофимова Наталья Николаевна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Классный час "День фамилии" "
    ["seo_title"] => string(26) "klassnyi-chas-dien-familii"
    ["file_id"] => string(6) "184221"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426006746"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Проект "Откуда есть пошёл мой род" ученика 5 класса Прохорова Степана."
    ["seo_title"] => string(74) "proiekt_otkuda_iest_poshiol_moi_rod_uchienika_5_klassa_prokhorova_stiepana"
    ["file_id"] => string(6) "366906"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481116384"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "внеклассное мероприятие "Встреча с великими математиками" "
    ["seo_title"] => string(64) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vstriecha-s-vielikimi-matiematikami"
    ["file_id"] => string(6) "226947"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440527374"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект комплексного занятия в средней группе по теме: "Наши имена""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiektkomplieksnoghozaniatiiavsriednieighruppiepotiemienashiimiena"
    ["file_id"] => string(6) "286710"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454393665"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Гендерное воспитание личности "
    ["seo_title"] => string(34) "giendiernoie-vospitaniie-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "128401"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415481517"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства