День открытых дверей - это демонстрация возможностей школы по организации процесса социализации школьников и оказания им педагогической и психологической поддержки в решении личностных проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "День открытых дверей"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с. Благодатное
Проект
«День открытых дверей в начальной школе как одно из средств решения социального заказа семьи».
Составитель: Цапко Л.А.
учитель начальных классов
педагогический стаж – 26 лет
первая квалификационная категория
с. Благодатное 2012 год
Тема проекта показалась мне интересной и актуальной для нашей школы. Дело в том, что у нас нет традиции проводить День открытых дверей в начальной школе. В селе одна школа, один детский сад – выбор для родителей ограничен. Мы организуем и проводим общее собрание родителей будущих первоклассников, где выступает администрация школы, школьный психолог, учителя, но это официальное мероприятие. Мне довелось участвовать в Дне открытых дверей высших учебных заведений в роли посетителя, я смотрела на это мероприятие со стороны. Отметила для себя «плюсы» и «минусы» в его организации. Второй год я работаю руководителем школьного методического объединения классных руководителей начальных классов и мне захотелось основательно разобраться в этом вопросе и применить к своей школе.
Цель проекта: изучить материал по этой теме и создать свой план проведения Дня открытых дверей в начальной школе МКОУ СОШ № 8, согласовать с администрацией школы и апробировать его в марте 2013 года.
Задачи:
- изучить литературу на данную тему;
- с помощью сети интернет узнать, как такое мероприятие проходит в других школах;
- разработать подготовку к проведению Дня открытых дверей;
- составить план мероприятия;
- подготовить приложения;
- определить ожидаемые результаты и выводы.
Для развития общеобразовательных учреждений особо важную роль играет прогнозирование социального заказа, так как деятельность не может строиться исходя из вчерашнего и даже сегодняшнего запроса на образование. Чтобы школа эффективно развивалась, необходимы знания завтрашнего социального заказа. Социальный заказ на образование- это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности образовательного учреждения.
Современное образование ориентировано на социальный заказ семьи и тем самым обуславливает задачи и содержание образовательного процесса в школе. Руководителям, нацеленным на системное развитие образовательного учреждения, важно постоянно изучать и анализировать социальный заказ, прогнозировать его изменения, чтобы обеспечить соответствие качества предлагаемых услуг реальным потребностям заказчиков. Поэтому образовательные учреждения ориентируются на более тесное сотрудничество с семьёй, на развитие системы управления школой, которая была бы открытой и понятной для родителей, а участие в работе Школьных советов превратилось бы из обузы в увлекательное и почётное занятие. Очень важно выстроить взаимодействие с родителями будущих школьников еще до начала обучения.
Проблема: наблюдения убеждают: родители недооценивают величайшую значимость того периода жизни человека, который называется младшим школьным возрастом. Взрослые плохо осознают, что это за период, в чем его сила и слабость, какие задачи решаются в это время. Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина. Ребенок, начавший ходить в школу, осознает свое принципиальное отличие от других детей. От тех, кто младше его, он отличается тем, что учится в школе; от тех, кто старше, - тем, что находится в самом начале школьного пути. В то же время школа объединяет его с взрослым обществом: ведь все люди старшего возраста или тоже учатся, или когда то учились в школе.
На дворе XXI век, а мамы и папы, как и десять, и двадцать лет назад, пугают будущего школьника фразой: «Вот пойдешь в школу…». Неужели ничего не изменилось? Неужели родители и дети боятся приходить в школу? Взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Большую часть времени дети проводят в школе с учителем. Как же найти взаимопонимание между родителями и детьми, родителями и учителями? А сделать это не трудно, просто однажды надо «открыть двери в школу»: познакомить родителей с учебной и воспитательной деятельностью школы; дать возможность родителям увидеть работу ребенка на уроке и во внеклассной деятельности. День открытых дверей – это когда родители, учителя и дети заняты общим делом.
