Просмотр содержимого документа
«Проект "Умелые руки"»
Программа кружка
декоративно - прикладного искусства
«Умелые руки»
1 год обучения
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Умеренкова Елена Евгеньевна
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, освоили новую технику - декупаж. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идеяданной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы,лежащие в основе программы:
доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, освоят новую технику - декупаж.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализациидополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе, – в школе
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);
•Участие в школьных конкурсах (ярмарка – масленица, “Подарок осени” для 3-4 кл., “Я и мама рукодельницы”).
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1. Работа с природным материалом (8 ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
2. Папье – маше ( 10 ч.)
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.
Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д. Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
3. Соленое тесто (12ч.)
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
4. Декупаж ( 8 ч.)
Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.
Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.
5. Плетение из газетных трубочек. ( 14 ч.)
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
6. Глина ( 6 ч.)
Самыми популярными материалами для лепки являются пластилин и глина, хотя лепкой также можно назвать ваяние скульптур и различных элементов декора (гипса, бронзы или мрамора). Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет глины влияют добавки других минералов. И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связана с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы.
Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Лепка из глины умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Свойства глины уникальны: ее консистенция может меняться в зависимости от количества добавленной в нее воды. Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать, именно поэтому глину очень любят дети.
7. Вышивка ( 14 ч.)
Вышивка является одним из самых популярных видов рукоделия. Когда зародилась вышивка, точно сказать нельзя, но находки археологов говорят о том, что в Древней Руси (IX-X вв.) вышивка была не только известна, но и распространена как среди крестьян, так и среди знатных людей (они украшали свою одежду золотым шитьем). С приходом христианства на Руси стали украшать вышитыми изделиями окна, зеркала и иконы.
Самой популярной техникой была вышивка крестом, так как крест всегда рассматривался как оберег, который защищает от сглаза, наговора и нечистой силы. Кроме того, каждая вышивка имела свою символику: «ромб», «круг» или «розетка» означали солнце, жизнь, тепло; женская фигурка и райское дерево были символами плодородия, а птица — прихода весны. Самыми ценными изделиями считались те, что были вышиты за один день. Над такими вещами трудились обычно несколько мастериц, начиная с самого рассвета. Если удавалось закончить работу до того, как зайдет солнце, изделие считалось идеально чистым, а, значит, способным защитить дом от нечистой силы, болезней, стихийных бедствий и других неприятных напастей.
Учебно – тематический план
кружка «Умелые руки»
№
Тема
Количество часов
Работа с природным материалом
8
Папье – маше.
10
Соленое тесто.
12
Декупаж.
8
Плетение из газетных трубочек.
14
Глина.
6
Вышивка.
14
Всего
72
Тематическое планирование кружка «Умелые руки»
№ п/п
Тема
Теоретические занятия
Кол-во часов
Виды практич.
деятельн.
План
Факт
Работа с природным материалом – 8 часов
1
«Чем мы будем заниматься на кружке?»Экскурсия в природу.
Вступительная беседа
1
Сбор природного материала
2
Панно «Чудеса из леса».
1
Аппликация из листьев
3
"Осенний букет"
Мастер класс в презентации.
1
Составление цветов из кленовых листьев
4
"Сова"
1
Работа с шишками
5-6
"Дружная семейка на прогулке"
2
Самостоятельное составление композиции
7-8
Рамочка для фотографии.
Просмотр презентации
2
Работа с берестой
Папье – маше - 10 часов
9
Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории…
Беседа с показом изделий из папье – маше.
1
Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей)
10
Блюдце, чашка, тарелка.
1
Грунтовка водоэмульсионной краской.
11
Блюдце, чашка, тарелка
1
Раскрашивание изделий гуашевыми красками
12-13
Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей)
Составление проектной работы «Удивительный мир папье – Маше»
Презентация, выставка, защита выставки.
1
Оформление книги – раскладушки.
Соленое тесто - 12 часов
19
Вводное занятие «Волшебное тесто»
Техника безопасности при работе с резцами, стеками.
1
Приготовление соленого теста.
20-21
Способы изготовления изделий.
Листья и цветы.
2
Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами.
22
Способы изготовления изделий.
Плетеный венок.
1
Отпечатки на тесте. Выпуклые рельефы.
Раскатывание колбасок из теста.
23
Розы из соленого теста.
1
Изготовление цветов из отдельных деталей-лепестков.
24
Обитатели морей. Осьминог.
Морская звезда.
Рыбки.
Подводное царство.
1
Коллективная работа.
