Середина 3-40 мин | Ознакомление с новым материалом. Работа по теме. - Прежде всего, чтобы не создать опасную ситуацию на дороге, нужно соблюдать простые правила для пешеходов. Движенья полон город! Бегут машины в ряд, Цветные светофоры И день, и ночь горят. Шагая осторожно За улицей следи. И только там, где можно, Её переходи! - Сегодня каждый школьник знает, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Повторим эти правила. 3.Пешеходы должны ходить только по …… тротуару. - А знаете ли вы, что первые тротуары появились в Париже в 18 веке. Там находился театр «Одеон». Спектакли театра пользовались большой популярностью. Перед театром скапливалось большое количество карет, людей. Это нередко приводило к несчастным случаям. Вот тогда и решили поделить улицу между пешеходами и каретами. С обеих сторон улицы отвели небольшие полосы земли, отгородили их от остальной части дороги и назвали «тротуар», что в переводе с французского означает «дорога для пешеходов». Если нет тротуара, пешеход должен идти …… навстречу транспорту. При переходе улицы обязательно посмотри сначала …. налево, а потом …. направо. Переходи дорогу по ….. пешеходным переходам. Пешеход, пешеход! Помни ты про переход! Подземный, наземный, Похожий на зебру. Знай, что только переход От машин тебя спасёт! На перекрёстке переходи дорогу …. на зелёный сигнал светофора. Красный, жёлтый и зелёный, Он на всех глядит в упор. Перекрёсток оживлённый, Неспокоен светофор. Старики идут и дети – Не бегут и не спешат. Светофор для всех на свете Настоящий друг и брат. По сигналу светофора Через улицу идём. И кивают нам шофёры: «Проходите, подождём». На красный свет – дороги нет, На жёлтый – подожди. Когда горит зелёный свет, Счастливого пути! - Интересно, что слово «светофор» - древнегреческое. В переводе на русский означает –«несущий свет». Сначала светофоры были только на железных дорогах и указывали путь поездам, они назывались семафорами. Позднее их установили и на улицах. Первый светофор в нашей стране появился в 30-х годах 20 века. Это был круг, разделённый на секторы, окрашенные в красный, жёлтый и зелёный цвета. По кругу двигались стрелки. Если стрелка указывала на красную часть, то люди останавливались, а на зелёную – шли вперёд. Физминутка. Игра «Красный, жёлтый, зелёный». красный –стоять на месте жёлтый – хлопать в ладоши зелёный – шагать на месте. 4.Переход через дорогу Учитель. Теперь вспомним правила перехода через дорогу. Послушайте еще один рассказ. Одна секунда - много это или мало? Что для пешехода одна секунда - один шаг шагнуть. А машина, скорость которой 60-80 км/ч, проезжает больше 20 м. Иногда пешеход видит: машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. Думает: водитель успеет затормозить. Он не хочет понимать, что водитель при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, не успеет остановиться. Сразу не срабатывают даже самые надежные тормоза. А если дорога скользкая, то тормозной, или остановочный, путь удлиняется. В результате при скорости 80 км/ч машина окончательно остановится только через 400 м после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра! Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам. - Какие правила перехода через дорогу вы помните? (Дети отвечают.) Правила перехода через дорогу Дорога с односторонним движением. Несмотря на то что на такой дороге транспорт движется в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Потому что навстречу транспортному потоку при включенных спецсигналах могут ехать машины скорой помощи, милиции, противопожарной и аварийных служб. Дорожная задача Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы подростков. Первая группа - мальчики. Вторая группа - девочки. Обе группы двигаются в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки - вдоль левой стороны. Вопрос: кто из них прав? Почему? (Правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара пешеходам нужно двигаться полевой стороне, навстречу идущему транспорту.) Учитель. Помните эти правила и выполняйте их, чтобы не случилось так, как в рассказе. 5. Безопасный путь от дома до школы. - Расскажите об особенностях месторасположения нашей школы. - Дома вы выполняли рисунки «Мой безопасный путь до школы», расскажите нам о самом безопасном маршруте. (рассказы детей о безопасном пути до школы) - А сейчас выполните следующее задание – проведите по карте микрорайона наиболее безопасные пути до нашей школы. 6.Правила поведения в общественном транспорте Учитель. Вспомним правила поведения в автобусе. На остановке 1. Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай. 2. Стой только на тротуаре, не наступая на бордюр. 3. Не выходи на проезжую часть. 4. Подходи к двери автобуса только после полной его остановки. При посадке 1. Пропусти выходящих пассажиров. 2. Мальчики помогают девочкам и пропускают их вперед. 3. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми. В салоне автобуса 1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей. 2. В салоне держись за поручни или сядь на свободное место. Мальчики уступают место взрослым и девочкам. 3. При выходе не суетись и не толкайся. В салоне нельзя: • отвлекать во время движения от работы водителя, требуя продать билет или спрашивая названия остановок; • шуметь, шалить, громко разговаривать, чтобы не мешать другим пассажирам; • высовываться из окон или выставлять какие-либо предметы; • возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты; • ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде. 7.Езда на велосипеде Учитель. Летом многие из вас непременно будут кататься на велосипеде. У кого есть велосипед? (Дети поднимают руки.) - Какие правила езды на велосипеде вам известны? Правила езды на велосипеде 1. По улицам городов и шоссейным дорогам на велосипеде разрешается ездить лишь с 14-летнего возраста. 2. Велосипедист обязан хорошо знать устройство велосипеда и постоянно поддерживать свою машину в хорошем техническом состоянии, особо надо проверять надежность руля и тормозов. 