В этот день родителям предоставляется возможность встать на одну ступеньку вместе с детьми. Кто - то вспомнит свое школьное детство, кто - то лучше начнет понимать своего ребенка. В течение дня они являются непосредственными участниками всего происходящего: наблюдают за детьми во время уроков, внеклассных занятий, в одной команде с детьми соревнуются в спортивных и интеллектуальных конкурсах. Все желающие родители получают профессиональные консультации у логопеда, учителя, психолога и медицинского работника школы.
Проведение Дня открытых дверей позволяет образовательному учреждению стать более доступным для взаимодействия с родителями младших школьников и социальными партнерами. В ходе Дня открытых дверей родители получают возможность ознакомиться с уставом и традициями ОУ, правилами и задачами организованного в нем образовательного процесса. Участие в мероприятии воспитателей дошкольного образовательного учреждения поможет наладить трехсторонний диалог между педагогами школы, детского сада и родителями детей. Такой диалог может стать основой для организации преемственности между школой и детским садом, поддержки родителей по вопросам адаптации детей к обучению.
Цели проведения Дня открытых дверей:
создание положительного образа школы, трансляция опыта и достижений педагогов, обучающихся и всего образовательного учреждения в целом;
установление доверительных и партнерских отношений между педагогами и родителями учащихся начальных классов;
определение и реализация задач совместного воспитания детей.
Задачи данного мероприятия:
ознакомить родителей:
с правилами приема в первый класс;
педагогическим коллективом;
нормативными документами;
образовательной программой;
особенностями организации внеурочной деятельности в ОУ;
способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей; создавать условия для формирования механизма обратной связи между образовательным учреждением и социумом;
сформировать у родителей правильное понимание понятия «готовность к обучению в школе», помочь в организации подготовки ребенка к обучению в школе;
согласовать действия школы и семьи по организации жизнедеятельности детей;
содействовать развитию системы общественно-государственного управления школой.
Формы проведения Дня открытых дверей:
беседа;
дискуссия;
круглый стол;
конференция;
тренинг;
организационно-деятельностная игра;
открытые уроки учителей;
показательные выступления обучающихся начальной школы;
презентация;
педагогический коллоквиум;
вечер вопросов и ответов.
Подготовка ко Дню открытых дверей
Подготовка ко Дню открытых дверей предполагает предварительный анализ работниками школы накопленной информации, поступавшей в виде вопросов, суждений, предложений со стороны родителей, государственных и общественных организаций, учреждений культуры при проведении родительских собраний, консультаций, форумов на сайте школы, анкетирования т.д. Анализ данной информации позволит четче определить формат проведения мероприятия, круг целенаправленно приглашаемых специалистов, тематику консультаций, Круглых столов, способы презентации деятельности школьного коллектива.
День открытых дверей - масштабная общественно значимая акция, поэтому требует от ее организаторов проведения рекламной компании, даже когда в селе одна школа. Она может включать в себя помещение информации на школьном сайте и на информационных стендах в селе; красочное объявление, размещённое в дошкольном образовательном учреждении «Колосок»; устное объявление по местному радио, рассказ учеников дома. (Приложение №1)
Руководители ОУ издают внутренний приказ «О проведении Дня открытых дверей в начальной школе», администрация учреждения разрабатывает план подготовки и проведения мероприятия. Мой примерный план подготовки данного мероприятия в Приложении №2.
