История берестяных ремесел огромна. Береста всегда была и остается одним из самых привлекательных поделочных материалов. Она не только доступна в обработке несложным набором инструментов, но и красива в декоративном отношении. Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла неразрывно связана с национальной культурой и местными традициями. Занятия по освоению секретов ремесла возможны уже со школьниками младших классов. Но, чтобы добиться наиболее интересных результатов и дать детям больше навыков, нужно проводить набор средних и старших школьников, имеющих навыки черчения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность»
Организация проектной деятельности в объединении декоративно-прикладного – творчества по художественной обработке бересты
История берестяных ремесел огромна. Береста всегда была и остается одним из самых привлекательных поделочных материалов. Она не только доступна в обработке несложным набором инструментов, но и красива в декоративном отношении. Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла неразрывно связана с национальной культурой и местными традициями. Занятия по освоению секретов ремесла возможны уже со школьниками младших классов. Но, чтобы добиться наиболее интересных результатов и дать детям больше навыков, нужно проводить набор средних и старших школьников, имеющих навыки черчения.
Система занятий в творческом объединении «Берестяное кружево» рассчитана на три года, три уровня, в течении которых реализуются следующие цели:
знакомство с историей берестяного промысла, как частью национального наследия,
создание условий для развития творческого потенциала детей в процессе изготовления художественных изделий из бересты;
формирование качеств, которые способствуют развитию самой личности школьника.
Традиционный подход к обучению берестяному ремеслу не в полной мере отвечает требованиям современного образовательного процесса. Как правило, на задания общего характера, выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого кружковца уходит различное количество времени. Одни мучительно долго бьются над рисунком, у других трудно обстоит дело с навыками ручной обработки. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую композицию, другие учащиеся успешно завершают несколько работ.
При тривиальном стиле обучения продвижение в учебном материале, либо продвижение ученика отъединяет его от сверстников и противопоставляет их друг другу. В первом случае ученик не продвигается, чтобы не выпячиваться, или, продвигаясь, скрывает свои успехи. Во втором случае ученик, продвигаясь, тренируется в равнодушии, пренебрежении к сверстникам. В результате снижается творческая активность и заинтересованность в овладении ремеслом.
Поисковые и развивающие педагогические технологии - это россыпи счастливых предлогов для того, чтобы каждый из учеников, как наделенный от природы художественной и технологической смекалкой, и не имеющих природных задатков к творческой деятельности, занялся установлением (возобновлением, укреплением, обновлением и т. п.) деловых взаимоотношений со сверстниками.
Данные педагогические технологии, основанные на вовлечении учащихся в учебную проектную деятельность, достаточно полно освещены в трудах педагога - мыслителя Френсис Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В. К. Килпатрика, педагога С. Т. Шацкого. Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю.
Анализ ошибок в применении проектного метода, осуществленный Т.В. Лазаревым, позволил выделить следующие критерии организации проектной деятельности:
Проект может разрабатываться и выполняться индивидуально, но, все-таки, проект – это командная игра. Тем более, что для образовательных целей очень важно осуществлять проектирование именно в команде. Творческий проект имеет свою специфику формирования команды. Эта специфика определяется дуализмом требований – с одной стороны – в команде должны быть игроки, способные выиграть этот матч, т.е., успешно решить проблему, с другой стороны, необходимо учитывать потребности образовательного процесса.
Например, педагогу может быть важно, чтобы слабые ученики поработали в команде с сильными, набрались от них уверенности, подтянулись по знаниям и умениям к более развитым сверстникам. Значит, при формировании команды педагог может попросить ребят учесть его обоснованные пожелания. Понятно, что от капитана и участников команды во многом зависит судьба проекта и здесь учителю потребуется все его мастерство и понимание проектной деятельности, чтобы одновременно успешно решить и педагогические задачи и не помешать реализации проекта. Поэтому, на этапе формирования проектного коллектива можно помочь команде с распределением функций участников проекта, тем самым, обезопасив ключевые направления проекта. Учет этих особенностей формирования команды творческого проекта позволяет педагогу избежать ошибок приобретенных в ходе подготовки и выполнений проекта умений. На старте освоения учащимися проектной деятельности естественной будет более активная помощь со стороны учителя. По мере закрепления у ребят навыков проектирования, навыков самостоятельной работы, работы в команде, педагог должен постепенно снижать степень поддержки, с тем, чтобы обучающиеся были готовы и хотели абсолютно самостоятельно разрабатывать и реализовывать свои проекты.
