Причины возникновения пожара в помещении, в транспорте, на природе.
Причины возникновения пожара в помещении, в транспорте, на природе.
Внеклассное мероприятие по теме:"Причины возникновения пожара в помещении, в транспорте, на природе" направлена на формирование у учащихся безопасного поведения, что позволит избежать несчастных ситуаций. Учащиеся будут более бережно относиться к своей безопасности, безопасности окружающих для сохранения здоровья и жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Причины возникновения пожара в помещении, в транспорте, на природе.»
МБОУ «Лицей №122»
Основы безопасности жизнедеятельности
Причины возникновения пожара в помещении, в транспорте, на природе.
Автор: Бросалина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
г. Барнаул, 2015
Цели:
Учить распознавать и оценивать вредные факторы пожара;
Определять способы защиты от них;
Оказывать само- и взаимопомощь в случаях возникновения пожара.
Оборудование: выставка книг о пожаре, видеозапись сказки С.Маршака «Кошкин дом», картины, плакаты, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
- Ребята, как же расшифровать сокращённое название курса «ОБЖ»? (ответы детей)
- Правильно. Основы безопасности жизнедеятельности. А что мы изучаем на занятиях по «ОБЖ»? (ответы детей)
- Людей во все времена подстерегали опасности, без этого наша жизнь невозможна. Много бед приносят аварии, катастрофы, пожары, стихийные бедствия, преступники. Поскольку от сложной, опасной ситуации никто не застрахован, очень важно каждому из нас знать, как действовать в той или иной ситуации. Ещё более важно уметь действовать так, чтобы избежать беды, преодолеть возникшие препятствия, помочь другим людям. Поэтому на занятиях по «ОБЖ» мы с вами говорим о безопасном поведении, о способах защиты, о выживании в разнообразных жизненных ситуациях.
Сообщение темы урока:
– Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:
Красный зверь селом идёт
И, рыча, дома грызёт. (Огонь)
- Ребята, общая тема месячника по противопожарной безопасности звучит так: «Огонь – друг и враг».
Тема нашего урока более узка. Давайте вместе прочитаем её название: «Причины возникновения пожара в помещении, на транспорте, на природе». Как вы думаете, какие задачи втекают из данной темы? (Ответы детей дополняет учитель, сообщая цели урока)
– А как вы понимаете смысл предложения: «Огонь – друг и враг»?
В каких случаях огонь является для нас другом? (Ответы детей)
Пламя жаркое в печи
Подрумянит калачи,
Сварит щи, картошку, кашу
И накормит семью нашу.
И без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
– А почему нас предупреждают?
Огонь – цветок прекрасный,
Но взять нельзя в ладонь,
Играть с огнём опасно –
И ты его не тронь.
- Когда огонь из друга превращается во врага? (Ответы детей)
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
Работа с пословицами.
Прочитаем пословицы и постараемся выявить причины возникновения пожара.
- Не шути с огнем – можешь сгореть.
- Спички не тронь – в них огонь.
- От искр пожар рождается.
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- Маленькая спичка сжигает большой лес.
Итак, одной из причин возникновения пожара является игра со спичками, небрежное отношение к ним. Действительно 1 маленькая спичка приносит большие несчастья. Вот послушайте стихотворение, которое так и называется «Спичка Невеличка».
5. Да, ребята, из-за неосторожного обращения с огнем в среднем у нас по стране ежегодно погибает около 9 тыс. человек. Представляете, какая это огромная цифра. Погибают не только взрослые, но и дети. Одна из пословиц гласит: «От искр пожар рождается». Я расскажу вам историю про пожар, история которого напрямую связана с этой пословицей.
6. «Пожар века» (история пожара, который случился в Барнауле 2 мая 1917 года).
- Вот что может случиться из тлеющих маленьких искорок – угольков, если их оставить без внимания.
7. Из печки выпал уголек
И покатился бусинкой.
Ничье вниманье не привлек –
Он был такой малюсенький.