Специалисты психолого-педагогической службы, учителя начальных классов и педагоги дополнительного образования ОУ готовят консультации по всем направлениям деятельности ОУ, разрабатывают конспекты открытых мероприятий, изучают нормативные документы. (Приложение №3)
Подготовка к проведению Дня открытых дверей предполагает:
определение даты и времени проведения мероприятия;
определение формы проведения Дня открытых дверей;
составление сценария проведения Дня открытых дверей;
подготовку:
материалов для оформления информационных стендов для родителей;
раздаточного материала для родителей будущих первоклассников по вопросам воспитания и обучения младших школьников;
визитной карточки образовательного учреждения с указанием направлений его деятельности и видов образовательных услуг;
программы или листа-путеводителя;
памятки для родителей (Приложение №4);
информации о достижениях педагогического коллектива;
стенда «Наша гордость» с фотографиями учащихся, которые учатся на «отлично»;
стенда достижений учащихся в рамках конкурсов, фестивалей, турниров, где располагаются грамоты и дипломы;
информации от логопеда;
комплексов здоровье-сберегающих упражнений;
анкеты для родителей;
определение:
места, где родители могли бы раздеться (необходимо назначение ответственного за сохранность вещей);
места регистрации родителей;
маршрут экскурсии для ознакомления родителей с образовательным пространством школы (холлы, учебные кабинеты, музыкальный и спортивный залы);
мест размещения информационных стендов, выставки творческих, проектных работ обучающихся начальной школы;
организацию:
выставки результатов проектной деятельности обучающихся начальных классов;
работы консультационных пунктов службы психолого-педагогического сопровождения;
концерта совместно с музыкальной школой и сельским ДК;
консультирования родителей учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования;
Важно отметить, что раздаточный и информационный материал, предложенный на Дне открытых дверей родителям обучающихся, должен дополнять содержательное общение педагогов с родителями, а не подменять его.
Примерный план проведения Дня открытых дверей
№
Название мероприятия
Место проведения
Время
Ответственный
1
Встреча гостей, регистрация
1 этаж
холл
10.00 – 10.15
Руководитель ШМО начальных классов
2
Общее собрание
2 этаж
актовый зал
10.15 – 10.45
Администрация школы
3
Экскурсия
10.45 – 11.00
Педагоги-организаторы
4
Круглый стол
11.00 – 11.25
Психолог, учителя будущих первых классов
Открытые занятия (фрагменты уроков)
Кабинет №…
….
Учителя начальных классов
5
Открытые занятия (внеурочная деятельность, классный час, спортивные мероприятия…)
Кабинет № …
….
спортивный зал
11.30 – 11.55
Учителя начальных классов,
педагоги доп. образования
6
Концерт
2 этаж
актовый зал
12.00 – 12.30
Руководитель ШМО, руководитель музыкальной школы
В назначенный день и час в холле школы проходит встреча и регистрация посетителей Дня открытых дверей. Гостям предлагается пройти в гардероб, а затем получить необходимую раздаточную информацию.
Независимо от формы проведения Дня открытых дверей необходимо заранее предусмотреть общий сбор родителей учащихся начальной школы в актовом зале ОУ. Целью проведения общего собрания является представление педагогов школы, разъяснение приоритетных направлений в работе школы, знакомство с образовательной программой начальной школы. В рамках проведения данного мероприятия необходимо организовать короткие выступления администрации школы, учителей начальных классов, социального педагога, медицинского работника. Темы данных выступлений лежат в плоскости подготовки функциональных систем и психики дошкольника к обучению в школе. Немаловажно обратить внимание родительской общественности на формирование в семье основ любви и уважения к школе, плодотворного взаимодействия и сотрудничества.
Возможны также краткие выступления педагогов дополнительного образования с демонстрацией достижений обучающихся начальных классов. Рассказы выступающих могут сопровождаться презентациями или видеороликами.
Особое внимание следует обратить на разъяснение родителям будущих первоклассников о внедрении в работу начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ФГОС – это общественный договор, соединяющий государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры. ФГОС – это совокупность требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования, в т. ч. и к результатам освоения программы младшими школьниками. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Родительская общественность должна иметь представление (имеет право знать) о том, как будет организован учебный и воспитательный процесс в 1-ом классе в связи с началом работы образовательных учреждений в рамках ФГОС, каким будет содержание образования, какие формы организации учебной деятельности и средства поддержки предметных курсов будут использованы, как будет организована жизнь (режим) и деятельность первоклассников после уроков, т.е. внеурочная деятельность. Важно обратить внимание на то, что ФГОС впервые в Российском образовании рассматривает родителей и лиц, их заменяющих, как участников образовательного процесса, что позволит семье первоклассника проявить активную жизненную позицию.