«Когда точно не знаешь куда плыть, ни один ветер не будет попутным» - гласит известная штурманская поговорка. Когда цель размыта, для ее достижения требуется больше ресурсов, ниже мотивация команды, сложнее управлять проектом и, самое главное, очень трудно объективно определить – достигнута цель по завершении проекта или нет. Грамотно проведенный анализ проблем и использование инструментария постановки целей позволяет избежать подобной ошибки. В качестве надежных инструментов целеполагания можно взять «Дерево целей» и метод «SMART». Определение конкретной, реалистичной, объективной цели проекта, обеспечивает всех участников проектной команды понятным и мотивирующим ориентиром для всех последующих действий. Использование однотипных проблем и привычных решений для учебного процесса ограничивает потенциал проектирования, лишает его творчества, инновационности, открытий, снижает мотивацию учащихся и педагога. Новые проблемы, новые цели, новые решения открывают простор для творчества, для активных действий, для полной вовлеченности ребенка в самостоятельный поиск и движение по новому интересному и важному для него пути к собственным победам.
Если говорить только об эффективности освоения материала, то при самостоятельном выявлении проблем и последующем их решении достигается 90% эффективность обучения! Полноценный анализ проблемного поля дает качественное обоснование проекта, повышая его ценность в глазах инициаторов и исполнителей проекта, а, значит, усиливает их мотивацию. На сегодня известны и активно используются различные инструменты анализа проблемного поля, позволяющие выявлять ключевые проблемы, определять причины и следствия их существования, устанавливать между ними связи и взаимозависимости. Наиболее часто в проектной деятельности используются методика «Дерево проблем».
Для поиска и выбора новых вариантов решения даже известных проблем тоже существуют эффективные и простые инструменты. Например, метод «Анализ альтернатив» позволит изучить возможные варианты на основе комплекса ключевых критериев и обоснованно выбрать стратегию успешного решения проблемы. Умение находить различные варианты решения проблем, сравнивать их сильные и слабые стороны и выбирать стратегию успеха позволяет любому воспитаннику уверенно себя чувствовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности.
Движение проекта – это постоянно происходящие изменения. За счет этих ежедневных изменений происходит заполнение разрыва между начальной негативной ситуацией (проблемой) и желаемой благоприятной ситуацией (целью проекта). Происходящие благодаря методичной работе каждого члена проектной команды изменения переводят проблему в ее эффективное решение. Каждое изменение – это вклад в окончательную победу команды. Изменения – суть проектного процесса. Их надо постоянно отслеживать, оценивать, обсуждать, отмечать каждый успех, визуализируя тем самым движение проекта, проектной команды к цели. Рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать результативность и подведение итогов одного занятия аналогично практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных промыслов нашей страны выставкам изделия одного дня - обсуждению декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. Этот эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Эффективные результаты в активизации творческой деятельности учащихся дают промежуточные просмотры выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или, когда видит, что у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю.
Полноценно применяя проектный метод, учитель уже в процессе проектирования занятия должен определиться с системой оценок комплексных достижений обучающегося в процессе овладения ремеслом, с тем, чтобы точно сориентировать его в процессе движения к образовательным целям и сохранить устойчивую мотивацию школьника на заинтересованное и уверенное продолжение движения по образовательной траектории обучающихся.
Грамотно организованный мониторинг проекта позволяет уверенно управлять процессами подготовки и выполнения проекта. Очень часто в процессе разработки и реализации творческих проектов имеется только итоговый контроль, в лучшем случае промежуточный. Отсутствие полноценного мониторинга приводит к снижению качества результатов проекта, увеличению сроков его выполнения, перерасходу ресурсов и может закончиться неудачей всего проекта.
Качественно подготовленная презентация проекта должна продемонстрировать с одной стороны, объективные доказательства решения проблемы, т.е., успешное достижение командой цели проекта, а, с другой стороны, наглядно показать педагогу и самим учащимся спектр и глубину освоенных умений и знаний, приобретенных в ходе подготовки и выполнений проекта умений. Презентация – это праздник, это завершение большой напряженной работы, поэтому формализм и скука не должны омрачать радость данного события.