3. В некоторых городах, чтобы получить право управлять велосипедом, надо сдать экзамены по Правилам дорожного движения и получить номерной знак. 4. При движении по улице или шоссе велосипедисты не должны удаляться от тротуара или обочины далее чем на метр. 5. Запрещается ездить по двое или более в ряд. 6. Тротуары улиц, пешеходные дорожки бульваров, парков - не для велосипедистов! Категорически запрещается: 1. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или без рук. 2. Цепляться за проезжающий мимо транспорт. 3. Катать на одноместном велосипеде взрослых или детей. 4. Перевозить предметы, которые мешают управлению или выступают более чем на полметра в длину или ширину. 8.Обобщение. Викторина «Знаешь ли ты?» 1. Как пешеходы должны ходить по улице? (Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.) 2. Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы? (,Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.) 3. Можно ли переходить улицу наискосок? (Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.) 4. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут попасть под колеса машин.) 5. Можно ли переходить улицу на желтый сигнал светофора? {Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.) 6. Как надо переходить улицу, если нет светофора? (Прежде чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход.) 7. В какой последовательности расположены сигналы в трехсекционном светофоре? (Сигналы в трехсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый.) 9.Игра-загадка Учитель. Игра на внимание. Я задаю вопросы, а вы дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». Однако в вопросах может содержаться подвох. В этом случае правильным ответом является молчание. Вопросы: - Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место? (Это я, это я, это все мои друзья!) - Кто из вас идет на свет, говорящий: «Хода нет»? (Молчание.) - Кто из вас идет вперед только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!) - Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (Молчание.) - Кто же, правила не зная, едет «зайцем» на трамвае? (Молчание.) - Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду? (Молчание.) - Если желтый свет горит, кто идет? (Молчание.) - А кто стоит? (Это я, это я, это все мои друзья! | Знакомятся с материалом Повторяют цитату недели «Отанды сүю – отбасынан басталады» Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы учителя. Говорят о словах – ассоциациях. Работа со зрителями Смотрят видеоролик про безопасность в жизни и здоровья в осенний период. Работают с иллюстрационными материалами, отвечая на вопросы по картинкам. Знакомятся с дорожными знаками Выполняют команду учителя по игре «Жесты» Отвечают на вопросы: Что означает этот дорожный знак? Выполняют артикуляционные упражнения. Отвечают на вопросы по произведениям Задание с ученицей (ООП – 1. НП). Поет песню «Дорожные знаки» Работают в группе. . Выполняют работу в группе. Обсуждают, какую бзеопасность должны соблюдать сказочные персонажи. Отвечают на вопросы учителя про законы улиц и дорог Парная работа «Да / нет» | Жетоны «Светофор» Жетоны «Светофор» Жетоны «Светофор» Жетоны «Светофор» Жетоны «Светофор» Жетоны «Светофор» Жетоны «Светофор» Жетоны «Светофор» Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание Жетоны «Светофор» Словесно – мотивационное оценивание Жетоны «Светофор» Словесно – мотивационное оценивание Жетоны «Светофор» Словесно – мотивационное оценивание Жетоны «Светофор» Словесно – мотивационное оценивание | Плакат «Ситуации на дороге» Плакат с цитатой недели. Видеоролик про Безопасность на дорогах Открытка с Днем Республики Казахстан. Загадки про Казахстан. Слова - ответы с помеченными буквами. Понятие «Что такое право»? Плакаты «Урок безопасности». Техника безопасности в осенний период, в период каникулярного времени. Демонстрационные материалы «Моя безопасность» Презентация «Законы улиц и дорог» Демонстрационный материал «Безопасность детей в обществе», «безопасность детей по дороге домой». На доске шарики, внутри бумаги с надписями. Работа с ТСО. Приложение learningapp.com. Распределите по группам безопасности ПДД Колонка и микрофон. Картинки со сказочными героями и с элементами их одежды. Литературные произведения из программы 4 класса , 1 четверть. Произведение «Разноцветная бабочка». |
Конец 40-45 мин | Подведение итогов Наш юный друг! По улицам и дорогам нескончаемым потоком движутся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, троллейбусы, трамваи. Они имеют большую скорость, их быстро остановить невозможно. Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу перед движущимся транспортом, рискует своим здоровьем и даже жизнью. Такой риск никому не нужен. Мы обращаемся к тебе, юный друг, и верим, что, выйдя из дома или из школы на улицу, ты всюду будешь помнить наши дружеские советы. • Будь всегда примером в соблюдении Правил дорожного движения и требуй этого от своих товарищей. • Переходи улицу по пешеходным переходам и только при зеленом сигнале светофора, а там, где его нет, - при отсутствии идущего транспорта. • Не выбегай внезапно на дорогу. • Ожидая автобус, троллейбус или трамвай, стой на тротуаре или на посадочной площадке. • Не выезжай на велосипеде на дорогу, если не выучил правил движения и тем более если тебе нет 14 лет. • Помни о малышах. Чтобы сохранить им жизнь, здоровье, уведи их с проезжей части дороги. Соблюдая Правила дорожного движения, ты, юный друг, будешь оберегать себя и окружающих от несчастных случаев, поможешь водителям своевременно выполнять очень важную работу по перевозке пассажиров и грузов. Делаем ребятам предостережение: Выучите срочно правила движения, Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойны были за рулем водители! | Учащиеся работают по методу ротации. Начинает одна группа, на одном листе журнала пишут право и обязанность. | Словесно – мотивационное оценивание Словесно – мотивационное оценивание | Самодельный журнал безопасности правил дорожного движения |