| II. Основная часть 1. Игра «Язык движений» Учитель предлагает сыграть в игру, где можно использовать только жесты. Участники выбираются по жеребию — тем, кому достались белые или жёлтые карточки. -Задание «белого цвета»: показать животных (кролик, медведь, собака, коала, ёж, кошка, змея и др.) -Задание «жёлтого цвета»: показать профессии (учитель, строитель, программист, продавец, космонавт и др.) 2. Игра «Комплименты» Учитель предлагает детям говорить друг другу комплименты. Учитель начинает: называет имя ученика, бросает ему мяч и говорит комплимент: «Айжан, ты очень добрая!» Тот, кто ловит мяч, благодарит, называет другого ученика и тоже делает комплимент. Каждый получает комплимент только один раз. После игры обсуждается: — Понравилось ли слушать комплименты? — В этот раз понимать было легче? Почему? 3. Упражнение «Значение слова в жизни человека» Учитель предлагает представить, что в течение 24 часов нельзя говорить. На доске — начало фразы: «Если бы я не мог говорить, то…» Дети продолжают. Учитель обобщает ответы. Вывод: человеку нужны слова, чтобы: -общаться; -дружить; -обмениваться информацией; -объяснять смысл сказанного; -выражать своё мнение; -передавать чувства, эмоции, желания; -показывать настроение. Далее задаются вопросы: Какие вежливые слова вы знаете? Где их используете? 4. Мозговой штурм «Говорить без стеснения» Цель: развить речевой этикет. Ученики называют вежливые слова для приветствия, просьб, благодарности, знакомства. 5. Информационный блок Цель: раскрыть смысл слова в жизни человека. Слова — это одежда для наших мыслей. Как нам приятно носить красивую одежду в праздник, так и мысли хотят быть «красиво одетыми» — правильными, добрыми словами. Слова нужны прежде всего для общения. Общение — это: взаимодействие двух и более людей; одна из основных человеческих потребностей; обмен информацией и эмоциями; понимание другого человека; средство самопознания личности. Общение бывает вербальное (словесное) и невербальное (жесты, мимика). 7. Групповая работа Цель: развить навыки культуры общения и умение работать в группе. Группы выбирают одну тему и создают небольшой проект (плакат, презентацию, сценку). Задания для групп: 1.Как строится правильное общение с друзьями? Слова, которые укрепляют дружбу. 2.Оскорбительные слова. Какие нельзя использовать и почему? 3.Как слова помогают в учёбе? Как общение влияет на успеваемость? 4.Слова и эмоции. Как с помощью слов передавать чувства? После подготовки каждая группа представляет свою работу. Обсуждаются выводы: какие слова важнее всего, как эти знания применять в жизни. III. Проектная деятельность Учитель обсуждает: как можно применить знания на практике? Например: использовать их, чтобы сохранять и улучшать дружеские отношения. Учитель показывает структуру проекта: 4 этапа проекта: -Слово — основа общения. -Великая сила слова. -Доброе слово побеждает злобу. -Язык дружбы. Методы исследования: эксперименты, коллективная работа, сотрудничество. На 1-м этапе учитель предлагает обсудить сюжет мультфильма и написать сценарий о добрых словах. На доске фиксируются задания: |