Просмотр содержимого документа
«"Принципы педагогики"»
Принципы педагогики
Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы- это основные идеи, следование которым помогает нал-лучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений (В. С. Безрукова).
Принцип природосообразности — один из старейших педагогических принципов.
Воспитание и обучение должны основываться на изучении и учете естественных законов психического развития человека, учитывать реальные силы и возможности ученика, опираясь на "зону его ближайшего развития". Эта зона определяется содержанием тех задач, которые учащийся еще не может самостоятельно решать и решает с помощью взрослого (Л. С. Выготский). Этот принцип еще иначе формулируют как принцип индивидуализации воспитания и обучения, как принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Правила осуществления принципа природосообразности заключаются в следующем:
— строить педагогический процесс согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
— знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться па них при организации воспитательных отношений;
— направлять педагогический процесс па развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.
Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
Принцип демократизации — предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.
Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).
Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.
Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.
Принцип политехнизма направлен па подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.
Все группы принципов тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, например, для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности неприменим.
Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Они всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.
В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.
Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом.
1. Развивающее и воспитывающее обучение.
2. Научность и доступность, посильная трудность.
3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
4. Наглядность и развитие теоретического мышления.
5. Системность и систематичность обучения.
6. Переход от обучения к самообразованию.
7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
9. Положительный эмоциональный фон обучения.
10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.
Наиболее важными дидактическими принципами являются следующие:
— обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
— характеризоваться проблемностью;
— быть наглядным;
— активным и сознательным;
— доступным;
— систематическим и последовательным;
— в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.
В 60—70-е гг. XX в. Л. В. Занков сформулировал новые дидактические принципы:
— обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности;
— в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала;
— преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями.
Каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения. При этом одни из них переносят принципы общей или школьной дидактики в вузовские условия, несколько уточняя и расширяя формулировки.
Так, С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний.
Легко установить, что все они являются трансформацией принципов, сформулированных дидактикой для средней школы. Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Ведь дидактика высшей школы, как и дидактика средней школы, призвана помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: для чего учить, как учить, чему учить?
Однако при выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности учебного процесса этой группы учебных заведений (например, такие, как: в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-исследовательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начал в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи профессионализации в преподавании почти всех наук отражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе).
Исходя из этих особенностей в дидактике высшей школы выдвигались и защищались принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональной направленности (А. В. Барабанщиков); профессиональной мобильности (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицы, и др.); проблемности (Т. В. Кудрявцев); эмоциональности и мажорности всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Науменко).
В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые бы синтезировали все существующие принципы:
— ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
— соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
— оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
— рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
— соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.
Такой процесс, как справедливо заметил Ю. К. Бабанский, "вполне естественен, так как дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием".