Цель: провести развлекательно-познавательное мероприятие.
Задачи: - обобщить знания учащихся, полученные при изучении азбуки;
- развитие умения грамотно, выразительно читать стихи, петь песни;
- воспитывать интерес к книге, к чтению;
- воспитывать в детях лучшие человеческие качества: доброту, уважение, умение дружить.
«За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука, тебе!»
(Дети стоят за дверью) Обращение к родителям.
Учитель: Совсем недавно наши маленькие школьники впервые вошли в класс. Каждый день они знакомились с цифрами и буквами, и вот уже научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник, который у них называется «Азбука». И сегодня они пригласили Вас к себе на праздник. Поэтому у всех нас, сегодня замечательное настроение! Встречайте своих первоклассников громкими аплодисментами!
(под музыку «Дорогою добра» входят дети)
Учитель: Вы в школе почти целый год отучились, Вы много успели и много узнали. Писать и считать вы уже научились И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала Первая главная книжка. И первые буквы она показала Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова, Слова – в предложенья и фразы. Огромный и красочный мир тогда Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало, Пускай года пройдут и много-много дней, Вам Азбука хорошим другом стала, Мы этот праздник посвящаем ей!
Учитель: Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать
Всё, чему учились, всё к чему стремились,
Потому что в мире надо много знать.
А теперь давайте обратимся к нашим гостям и покажем, чему мы научились за эти полгода.
Ученик 1
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых. Первый класс, первый класс, Пригласил на праздник вас
Ученик 2
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
Ученик 3
А папе с мамой не понять, Как сложно было прочитать Нам в первый раз «Ау», «Уа» - Такие трудные слова.
Ученик 4
Оказалось, что крючочки
Населяют буквари
Загогулинки, значочки,
А всего их – 33!
Ученик 5
Так чудесно буквы эти
Могут слоги составлять,
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать.
Ученик 6
Знаем мы не понаслышке:
Чудеса и вправду есть.
Мы теперь любые книжки
Можем запросто прочесть!
Ученик 7: Знают взрослые и дети И шахтер и водолаз, Что трудней всего на свете Самый первый школьный класс.
Ученик 8: Первый класс – это первый задорный звонок. Первый класс – это первый серьёзный урок. Первый класс – это первая в жизни оценка, Это шумная, радостная переменка.
Ученик 9: Знает каждая девчонка и каждый мальчишка: Первый класс – это первая школьная книжка. Учились по этой книге всегда, А книга эта – Азбука.
Ученик 10: Она научила буквам нас, И письму, и чтению, Дружбе крепкой и труду, А еще терпению.
Ученик 11: Нас сегодня не узнать: Стали бойко мы читать, Очень грамотными стали, Поумнели, возмужали И теперь без передышки Мы прочтем любые книжки.
Учитель:
Молодцы! Вот вы преодолели самую первую, самую трудную ступеньку. Но мы не можем начать наш праздник без главной героини – Азбуки. Азбука, приглашаем тебя на наш праздник.
(В зал входит Азбука)
Учитель:
Здравствуй, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Сегодня ты почётная гостья.
Вот так всегда! В школе праздник, а меня опять не пригласили, а мне так хочется к ребятам, в школу! А на какой праздник я попала?
Ведущий: На праздник “Азбуки”. Ну зачем ты пришла, Шапокляк? Опять будешь пакостить?
Шапокляк: Нет-нет я сегодня добрая! Ну, как вы тут учитесь в первом классе?
Первоклассники: (хором) Хорошо!
Шапокляк: Хорошо? Вот и плохо! Я не люблю тех, кто хорошо учится! Мои любимчики знаете кто? Ябеды, хулиганы, двоечники. Вот с кого надо брать пример! А то у меня так мало ребят, которые умеют красиво сделать хорошую пакость. А все потому, что вы не хотите у меня учиться. Айда со мной! Я вас такому научу!
Ведущий: Ребята, вы пойдёте учиться у Шапокляк?
Первоклассники: (хором) нет!
Шапокляк: Я знаю, кто вам нравится, с кого вы будете брать пример: Мальвина – эта зануда, Вини-Пух – песенки какие-то сочиняет, и этот – самый главный мой враг – Чебурашка со своим Крокодилом. Тоже нашли товарищей! Играет на своей гармошке у прохожих на виду!
Ведущий: Ой, подожди, Шапокляк. Пришла к нам на праздник, а чему же ты ребят учишь? Нехорошо!
Шапокляк: Не буду, не буду! Это я от горя забылась. Я ведь осталась одна-одинешенька. Моя крыска Лариска сейчас в Африке на конкурсе красоты, а мне ведь одной-то скучно пакости делать. А друга здесь можно найти?