Тема введения нового Стандарта должна быть отражена на информационных стендах. Для посетителей Дня открытых дверей следует организовать знакомство с помещениями ОУ, предназначенными для начального образования. В этих помещениях должны быть представлены элементы образовательной среды новой начальной школы, позволяющие организовать эффективную работу по ФГОС НОО. По возможности следует познакомить посетителей с опытом работы учителей и учащихся в информационно-образовательной среде ОУ. Для информирования посетителей Дня открытых дверей о ФГОС НОО можно воспользоваться информацией, размещенной в Приложении №5.
Далее целесообразно провести экскурсию по ОУ с целью демонстрации современных условий обучения, воспитания и развития образовательной среды. Можно предложить родителям разбиться на 2-3 группы, двигаться для удобства по разным маршрутам. В ходе экскурсии родители получат возможность ознакомиться с расположением кабинетов начальной школы, помещений для дополнительного образования, кабинета психолога, социального педагога; посетить библиотеку, мастерские, компьютерный класс, школьный музей. Нужно организовать и посещение медицинского кабинета, спортивного зала, столовой с целью демонстрации комфортной здоровье-сберегающей среды. Если есть проблемы в оснащении каких-то кабинетов, нужно говорить об этом, чтобы родители видели не только позитив, а понимали, что школа нуждается в их помощи и поддержке. Возможна демонстрация современных кабинетов средней и старшей школы с целью информирования родителей о преемственности образования начального и среднего звена. Особо уделяется внимание рассматриванию выставок работ обучающихся. Эти выставки демонстрируют основные направления учебной работы и дополнительного образования, успехи и достижения обучающихся в данном образовательном учреждении, например:
работы учащихся, выполненные на уроках ИЗО, технологии;
проектные и научно-исследовательские работы;
индивидуальные и коллективные работы, выполненные учащимися в часы внеклассной работы;
работы творческих объединений дополнительного образования «Юный художник», «Рукодельница»;
фотографии мероприятий учебной и внеурочной деятельности, занятий сферы дополнительного образования.
После экскурсии родители учащихся 1-4 классов отправляются смотреть открытые занятия (внеурочная деятельность, занятия в объединениях дополнительного образования, уроки, спортивное мероприятие, классный час…) по выбору согласно программе, а родители будущих первоклассников участвуют в проведении Круглого стола, по наиболее значимым проблемам и интересующим их вопросам. В этом мероприятии определяются ведущие, приглашаются специалисты (воспитатели детского сада, логопед, медицинская сестра, учителя будущих первых классов, психолог), готовые ответить на вопросы участников, помочь в осмыслении родительского и педагогического опыта. Тематика Круглых столов может быть разнообразной, например:
- Формирование мотивации здорового образа жизни в семье и в школе.
- Готовность ребенка к школе в свете принятии нового образовательного Стандарта начального образования
Проблемы безопасности учеников в школе.
Адаптационный период первоклассников
Новый Стандарт образования – новые возможности
Портрет выпускника Новой начальной школы
Обеспечение реализации программ начального образования
Программа формирования ИКТ-компетентности выпускника начальной школы. Возможности и перспективы.
Образовательная среда начальной школы.
- Адаптация ребенка в период обучения в 1-м и 5-м классах.
А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная формазанятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся. Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
Нетрадиционные уроки - это занятия, которые аккумулируют методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Типы нетрадиционных уроков по форме проведения уроков:
6. Игровые уроки: урок- деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и др.
7. Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок- консультация и др.
В День открытых дверей можно провести открытые уроки для родителей, создав условия для выполнения ими роли как учеников, так и учителей. Конечно, такие уроки потребуют предварительной работы с родителями. Ведь современные процессы развития, происходящие в системе образования, сопряжены с нарастанием затруднений для родителей в реализации потребности контролировать успешность учебно-познавательной деятельности их детей. Эпизодическое участие в проведении учебных занятий может способствовать более полному пониманию родителей их роли в образовательном процессе и овладению способами осуществления поддержки учения детей.
Становясь все более открытой, школа привлекает к преподавательской деятельности специалистов из других областей, ставя задачу формирования у учащихся актуального социокультурного опыта. Развитие данной практики может быть реализовано при проведении Дня открытых дверей предоставлением возможности провести уроки представителям местной власти, работникам различных предприятий и учреждений.
В любое удобное время в рамках Дня открытых дверей школа может организовать проведение индивидуальных консультаций для родителей по любым вопросам. Рекомендовано проведение данной формы работы по окончанию основных мероприятий Дня открытых дверей. Для этой цели достаточно организовать ожидание родителей заместителем директора по УВР I ступени или учителем начальных классов и психологом.
День открытых дверей - это демонстрация возможностей школы по организации процесса социализации школьников и оказания им педагогической и психологической поддержки в решении личностных проблем. В этот день психолого-педагогическая служба школы, социальные педагоги предлагают вниманию родителей используемые ими методики диагностики и коррекции развития учащихся, проводят консультации, информируют о системе профориентационной работы. Программа Дня открытых дверей предполагает продолжение знакомства с инфраструктурой школы, а также активное включение всех участников в обсуждение школьных проблем.
Возможности учащихся в освоении и применении информационно-коммуникативных технологий, состояние информатизации школы демонстрируются в специальных учебных кабинетах, а также посредством специально организованного кластера (школьный сайт, электронный журнал, электронное портфолио, базы данных, школьная сеть и т.д.), знакомство с которым проходит под руководством учителя информатики.
Организаторам необходимо позаботиться о составлении и изготовлении листов-путеводителей, при помощи которых пришедшие на «День открытых дверей» смогут самостоятельно совершить экскурсию по школе, выбрать для себя наиболее интересные мероприятия. Сохранив путеводитель, гости получат возможность использовать указанные в нем контакты, а также будут иметь полное представление об инфраструктуре школы.
Целью проведения концерта детской художественной самодеятельности является демонстрация талантов и способностей младших школьников, системы работы дополнительного образования.
Итоги проведения Дня открытых дверей подводятся на административном совещании с последующим анализом отзывов, статистики, наблюдений всеми структурными подразделениями школы.
Данный проект – это основа мероприятия, его скелет. Жизнь вносит свои коррективы постоянно, ещё есть время для доработки презентации, конкретизации каких-то моментов, определения темы открытого занятия и т.д. Ясно одно – надо готовиться, пробовать проводить, совершенствоваться в организации. Нужно создать атмосферу радости встрече, устроить тёплый, душевный приём, хорошую организацию мероприятия. Чтобы родители в отзывах написали: «Мы действительно почувствовали, что нас здесь ждут, хотят учить наших детей. Мы верим в эту школу!». Это и будет самая высшая награда для школы.
Список литературы.
С.И. Сабельникова, Е.Н. Крутякова, О.М. Леонидова «Методические рекомендации по организации Дня открытых дверей в школе.»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; принят 03.07.1998; в ред. ФЗ от 20.07.2000 №103-ФЗ; изм. 26.01.2009
Федеральный государственный стандарт начального общего образования; утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года №373.
Конвенция о правах ребёнка.
Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Повышение уровня воспитательной работы в школах. М., Центр «Школьная книга» 2007.
Зверев А.О. Академия полного дня. М., НИИ школьных технологий, 2006 г.
Классный руководитель в современной школе. М., Центр «Школьная книга», 2008 г.
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок. М., Педагогическое общество России, 2003.
Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы. 1-4 классы: родительские собрания, диагностические и рекомендательные материалы. Волгоград: «Учитель», 2009.
Дополнительное образование детей. М., Центр «Школьная книга», 2008.
Справочник социального педагога. Волгоград, «Учитель», 2009. Ю. Шамова Т.И., Шибанова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.