Тихонько на ковре лежал,
Никем не замечаемый,
А ночью вдруг: «Пожар! Пожар!»
Раздался крик отчаянный.
Кругом огонь. Куда бежать?
И где искать спасения?
Забились дети под кровать…
Нельзя терять мгновения!
Но в детскую отрезан путь –
Огонь не знает жалости.
О, Господи! Ну кто-нибудь
Спасите их, пожалуйста!
Но, Слава Богу!
Позади мгновения кошмарные,
Несут детей, прижав к груди
Отважные пожарные.
8. Ребята, а как называется сказка, в которой говорится о том, как сгорел домик одной гостеприимной хозяйки и кто автор этой сказки? (Ответы детей)
Итак, какова же следующая причина пожара? (тлеющие угольки).
9. Тлеющие угольки могут быть причиной возникновения пожара в лесу. Какие меры пожарной безопасности вы должны соблюдать, отдыхая на природе? (Не разжигать костер вблизи деревьев, а если уж развели костер, то уходя, обязательно погасить и большое пламя костра, и мелкие тлеющие угли).
10. Ребята, а совсем недавно у нас с вами был большой праздник. Какой? (Новый год).
Без чего не обходится Новый год? (Без лесной красавицы елки). Скажите, какое правило пожарной безопасности было нарушено мальчиком?
- Значит, ребята, такая лесная новогодняя красавицы, как елка тоже может стать причиной пожара.
Какие меры пожарной безопасности мы должны соблюдать, наряжая елку? (Следить за тем. чтобы была исправная розетка, гирлянда из лампочек. Нельзя украшать елку легковоспламеняющимися игрушками из бумаги, ваты, свечами)
11. Ребята, вы часто дома остаетесь одни. Что может быть причиной для возникновения пожара в наших квартирах? (ответы детей)
А какие правила вы должны выполнять при обращении с электроприборами? (Следить, чтобы была отключена плита, газ, утюг, телевизор, обогреватели. Не включать в одну розетку два или более бытовых приборов большой мощности).
Сейчас посмотрите инсценировку сказки «О лисоньке – Красе и о пожарном Петушке».
Какие правила пожарной безопасности нарушила Лисонька?
Неправильное обращение с бытовыми электроприборами – еще одна из причин для возникновения пожара. (Обговариваются действия детей во время пожара в квартире).
12. Большинство из вас, ребята, живет в многоэтажных домах, где вы пользуетесь лифтом. Нередко и в нем возникают пожары. Причины разные: непогашенная спичка, сигарета, брошенная на пол или в шахту (там часто имеется мусор или смазочные масла), от короткого замыкания электропроводки. Какими должны быть ваши действия в такой ситуации?
а) Сообщить диспетчеру, нажав кнопку «Вызов». Если лифт движется, не пытайтесь остановить его сами, а когда остановится, выйдите из кабины и попросите соседей помочь потушить огонь, а если это невозможно, то вызывайте пожарных по телефону – 01.
б) Если лифт остановился между этажами, то зовите на помощь кричите, стучите. До прибытия помощи закройте нос и рот носовым платком или рукавом пальто. Желательно дышать через мокрую тряпку, чтобы спастись от дыма.
13. Бывают случаи возникновения пожара и в транспорте. Если это случилось, то необходимо: во-первых, немедленно сообщить о нем водителю, во-вторых, открыть двери кнопкой аварийного открывания дверей, в-третьих, разбить боковые окна, не толпиться у дверей, если там образовалась давка, а выбираться через окно.
IV Средства тушения пожара
Используют разные средства для тушения пожара: воду, песок, противопожарную ткань и углекислотные огнетушители. Учитель рассказывает о профессии пожарного.
V Итог урока
- Назвать основные причины возникновения пожара.
- Какие действия необходимо применять в условиях пожара?
- Какие противопожарные меры надо соблюдать, чтобы не случилось беды?
VI Тест на закрепление правил пожарной безопасности.
По дороге, сигналя и мигая синим фонарем, мчится пожарная машина. На светофоре горит зеленый свет для пешеходов. Как ты поступишь?
а.) Спокойно перейду через улицу по пешеходной «зебре».
б.) Останусь на тротуаре и пропущу пожарную машину. Ведь она мчится на пожар.
2. Читая в спокойном одиночестве захватывающую книжку, ты почувствовал запах дыма. «Что-то горит» - догадался ты. Что ты сделаешь в первую очередь?
а.) Побегу звонить на работу маме.
б.) Забьюсь под кровать, ведь туда дым проникнет гораздо позднее.
в.) Брошусь выявлять очаг возгорания и вступлю в героическую схватку с огнем.
г.) Позвоню в пожарную службу 01, чтобы профессионалы справились с огнем.
3. Хорошо сидеть с приятелем у костра во время похода куда-нибудь в лес или на берег реки. Но вы собираетесь уходить, а как поступить с недогоревшим еще костром?
а.) Пусть так и останется, сам собой догорит и потухнет.
б.) Зальем костер водой, а если ее нет, то засыплем землей, чтобы не осталось ни одного тлеющего огонька.
VII Кроссворд.
VIII Запомните основные правила пожарной безопасности.
Запомните, дети
Правила эти.
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
Чтоб не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши белье над газом –
Все сгорит единым разом!
Когда без присмотра оставлена печь –
Один уголек целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают: «Ноль – один»!
Приложение
1. Спички детям не игрушка-
Знает каждый с юных лет.
Потому что мы подружки
Огонькам – без нас их нет.
Зажигаем мы конфорки,
Чтоб готовился обед,
И костер запалим ловко,
И свечу, даря ей свет.
Служим людям мы столетья,
И виновны только в том.
Что, попав случайно к детям,
Против воли все кругом
Поджигаем, не жалея –
И квартиру, и леса.
И детей тогда спасают
Лишь пожарных чудеса.
Если ты один в квартире,
Осторожен будь с огнем.
Спички лучше ты не трогай,
Не сгорит тогда твой дом.
2. «Пожар века».
2 мая 1917 года в городе Барнауле случился пожар. Он был таким серьезным, что про него писали «Московские ведомости», называя его пожаром века. На улице Никитина в баньке купца оставались тлеющие угольки в печке и когда уже все спали один уголек выпал из печки на пол. Вскоре огонь охватил не только баню, но и соседние постройки. Пламя набирало силу, т.к. на улице дул сильный ветер. И вот уже загорелись дома. Люди в панике бежали к реке Оби. Они поднимались по деревянным мосткам на пристань, но мосточки не выдержали и многие люди утонули. А между тем огонь уничтожил почти всю старую часть города. Это 5 улиц со всеми постройками.
3.
4. Жила в лесу Лисонька- краса. Домик у нее был деревянный, с красивым резным крылечком, расписными ставенками. Жила Лисонька и не тужила. Ну вот однажды стала собираться она в гости. Включила утюг и начала гладить атласную ленту. Но тут она увидела в окно свою подружку. Бросила лисонька гладить ленту, распахнула окно и заболталась с подружкой. Но вдруг она почувствовала запах дыма, а когда обернулась назад, то увидела, что в комнате бушует пламя. Лисонька выпрыгнула в окно и побежала за пожарным петушком. Петушок прибежал и остановил огонь.
Ленту гладила лисичка,
И увидела сестричку.
Отвлеклась-ка она вдруг,
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки.
Вот что значит 3 минутки,
Ленты нет, кругом угар.
Вот и сделался пожар.
5. 1. Разгадай кроссворд.Приложение 1
1. Неконтролируемый процесс горения. /Пожар/
2. Источник тепла и возможных пожаров в походе. /Костер/
3. Возникает при горении. /Огонь/
4. Вьется над костром. /Дым/
5. Детям не игрушка. /Спички/
6. Прибор для тушения пожара. /Огнетушитель/
7. Каким естественным веществом можно тушить костер зимой? /Снегом/
8. Тип пожара, охватывающий кроны деревьев. /Верховой/