Ведущий: Конечно! А какого друга тебе надо?
Шапокляк: Мне надо... Мне надо... Мне надо двоечника!
Ведущий: Какого двоечника?
Шапокляк: Круглого.
Ведущий: А зачем тебе круглый двоечник?
Шапокляк: Как зачем? Я ведь учусь в школе вредителей. Вот скажут мне: “Опять, Шапокляк, у тебя шесть двоек в дневнике!” А я отвечу: “Подумаешь, шесть! А вот у одного моего приятеля целых восемь!” Понятно?
Ведущий: Понятно.
Шапокляк: И хорошо, чтобы он был еще драчун.
Ведущий: Зачем же?
Шапокляк: Как зачем? Я приду домой, а мне скажут: “Опять у тебя шишка на лбу?” А я отвечу: “Подумаешь, шишка! Вот у одного моего товарища целых четыре шишки!”
И еще надо, чтобы он хорошо стрелял из рогатки. Мне скажут: “Опять ты разбила чужое окно?” А я скажу: “Подумаешь, окно, вот мой товарищ два окна разбил!”.Потом еще нужно, чтобы он был хорошо воспитан.
Ведущий: Зачем?
Шапокляк: Как зачем? Чтобы мне на его воспитание не пришлось время тратить.
Ведущий: Значит, если я тебя правильно поняла, тебе нужен хорошо воспитанный двоечник и безобразник?
Шапокляк: Вот именно.
Ведущий: Тогда Вам придется прийти завтра. Попробуем подобрать, хотя…
Вместе: У нас таких нет!
Шапокляк: Ой не верю, не верю….
Хоть почти год вы проучились, но ничему не научились.
Министр образования прислал меня с заданием
Проверить тут, разнюхать там
И всем поставить двойки вам!
Я экзамен проведу, что не знаете — найду.
Докажу, что зря старались,
Лучше бы в садике остались.
Ведущий:Дорогая Шапокляк, дети научились читать и красиво писать.
Шапокляк:
Ой, да всё вы только врёте.
Ничего вы не могёте, или могите,
Забыла, русский я давно учила.
Игра
Учитель: Ребята, давайте покажем Старухе Шапокляк, хорошо ли вы знаете сказки? (Дети отгадывают)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
Кто работать не хотел,
а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
и называется…. («Три поросёнка»)
Подарит новое корыто, и новый дом,
и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)
Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!
Названье этой книжки… («Маша и медведь»)
Было яичко у нас золотое,
а осталось лукошко пустое…
Плачет дед, плачет баба,
но их утешает… («Курочка Ряба»)
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ….. (Чебурашка)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный, говорливый, простодушный
И румяный… (Колобок)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовётся … (Чипполино)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
Работать умела красиво и ловко
В деле любом проявляла сноровку.
Хлеба пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла..
Кто мастерица эта была?
(Василиса Премудрая)
Шапокляк:
Ну что я министру скажу?
Как обстановку доложу?
Шапокляк:
А что умные что-ли такие? У меня здесь стишочки есть с ошибками. Вот проверю я ребят, найдут ли они ошибки?
Тает снег, бежит ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
2. Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
3.Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
4. Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном!» (капель)
5. Спят ночами утки. В конуре иль будке. (Не утки, а собаки спят в конуре).
6. Весною из берлоги. Выходят носороги. (Не носороги, а медведи).
7 . Воют волками метели. В зимнем месяце апреле. (Апрель не зимний месяц).
8. Хорошо в футбол играем, Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи).
Шапокляк:
Ну что я министру скажу?
Как обстановку доложу?
Скажу ему грызут науки,
Не могут умереть от скуки.
Учитель: Так и скажи, что наши ребята всё знают. А помогла им в этом Азбука.
Шапокляк: Ой и правда молодцы!!!! Не зря в школу ходят!!!
Сценка « Оля учит буквы» Автор: Старшая сестра учит младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы в слова. Ст. сестра: - Что тут написано, Оленька? Мл. сестра: - Не знаю. Ст.сестра: -Это какая буква? Мл. сестра: - «А». Ст. сестра: - Молодец. А это? Мл. сестра: - «У». Ст. сестра: - А вместе? Мл. сестра: - Не знаю. Ст. сестра: - Ну как же не знаешь? Это «А», а это «У». А если их сложить, что получается? Мл. сестра: - Не знаю. Ст. сестра: - А ты подумай. Мл. сестра: - Я думаю. Ст. сестра: - Ну и что? Мл. сестра: - Не знаю. Ст. сестра: – Ну, вот что. Представь себе, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать? Мл. сестра: (немного подумав): - Если я заблужусь в лесу, я буду кричать: «Мама!».