Целями оценки проекта могут быть следующие: определить успешность проекта, степень решения проблемы, значение проекта, эффективность выбранной стратегии и использованных методов решения проблемы, вклад каждого участника в успех проекта. Кроме того, при оценке проекта важны рефлексия учащихся, выявление удач и сложных моментов по ходу проекта, обмен опытом между участниками различных проектов, предложения ребят о возможности и вариантах продолжения проекта, рекомендации для будущих проектов. При оценке проекта учителю надо акцентировать обсуждение на этих моментах, а в завершение оценить ЗУНы, приобретенные учащимися в ходе проектной деятельности, а также отметить те важные навыки, которые сформировались (или начали формироваться) у каждого участника команды, и качества, которые проявили ребята в процессе работы над проектом. И конечно, завершающая оценка педагога должна обеспечить мотивацию ребят на продолжение занятий проектной деятельностью.
Применение проектного метода в объединении декоративно – прикладного творчества по художественной обработке бересты позволяет эффективно решать четыре важнейших образовательных задачи: осваивать ремесло, т.е. получать определенные программой знания и умения, развивать универсальные учебные умения, социальную компетентность (мягкие навыки) и проектные умения.
В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию, краеведению. Темы проектов: «Кузнецкая крепость», «Животные и птицы Красной книги Кузбасса», «Девичий хоровод», «Сказочные птицы».
Проект: «Древнерусское зодчество».
Следуя логике построения, декора и внутреннего убранства деревянной архитектуры материал дается в виде трех разделов:
«Крестьянские постройки»;
«Оборонное зодчество»;
«Культовые (церковные ансамбли и сооружения
Дети выбирают один разделов для проектирования. Проект большой и сложный. Выполняется всем коллективом творческого объединения. Работа над проектом идёт в группах и индивидуально. Каждый ребёнок работает в той проектной группе, в которой чувствовал себя комфортнее, смог проявить свои способности: артистичность, оригинальность, индивидуальность.
Этап 1. Изображение и описание рубленых построек. Сказки, рассказы, былины, репродукции картин (изучение, сравнение, анализ). Оформление собранных материалов в форме рефератов по краеведению, картотеку видеоматериалов.
Практическая работа. Создание творческих композиций (графических или в цвете) с изображением рубленных деревянных построек.
Этап 2. Знакомство с планом, чертежом. Чертежные инструменты. Приемы работы по образцам.
Практическая работа. Приемы работы с чертежными инструментами. Деление окружности и отрезка на части.
Этап 3. Рисование сказочного терема, былинной крепости, «избушки на курьих ножках», «колодца – журавля» (творческая работа)
Практическая работа. Рисование по памяти и представлению сказочных деревянных сооружений.
Этап 4. Знакомство с основами деревянной архитектуры. Бревно – брус. Способы вязки бревен в венец: « в лапу», «в реж», «в обло с остатком». Способы украшения и защиты терема – причелины, конек, наличники и т. д.
Этап 5. Выполнение плана – рисунка макета по выбранной теме проекта.
Практическая работа. По выбранному наиболее удачному рисунку выполняется план будущего макета. Приемы построения плана. Симметрия, ассиметрия. Наглядное изображение объекта в разных ракурсах.
Этап 6. Изготовление макета в материале. Подбор бересты. Инструменты, оборудование. Декорирование и окончательная отделка макета.
Этап 7. Подготовка к публичному представлению проекта.
Этап 8. Презентация творческого проекта.
Этап 9. Рефлексия, подведение итогов.
Удачное проведение проекта открывает детям учебный материал как нечто формирующее и активизирующее их субъективную жизнедеятельность. Использования проектной технологии предоставляет возможность и стимулы для самораскрытия каждому участнику проекта, позволяет ученикам ощутить резонанс заинтересованности сверстников, обнаружить новые грани своего единения, обнаружить себя как сверстников – единомышленников.
Список литературы:
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. - М.: Сфера, 2010.
Пахомова Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики. - М.: Сфера, 2010.
Хворостов А. С., Хворостов Д. А. Художественные работы по дереву: Макетирование и резное дело: уч. - метод. пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2002. – 304 с. (Воспитание и доп. образование детей)