25
Подводное царство.
1
Раскрашиваем и лакируем изделия.
26
«Дерево».
МК (презентация)
1
Выдавливание тесла с помощью чеснокодавки.
27-28
"Подсолнух"
2
Изготовление поделки по готовому эскизу.
29
"Божья коровка"
1
Изготовление поделки по самостоятельно составл. эскизу.
30
Выставка готовых работ.
Презентация готового альбома
1
Оформление выставки.
Декупаж - 8 часов
31
Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж».
Мастер классы по декупажу.
1
32
Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой.
1
Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание,
грунтовка)
33
Понятие цветового круга и правилах смешивания красок.
Составление палитры к выбранному изображению
Работа с темной и светлой поверхностями
1
Декупаж на двух небольших досочках
34
Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи)
1
Декупаж на канве
Декупаж на свече
Декупаж на баночке.
35
Понятие обратного декупажа
Показ презентации «Обратный декупаж»
1
Декупаж на стеклянной тарелке рисовой и псевдорисовой бумагой.
36
Понятие об объемном декупаже.
Презентация «Декупаж с применением 3Д геля».
1
3Д декупаж с применение различных самозатвердевающих масс .
37
Выбор и подготовка проекта.
1
Самостоятельный выбор изделия для проекта.
38
Защита проекта «Декупаж разделочной доски»
Защита проектов.
1
Выставка готовых изделий.
Плетение из газетных трубочек - 14 часов.
39
Освоение техники.
МК по скручиванию газетных трубочек.
1
Скручивание трубочек из газет двумя способами.
40
Рамка для фотографии
МК по созданию рамки.
1
Изготовление и покраска рамки.
41-42
Панно из газетных колечек.
2
Изготовление газетных колец
43
Салфетница.
МК
1
Изготовление газетных колец
44
Салфетница.
1
Сборка и покраска изделия.
45- 46
Плетение корзины.
МК
2
Плетение основы корзины
47-48
Плетение корзины.
2
Плетение корзины, плетение ручки
49-51
Плетение корзины.
3
Покраска изделия
52
Выставка готовых работ.
Составление альбома-презентац.
1
Оформление выставки
Глина – 6 часов
53
Организационное занятие. Беседа. Освоение простейших приемов народной росписи.
Презентация «Послушная глина»
1
Рисование цветных кругов, пятен, точек по мотивам дымковской росписи
54
Освоение простейших приемов народной росписи.
Просмотр презентац.
1
Рисование в полосе узоров из форм растительного мира
55-56
Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись.
МК по лепке барыни.
2
Дымковская игрушка (барыня).
57
Лепка на свободную тему.
1
Лепим подарки.
58
Декоративная роспись готовых игрушек.
1
Роспись готовых изделий.
Вышивка шёлковыми лентами – 14 часов
59
Экскурсия в школьный музей.
Народная вышивка, ее применен.
1
Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда.
60
Орнамент – символика русской вышивки
Презентация.
1
Самостоятельный выбор орнамента.
61-63
Первоцветы. Нарциссы.
3
Вышивка лентами стебельчатым швом
64-65
Ветка сирени.
2
Вышивка лентами французским узелком
66-67
Барашек на лугу.
2
Вышивка лентами французским узелком
68-71
Букет хризантем.
4
Вышивка лентами.
72
Выставка готовых работ. Чему мы научились за год.
1
Оформление выставки. Награждение самых искусных мастериц.
Этапы педагогического контроля.
№ п/п
Сроки
Какие знания, умения, навыки контролируются.
Форма подведения итогов
1
Октябрь
Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями.
Проект
«Виноградная лоза» из соломки.
2
Ноябрь
Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше»; изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление; формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой.
Проект «Удивительный мир папье – маше»
3
Январь
В работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста); использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, применение стилизации в работе с соленым тестом.
Презентация альбома «Волшебный мир соленого теста».
4
Февраль
Знакомство с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров; формирование собственного стиля в декорировании изделий; развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера.
Проект «Декупаж разделочной доски»
5
Март
Овладение основными приемами плетения;
умение плести изделия от простейших к более сложным;
знать основные базовые узоры; терминологию; правила техники безопасности при работе.
Выставка готовых изделий их газетных трубочек.
6
Апрель
Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки.
Выставка готовых
изделий из глины.
7
Май
Приобретение знаний, умений, навыков в технике вышивки лентами. Изготовление изделий по схемам и творческому замыслу.
Выставка готовых изделий
Организационно - методическое обеспечение программы.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.