Сценка В. Орлов.
1. - А я уже могу писать!
А я могу писать!
Могу тетрадку показать
И даже полистать!
2. - Ого!
Да ты учёным стал!
Скажи, о чём ты написал?
1. - А мне откуда это знать?
Ведь я сказал – могу писать!
Писать, а не читать!
Ведущий 2. Очень хочется ребятам
Поскорее подрасти.
Ученик. Мы уже умеем в слове
Ударение найти.
В нашем классе, не в лесу,
Громко звали мы лису.
Ученик. Закричали мы: «Лиса».
Зазвенели голоса.
Это мы искали все
Ударение в «лисе». (Стук).
Ведущий 2. Ребята! А вдруг это и вправду лиса? Входите.
(Входят лисёнок, бельчонок, медвежонок).
Ведущий 2. Здравствуйте, зверята!
Звери. Здравствуйте, ребята! А нельзя ли будет нас
Взять с собою в первый класс?
Ведущий 2. Если вы хотите с нами
Мы проверим ваши знанья.
Я возьму вот эти буквы.
И из них сложу я слово
Вот уже и всё готово!
(Слово «школа»)
Эй, бельчонок, посмотри —
Что написано? Прочти!
Бельчонок. Хоть я маленький бельчонок,
Даже утром и спросонок
Прочитаю лучше всех
Слово сладкое - «орех».
Лисёнок. Каждый братец мой лисёнок
Прочитает без ошибки
Слово вкусное такое...
Ну, конечно, это - «рыбка»!
Медвежонок. Ха - ха - ха! Аж смех берёт!
Где тут рыбка? Это мёд!
Ведущий 2. Успокойтесь, успокойтесь!
И, пожалуйста, не ссорьтесь.
Ребятишки, помогите,
Слово правильно прочтите.
Дети (1 класс). Школа.
Ведущий 2. Если хочешь много знать,
Многого добиться.
Обязательно читать
Надо научиться.
Частушки
Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про свои успехи.
2. Мы в нарядах нынче новых, И у всех счастливый вид, Ведь сегодня мы досрочно Изучили алфавит!
3. Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки.
5. Буквы гласные мы любим И все больше с каждым днем. Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!
6.Ах, ты бабушка, моя, Снова не согласна! Ты запомни навсегда, Есть лишь десять гласных.
7.Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом “проглочу”!
8.С Азбукой кто не в ладу, С тем я дружбу не веду. У меня характер крут – Уважаю с детства труд!
9.Почему у малышей Мокрые реснички? Потому что в Азбуке Кончились странички.
10.Мы простимся с Азбукой, И рукой помашем, И спасибо десять раз Дружно хором скажем!
Азбука: Вот и пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся в каждой книге, на каждой странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках.
Учитель: Спасибо Азбука, а ребята на прощание прочтут тебе стихи.
Ученик
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну, почитай еще страницу!» Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать!
Ученик
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик
Мы теперь читаем сами, Знаем слоги и слова. Скажем Азбуке спасибо – Расставаться нам пора!
Ученик
Мы хотим сказать тебе спасибо, Мы тебя за все благодарим! Говорим тебе мы – до свиданья! Здравствуй! – новой книге говорим.
Азбука:
Ах! Забыла я, друзья,
Что представить вам должна,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.
«Азбука» вводит в класс за руку ученика, изображающего учебник «Русский язык» и «Литературное чтение»
Русский язык:
Я люблю учить детей,
С вами жить мне веселей.
Будем крепко мы дружить,
Мои правила учить.
Очень важно, скажем, знать,
Где поставить мягкий знак,
Как вам написать МОЕ,
Через А иль через О?
Ничего от вас не скрою,
Все секреты вам открою,
Литературное чтение:
Литературное чтение:
Вам моё почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки.
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой …
Я - учебник непростой.
Так много интересного,
Пока ещё вам неизвестного.
Песня «Новая книжка»
Азбука: В добрый путь по дороге знаний! Читайте! Растите умными детьми! Ну, а мне пора. До свидания! (Уходит.)
Учитель: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время вы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором.
Дети: Спасибо!
Ученик: Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Хором: Умею я теперь читать!
Учитель: Молодцы первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки
Вам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ния.
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки!
Вручение Удостоверений
Учитель:
- Уважаемые первоклассники! Я Вас тоже поздравляю с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. И благодаря Вашим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать и писать.
Учитель:
Всем спасибо за внимание,
Вот настал момент прощания.
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свидания!
До счастливых новых встреч!»
Учитель:В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. «Сказочная викторина»
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)