Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего следующего обучения.
Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность"»
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего следующего обучения.
Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновления содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения , смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. А.Б.Воронцов в своей статье «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения» пишет: «Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме , а в ситуациях , по форме и содержанию приближенных к реальным. Проектная задача имеет свои особенности .Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом .Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно- практическая проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется в системе заданий».
Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей А.Б.Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда существовавшего в практике ребенка результата(«продукта»)
, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
В отличие от проекта , для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД
- рефлексировать,( видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-целеполагать ( ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности);
Познавательные УУД
- моделировать, ( представлять способ действия в виде схемы, модели, выделяя все существенное и главное);
Коммуникативные УУД
- проявлять инициативу при поиске способа ( способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию ( взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Поэтому проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.
Проектная задача, проект непосредственно связан с деятельностным подходом в обучении и воспитании. Основная идея деятельностного подхода в воспитании не связана с самой деятельностью как таковой, а а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей. а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе , удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.. Таким образом, в качестве общей цели видится человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты.
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у младших школьников умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Одной из таких технологий, направленных среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного подхода , является проектная методика обучения, истоки которой лежат в процессе проектирования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать через организацию проектной деятельности
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную , не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и , как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников стали проектные задачи.
Решая проектные задачи мы учим школьников деятельности- не просто действовать. , но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Образование не сводится к знаниям.:без развития умений и формирования навыков (осмысленных, ситуативно направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучение невозможно Обучение деятельности предполагает на определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива(группы) учащихся под руководством учителя. Ведь это одно из важнейших положений психолого- педагогической теории Л.С.Выготского , который писал : « То , что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством , завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
Ничто так не расширяет кругозор ребенка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает интерес у ребят , тогда достигается особый положительный эффект.
Проектные задачи- это тот материал, на котором наиболее естественным образом могут быть построены уроки в начальной школе для решения этой проблемы.
Так что же такое проект?
ПРОЕКТ –(от лат. Буквально – брошенный вперед)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ-процесс создания проекта- прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Как считает автор методического пособия « Метод проекта в учебном процессе»М.Б.Романовская : «Требования к проектной деятельности самые простые, и главное из них исходи из ребенка. Все темы , предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок –тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или даже на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в начальных классах отличаются простотой и несложностью. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива, содержанием в нем проблем, которые могут послужить основой для нового проекта, навыками , которые развивает в ученике работа над данным проектом, заинтересованностью ученика в работе. Обязательно присутствуют три момента – выбор, планирование, критика проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовал интерес. Ребенок должен быть заинтересован.
Что такое исследование для маленького ребенка? Это прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений. Явлений известных взрослым, но неизвестных конкретному малышу.
Проект малыша начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций.
В начальной школе выделяются основные виды проектов:
Основные виды проектов
в начальной школе
Проект- рассказ Экскурсионный проект Конструктивный проект
Проект –рассказ.
Идея достаточно многогранна. Возможны рассказы как результат детского творчества или фантазии. Проект-рассказ – дает достаточно материала для упражнения в чтении и прохождения минимума по различным дисциплинам. Просмотр фильма тоже может служить основой проекта –рассказа. Вербализированные впечатления в виде устного рассказа – рецензии – достойный детский проект.
Экскурсионный проект.
Программа в начальной школе насыщена экскурсиями. Поскольку целью экскурсии является поиск ответа на вопрос, следовательно, поиск предполагает анализ какого-либо одного исследуемого предмета или явления.
Конструктивный проект.
К данному виду проектной деятельности относится изготовление материальных предметов, преимущественно на уроках труда. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных проектов.
Задачи проектно-исследовательской деятельности:
-повышать качество обучения школьников
Эффективно использовать технологические достижения
В основе метода проекта лежат: креативность, умение самостоятельно ориентироваться, конструировать свои знания в информационном пространстве.
- повышает их инициативу в познавательной деятельности
- развивает социальные и коммуникативные навыки
- дает богатый опыт в творческой деятельности
- повышает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
Достижение цели предусматривает
- использование в совокупности интегрированных знаний
- разнообразных методов и средств различных областей науки, обучения, техники, искусства. Это способствует всестороннему развитию обучающихся. Учебный проект , в отличие от учебного мероприятия, ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела.
Непременным условием проектной деятельности является :
- заранее выработанные представления о конечном продукте проектной деятельности
- представление об этапах реализации проекта.
Деятельность обучающихся может быть
Индивидуальной Парной Групповой
Виды деятельности проекта.
Совместный Творческий Игровой Исследовательский
учебно-
познавательный
Наличие задачи в творческом плане, которая требует исследовательского поиска для ее решения.
Практическая значимость предполагаемых результатов
Индивидуальная, парная или групповая деятельность обучающихся.
Создание структуры содержания проекта , с указанием поэтапных результатов.
Использование исследовательских методов, которые определяют последовательность действий:
- определение проблем и задач,
- выдвижение гипотезы,
- обсуждение методов исследования и способов оформления конечных результатов,
- сбор, систематизация и анализ полученных данных,
- подведение итогов,
- оформление результатов и выводов, - презентация проектов.
Продуктивность проектно-учебной деятельности младшего школьника предусматривает готовность к процессу взаимодействия
- выяснять точки зрения по определенному вопросу
- обращаться за помощью к другим в случае дефицита информации
- формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать
- должен управлять собой, выбирая в выбирая в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение
- уметь управлять своим голосом, мимикой и жестами.
Существует опасность переоценивать силы ребенка, но не следует недооценить эти силы. Следовательно, должен быть найден разумный баланс в «зоне ближайшего развития» ребенка.
Приступая к проектированию с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема проекта выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-то либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследование надо на одном дыхании из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Отсюда вытекает еще одно условие, которое должно быть соблюдено при организации проектной деятельности младших школьников
Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной деятельностью. Кое-кто умеет читать и даже писать. У всех детей- семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.
Стратегически начальная школа должна развивать желание ребенка учиться в течение всей жизни научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции , сформированные в начальной школе. должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования.
Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми детьми и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы .Мною осуществляется работа по двум этим направлениям.
Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нам нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные , проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
На практике в начальных классах мы используем следующие типы проектов :
1.исследовательско-творческие :дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации , детского дизайна
2.ролево-игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
3.информационно-практико-орентированные :дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса , витражи)
4.творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели ит.д.)
Необходимо наличие социально значимой задачи проблемы исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинаем с планирования действий, с проектирования самого проекта.
Далее идет поиск информации. Результатом работы над проектом является продукт.
На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта.
Таким образом : ПРОЕКТ-ЭТО «ПЯТЬ П» : ПРОБЛЕМА-ПРОЕКТИРОВАНИЕ-ПОИСК информации- ПРОДУКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Шестое « П» проекта- его Портфолио
Как выбрать тему для исследования? Выбрать не сложно, если разобраться, что волнует, интересует , чем чаще всего любят заниматься твои ученики.
Правила выбора темы.
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависит от выбранной темы. Я стараюсь помочь детям найти все пути , ведущие к достижению цели, выбрать общеизвестные, общепринятые и нестандартные, альтернативные, сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его
Правило2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнув ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания.Это сложная, но необходимая работа учителя.
Правило3 Учитывая интересы детей, я стараюсь держаться ближе к той сфере , в которой сама лучше разбираюсь. Увлечь другого можно, если увлечен этим сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности .Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5.Тема должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т.е. долговременно , целеустремленно работать в одном направлении , у младших школьников ограничена.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования , но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему учитель должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы . Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению .Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему , действовать надо быстро, пока интерес не угас.
Темы исследований могут быть:
-фантастическими (о несуществующих объектах и явлениях)
- экспериментальные - предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
- теоретические –предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках(книгах, фильмах)
Одним из важных осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее , а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно.
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность. Набор типичных видов презентаций не очень велик, поэтому здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка –артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных.
Виды презентационных проектов могут быть различными :
- воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
- деловая игра
- демонстрация видеофильма –продукта выполненного на основе информационных технологий
- диалог исторических или литературных персонажей
- защита на Ученом Совете
- игра с залом
- иллдюстративное сопоставление фактов, документов, событий , эпох, цивилизаций
- инсценировка реального и вымышленного исторического события
- научная конференция
-отчет исследовательской экспедиции
- экскурсия
- пресс-конференция
- путешествие
- реклама
- ролевая игра
- соревнования
- спектакль
- спортивная игра
- телепередача
Особенностью проведения учебных проектов в начальной школе является активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей, поэтому можно проводить защиту проектов во время открытых внеклассных мероприятий с приглашением и награждением взрослых благодарственными письмами.
Модель реализации исследовательских проектов в начальной школе.
вставить таблицу!
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование творческой личности . Какими дети рождаются это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть свои способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.
Маленький ребенок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков Следовательно, практические задания в учебном процессе ему даются такие, которые опираются на имеющиеся у него знания. Творческую деятельность младшего школьника надо рассматривать в совокупности с самостоятельной и не проводить резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объем работы. Без такой самостоятельности говорить о творчестве нельзя. А творчество в начале проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создает свой вариант работы. Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».
Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать и писать. Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы дл него : «Мое имя», «Моя семья», «Мое любимое животное»
В первом классе в начале изучения нумерации мы работали над проектом «Любимая цифра и число» Этот проект являлся частью программы по математике в классе. Входе проекта происходила интеграция нескольких предметов : математики изо, русского языка, чтения, музыки. Результатом проекта стала его презентация. Ребята показали сое творчество и выдумку, подобрали много стихов, загадок считалок о каждом числе. С таким же увлечением проходила работа над проектом «Какая буква мне больше всего нравится и почему?» .Много проектов связано с предметом окружающий мир. Такие проекты как «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», « Мои друзья витамины», «Какая пища полезна?».С особым желанием мои ученики любят выполнять коллективные проекты. Мы создали «Красную книгу растений и животных Амурской области», придумали свои рецепты и подобрали их для «Кулинарной книги о вкусной и здоровой пищи».Коллективными проектами во внеурочной деятельности являлись выступления агитбригады на «Неделе Здоровья».Сейчас идет работа над коллективным проектом «Они сражались за родину» к дню 9 мая, собирается материал к проекту «Мы живем на БАМе» к 40 летию.
Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами, в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения. Многие родители отмечают, что детям после подготовки своего проекта стали легче даваться устные предметы, появилась уверенность в себе.
Более того, работа над проектными задачами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга и переносят свое положительное общение за рамки проекта в обыденную реальность.
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом к реализации деятельного подхода в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга : « Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами.»
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности- найденный способ решения проблемы -носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Хочется еще отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно- урочную систему и становиться панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». И как показывает опыт работы, метод творческих задач и проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.